призыв или обращение в лаконичной форме, выражающее определённую идею, требование. Ю.И. Левин, анализируя советские Л., даёт такое определение: «Под лозунгом понимается краткий письменный текст (обычно — одно простое предложение), выражающий «руководящую идею, задачу, требование» (БСЭ, 3-е изд.), оформленный в достаточном для массового восприятия формате и расположенный в том или ином общественном месте (улица, площадь или шоссе, предприятие, клуб и т.д.)» [Левин 1998: 542].
Слово «лозунг» пришло в русский язык из немецкого «die Losung». Изначальное его значение — ‘пароль’ или ‘опознавательный крик’. Немецкое слово происходит от глагола «losen» — ‘отличать, кидать жребий’ [Большой словарь иностранных слов 2003: 360]. Для Л. значима идея сплочённости во имя общего дела. Он представляет собой «тип социального красноречия, в котором ценится лаконичное оформление доходчивого и хлёсткого содержания» [Матвеева 2003: 142].
Л. используются в политической, религиозной и других сферах. Л. возможен как в устном, так и в письменном виде. Устный Л. характерен для митинговой речи ораторов. В письменном виде Л. чаще всего появляется в форме плакатов, транспарантов, листовок и других публицистических материалов. Л., как правило, хорошо запоминается и является краткой формой передачи мысли, поэтому его часто используют в целях пропаганды.
Содержание Л. определяет его форму. В напряжённые моменты борьбы, рассчитанный на агитацию, Л. должен быть ясным, общепонятным, броским, кратким и легко запоминаемым. Словесная форма Л. должна способствовать максимально быстрому его усвоению. В Л., как правило, не используются выразительные средства языка (тропы, фигуры), восприятие которых субъективно. Язык Л. должен быть свободен от элементов, затрудняющих восприятие (омонимов, варваризмов и т.д.). Л. часто обходятся и без глагольных конструкций, что создаёт особую экспрессию энергии, категоричности. Напр., Л. Мира, хлеба и власти, с которым выступил одним из первых против самодержавия в 1917 г. волынский полк, или главный лозунг большевиков 1917 года — Вся власть советам. В письменных Л. глагол заменяется тире, напр.: Пятилетку — в 4 года, Техника — массам, Война — войне. Возможен Л., который состоит из одного слова. Напр., знаменитый контрреволюционный Л. французского политика-либерала Франсуа Гизо — Обогащайтесь! (фр. Enrichissez-vous!), в речи, произнесённой (1 марта 1843 г.) во французской палате депутатов.
В современном мире наиболее распространёнными являются Л., функционирующие на митингах, пикетах, забастовках и т.п. Эти Л. выполняют знаковую функцию протеста. Напр.: Нет гражданской конфронтации!, Требуем снижения цен!, Я против завода ферросплавов! Акции протеста способны влиять на политический и экономический курс правительства. Л. в ситуации акции протеста имеют прагматическую цель: изменить действия, ценностные установки власти и её представителей, а также продемонстрировать ей недовольство, возмущение, несогласие или, наоборот, поддержку со стороны митингующих. Распространены Л., функционирующие во время избирательных кампаний. Функция этих Л. — привлечение голосов избирателей. Такие Л. чаще всего можно встретить в предвыборных листовках. Предвыборные Л. пересекаются с рекламными текстами. В городе они чаще всего размещены на тех же местах, что и уличная реклама. Напр., Я пришёл дать вам волю! (и фото Г.А. Явлинского). Л. могут размещаться на уличных щитах. Их функция — декларирование культурных и социальных ценностей. Напр., Сделаем наш город городом высокой культуры!
Удачно созданный Л. служит средством воздействия: вдохновляет сторонников, привлекает клиентов, формирует корпоративный дух и сплочённость коллектива.
Лит.: Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Москвин. М., 2003; БСЭ. М., 1975; Енина Л.В. Современные российские лозунги как сверхтекст: АКД. Екатеринбург, 1999; Левин Ю.И. Семиотика советских лозунгов // Левин Ю.И. Поэтика. Семиотика: избр. труды. М., 1998; Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М., 2003; Попов С. Волшебная роль лозунга. URL: www. love- money . ru/lozung/index. htm.
H.H. Акулова
0.00 байт
Опережающее развитие НПО: лозунг или приоритет?
Рассматриваются проблемы вхождения современной российской профессиональной школы в экономику страны и в систему партнерских отношений с работодателями.