ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич
(1711–1765) – ученый-энциклопедист, художник и поэт. Основные работы: «Краткое руководство к риторике», «Риторика», «Российская грамматика», «Древняя Российская история», «Регламент академической гимназии» и др. Ломоносов был сторонником идеи переустройства общественной и личной жизни людей средствами правильно поставленного школьного образования, развивающего разум, мышление и способствующего совершенствованию нравов. Цели воспитания он формулировал в рамках идеологии Просвещения и в русле своих демократических взглядов на обучение детей всех сословий. В основе обучения должен лежать познавательный интерес, вызывающий, по мнению Ломоносова, творческое усвоение учебного материала и развитие в студентах и учащихся исследовательских устремлений.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Михаил Васильевич Ломоносов
1711-1765) великий русский ученый-энциклопедист, естествоиспытатель, поэт, историк, художник, просветитель. Сын помора, пришедший пешком в Москву. Скрыв крестьянское происхождение, поступает в 1731 г. в Славяно-греко-латинскую академию, откуда переведен в академическую гимназию Петербурга, а затем направлен за границу. С 1745 г. академик Петербургской академии наук. Вместе с И. Шуваловым был инициатором открытия Московского университета, который носит его имя. В составе университета было три факультета: юридический, философский и медицинский. При университете открылось две гимназии (для дворян и разночинцев). Обучение велось в основном на русском языке. Ломоносов разработал «Регламенты» для учителей и учеников гимназий, где рекомендуется сознательное, последовательное, наглядное обучение. Ведущими дидактическими принципами считал принципы посильности и развивающего обучения. Одним из первых в России стал разрабатывать вопросы содержания и методов обучения. Считал, что способы обучения должны соответствовать возрасту ребенка, а учебный материал соразмерен с его силами. Широко применял в педагогической практике конкретный фактический материал. Сделал ряд научных открытий: сформулировал закон сохранения материи, заложил основы физической химии. Создал ряд оптических приборов, описал строение Земли. Автор трудов по русской истории. Автор ряда учебников. Его «Российская грамматика» в течение 50 лет считалась лучшим руководством для общеобразовательной школы. Главную роль в осуществлении просветительских замыслов отводил Академии наук, важнейшим направлением деятельности которой считал создание условий для воспитания отечественных ученых.

Источник: История образования и педагогической мысли

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич
1711—1765) — великий русский ученый, естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель. Основные пед. работы: «Краткое руководство к риторике», «Российская грамматика», «Древняя российская история», «О сохранении и размножении российского народа», «Проект регламента московских гимназий» и др. Считал целью воспитания подготовку к служению Родине и народу, основу воспитания видел в науке, к-рая совершенствует человека в умственном и нравственном отношениях. Был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний в стране, организатором науки и просвещения. Основал первый русский университет в Москве. Впервые в России разработал пед. теорию, методологической основой к-рой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии. Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светскости образования и получения молодым поколением основ научных знаний. Впервые выступил в русской педагогике сторонником синтеза классического, естественно-научного и реального образования. В его методах обучения выделяются элементы политехнического образования. Являлся сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов. Разрабатывал принципы обучения: наглядность, доступность, развитие активности и самостоятельности ученика. Стремился к распространению «высоких наук» в российском государстве и при этом на русском языке. Написал ряд учебников — первую грамматику на русском языке, руководство к риторике, первые основания горной науки и др.

