МАГАЗИН

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

"МАГАЗИН"
2. Разновидность игры в «классы».
О 1987–1989 гг.: «Играли в классики. У всех была своя отдельная бита – камешек удобный для кидания. Как правило, до четвертого класса доходили спокойно, без лишних усердий. Во время игры все тщательно смотрели, чтобы бита не попала на черту, иначе надо было ждать опять своей очереди. Разновидностью классиков была игра в магазин. Расчерчивали большой прямоугольник, в котором было много горизонтальных широких полосок. В этих маленьких прямоугольниках подписывалось значение: “деньги”, “дом”, “машина”, “одежда”, “тюрьма” и т.д. Для того чтобы начать игру, надо было попасть на графу “деньги”. Играли такой же битой. Если попадали на графу тюрьма, то всё, что ты имел, пропадало, надо начинать всё сначала» (537).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

"МАГАЗИН"
3. Разновидность игры в скакалки.
О 1984–1987 гг.: «В детстве мы с девчонками играли в разные игры… Чаще всего мы играли в скакалки, много подвидов этой игры. Одна такая игра называется “Магазин”. Двое участниц этой игры крутят скакалку – они считаются продавцами, а другие участницы, которые будут прыгать – покупателями. Одна участница запрыгивает на середину и поворачивается лицом к одному из продавцов и, прыгая, спрашивает: “Магазин открыт?” Продавец отвечает: “Открыт” и называет, какой у неё товар и сколько стоит. Например: 5 рублей. Покупатель покупает этот товар, то есть прыгает пять раз, и говорит: “Спасибо. До свидания” и поворачивается к другому продавцу, покупает у него какой-нибудь товар и выпрыгивает с середины. За ней запрыгивает другая участница, и игра так продолжается. Если одна хоть ошибётся, она становится продавцом и кружит скакалку. Стоимость товара не может превышать десяти рублей» (589).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

"МАГАЗИН"
1. Одна из самых распространенных детских импровизационно-ролевых игр.
О вт. пол. 1930-х гг.: «Самой тихой и чисто девчоночьей игрой в нашем дворе была игра в магазин. В ней мы в полной мере отдавали должное всем растущим вокруг травам. Они и составляли то, чем торговали в “магазине”. Кислица была капустой; листок одуванчика всегда селедкой; клевер – “кашка”, естественно, крупой: нужно только растеребить цветок; белые сладкие зевчики глухой крапивы – конфетами. Об остальном уславливались. Листья подорожника служили тарелками и подносами, на которых раскладывался товар. Росла в наших дворах, и изобильно, еще такая низкая ромашка без лепестков – одни желтые шарики на пушистых веточках-стебельках, она тоже всегда шла в ход… Весами были щепочки, гирями – камушки. Стеклышки – деньги. Как-то утром, когда мы только начали играть и ещё не успели разложить весь свой “товар”, девочки вдруг всё побросали и… побежали к шаповаловскому дому» (Кравченко, 2007).
О середине 1940-х гг.: «Как-то на берегу домашние, или, как мы их называли, родительские, девочки играли в продавцов и покупательниц, “отоваривали карточки”. “Покупатели”, повязанные головными платками, становились в очередь и чернильным карандашом выводили на ладонях номера. Одна девочка протягивала другой бумажку, а та ей отпускала колбасу из глины…» (Шмеринг, 1959, 166).
О начале 1960-х гг.: «Дети, приходя из садика домой, спрашивают: “Мама, чем нам заняться?” Но чаще они сами находят себе занятие. Например, Вова предлагает сестре: “Давай играть в “магазин””. Пока “строят магазин”, дети очень оживлены. Но вот дело дошло до покупки и продажи, и игра быстро надоедает. Тут же я включаюсь – схожу раз пять-шесть за “покупками”. Продавцов” и “покупателей” меняем. Потом предлагаю “магазин закрыть”, то есть убрать все игрушки на место, и заняться, например, рисованием» (Вершинина, 1963, 4). О девочке в дет. саду в г. Великий Устюг в 1960-е гг.: «Играли мы и на хозяйственном дворе. Это не особенно приветствовалось воспитателями. Но иногда они отпускали нас набрать “мяса” для игры в магазин, и мы застревали там надолго. “Мясо” – это волокна размякшей сердцевины бревен, которые привезли для печки. (В саду было печное отопление)» (Мосалова, 2007, 7).
О вт. пол. 1960-х гг.: «Играют маленькие подружки в “магазин”. У одной листики-деньги, и у другой такие же деньги. Но только одна из них может сказать: “Я с тобой больше играть не хочу”, а другая таких слов никогда не скажет. И только одна из них решает, кого еще она хочет принять в игру и кому достанется высокая роль продавщицы, а кто будет покупателем… Девочки в облюбованных ими углах двора играют в “магазин”, разложив на скамейке пучки травы, изображающие зелёный лук, и щепочки, обозначающие докторскую колбасу, или, сложив кирпичи квадратиком и постелив сверху белую бумагу, устраивают поликлинику» (Матвеев, 1970; 8, 9).
О г. Новоаганске Нижневартовского р-на Тюменской обл. в 1984–1986 гг.: «Помню, пока ходила в детский сад (в старшую группу и подготовительную), любимыми играми были “магазин” и “больница”, еще любила собирать разные конструкторы и мозаики» (503).
О середине 1980-х гг.: «Самой интересной из всех житейских игр была игра “в магазин”. Тут нашей фантазии не было границ. Из песка мы лепили различные торты, пирожные. Рвали цветы в палисадниках и ими украшали свои поделки. Один из ребят был продавцом. У нас в ограде были песочницы, так вот продавец сидел внутри этой песочницы, а деревянная загородка была прилавком. Мы находили большую досочку, клали её на кирпич. Это были у нас весы, а камни служили гирями. Листья с деревьев являлись деньгами. И вот, когда всё “испечено”, один из нас садился за прилавок, а все остальные выстраивались в длинную очередь. Когда торты и пирожные заканчивались, мы опять все вместе их лепили, а потом играли. Кроме продуктового, мы играли в ювелирный магазин. Каждая девочка выносила все свои драгоценности. Мы раскладывали их на лавочке или столе (в ограде стоял стол, где мужики играли в домино). Покупали сережки, колечки, браслеты и т. д. у кого уши были проткнуты те носили сережки, у кого не проткнуты, обходились листочками или вообще не покупали» (576).
О с. Вознесенском Далматовского р-на в середине 1980-х гг.: «В эти игры… мы играли, когда на улице было тепло, солнечно. Но очень часто бывали долгие дождливые дни и вечера, которым, казалось, не будет конца и края. В такие дни мы обычно собирались у меня. В нашем доме очень просторная светлая веранда. Вот там-то мы и играли, когда на улице шел дождь. Играли мы обычно вчетвером: я, Оля, Таня и Ирина. У каждого из нас было свое “дело”. Например, у нас с Таней был “магазин”, в котором мы продавали все, что найдется подходящего в доме. Продавали посуду, бижутерию, свои бантики, мамины духи, часы и т.д. На каждом товаре был ценник со стоимостью товара. Деньги мы делали сами; выстригали из белой бумаги прямоугольники и на них указывали стоимость купюры (10 рублей, 1 рубль, 5 копеек и т. д.) В нашем магазине обязательно был перерыв, во время которого мы ходили в столовую, которой заведовала Ира. Заранее из дома мы приносили что-то вкусненькое, кто что мог. Вот этим-то нас и потчевали в столовой. Мы все чувствовали себя взрослыми, самостоятельными людьми, хотя иногда все же продолжали играть в кукол» (456).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
411.84 кб

Детская литература в России на рубеже XIX–XX вв. (по материалам «Известий книжных магазинов Товарище

Гордеева Е. Ю.
На примере издательской деятельности М.О. Вольфа рассматриваются проблемы развития детской литературы, журналов для детей, а также особенности библиографических журналов в России на рубеже XIX–XX вв.

Похожие термины:

  • МАГАЗИН игрушек

    магазин, где продаются игрушки и товары для детей. О 1947 годе: «…Они подошли к магазину игрушек. В магазинном окне кукла с толстыми щеками улыбалась, расставив ноги в настоящих кожаных башмаках. Син