Источник: Педагогический словарь

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711-1765)
первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель. Родился в семье помора. В 19 лет ушел учиться (с 1731 в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в С.-Петербурге, в 1736-41 в Германии). С 1742 адъюнкт, с 1745 академик Петербургской АН. Открытия Л. обогатили мн. отрасли знания. Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества, сформулировал принцип сохранения материи и движения; заложил основы физической химии. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд оптических приборов. Описал строение Земли, объяснил происхождение мн. полезных ископаемых и т.д. Автор трудов по русской истории. Крупнейший русский поэт-просветитель 18 в.; один из основоположников силлабо-тонического стихосложения и пр. В 1748 осн. при АН первую в России химическую лабораторию. По инициативе Л. основан Московский университет (1755). Преподавание в нем началось на основе трудов Л. по естествознанию, русской грамматике, риторике, поэтике. Л. разработал "Штаты и регламенты" для университета и университетских гимназий. Основой обучения Л. считал родной язык. В академической гимназии Л. учредил особые классы по изучению русского языка. Изданная в 1748 "Риторика" Л. была первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. На основе "Риторики" написаны учебники по русскому красноречию. Перу Л. принадлежит первый научный труд по грамматике русского языка - "Российская грамматика" (1755, опубликована в 1757; выдержала 11 изданий, переведена на мн. языки). Л. добивался перевода на русский язык мн. учебных пособий. Одной из существенных частей образования, дающей "младым - старых разум", Л. считал историю, патриотические задачи которой сформулировал в "Посвящении к "Истории Российской" В.Н. Татищева" (1749). Л. издал "Краткий российский летописец с родословием" (1760) и "Древнюю российскую историю от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года" (ч. 1-2, 1766), в которой выступил с критикой норманнской теории, утверждая самобытное происхождение русской культуры и государственности. Просветительская деятельность Л. не ограничивалась рамками АН. Он предложил проект создания в С.-Петербурге отдельного университета, не входящего в АН, выдвинул идею открытия университета в Киеве, участвовал в создании АХ в Петербурге, обосновал необходимость учреждения гимназий в губернских городах. Однако гл. роль в осуществлении просветительских замыслов Л. отводил АН. Важнейшим направлением ее деятельности считал создание условий для воспитания отечественных ученых.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич
(8[19] ноября 1711 г. – 4[15] апреля 1765 г.) – первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель.
Родился в семье крестьянина-помора. Стремясь получить образование, в 1730 г. отправился в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 г. в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов М.В. был направлен в Петербург в Академический университет, а в 1736 г. командирован для продолжения образования в Германию, где учился сначала в Марбурском университете, а затем в университете г.
Фрайбурга. По возвращении из-за границы (1742) Л. был назначен адъюнктом АН по физическому классу, а в 1745 г. стал первым русским, избранным на должность профессора (академика).
Главным предметом научных работ Ломоносова М.В. в течение первых 10 лет были естественные науки, особенно химия, физика, металлургия, физическая география, а с 1753 г. и до конца жизни Ломоносов М.В. работал в самых различных областях естественных и прикладных наук, занимался наряду с этим литературным творчеством, опубликовал несколько од и трагедий, а также ряд фундаментальных философских трудов. В 1763 г. Ломоносов М.В. стал членом Академии художеств. В последние годы жизни его научные работы были высоко оценены за пределами России. Почетный член Шведской (1760) и Болонской (1764) АН.
Ломоносов М.В. был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний. Видя прогресс общества прежде всего в развитии наук и просвещения, он много сил отдал борьбе за расширение АН и улучшение ее работы как учебно-научного учреждения. В должности советника канцелярии АН (1757) разработал план реорганизации управления АН и проект ее устава. По инициативе Ломоносова М.В. и по его проекту при содействии И.И. Шувалова в 1855 г. был открыт Московский университет. Преподавание в нем началось на основе трудов Ломоносова М.В. по естествознанию, русской грамматике, риторике, поэтике. Он разработал «Штаты и регламенты» для университета и университетских гимназий.
Основой обучения Ломоносов М.В. считал родной язык. В академической гимназии учредил особые классы по изучению русского языка. Его перу принадлежит первый научный труд по грамматике русского языка – «Российская грамматика» (1755, опубликована в 1757). Выдержавшая 11 изданий, переведенная на немецкий, французский, греческий языки, эта работа получила самое широкое распространение в русской школе второй половины XVIII в.Ломоносов М.В. добивался переводов на русский язык многих учебных пособий. Переведенная им с латинского языка «Волфианская экспериментальная физика» (1746, 1760) была первым на русском языке учебником физики для высшей школы. Целям обучения служили и собственные труды Ломоносова М.В. по химии: «Элементы математической химии» (1741), «Введение в истинную физическую химию» (1752), «Опыт физической химии, часть первая, эмпирическая» (1752–1753) и др.
Одной из существенных частей образования, дающей «младым – старых разум», Ломоносов М.В. считал историю, патриотические задачи которой сформулировал в «Посвящении к «Истории Российской» В.Н. Татищева» (1749). В результате систематического изучения подлинных исторических документов издал «Краткий российский летописец с родословием» (1760), представлявший собой перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно, и «Древнюю российскую историю от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года» (ч. 1–2, 1766), в которой выступил с критикой норманской теории, утверждая самобытное происхождение русской культуры и государственности.
Просветительская деятельность Ломоносова М.В. не ограничилась рамками АН. Он предложил проект создания в Петербурге отдельного университета, не входящего в АН, выдвинул идею открытия университета в Киеве, участвовал в создании Академии художеств в Петербурге, обосновал необходимость учреждения гимназий в губернских городах. Однако главная роль в осуществлении просветительных замыслов Петра I Ломоносов М.В. отводил АН. Важнейшим направлением ее деятельности он считал создание условий для воспитания отечественных ученых. «За то терплю, – писал Ломоносов М.В. перед смертью, – что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы научились россияне, чтобы показали свое достоинство».
Соч.: Полн. собр. соч. Т. 1–10. – М.; Л., 1950–59; Избр. произв. – М.; Л., 1965; Российская грамматика. – М., 1983; Избр. произв. Т. 1–2. – М., 1986; Соч. – М., 1987; Избр. произв. – Л., 1990; О воспитании и образовании. – М., 1991.
Лит.: Билярский П.С. Материалы для биографии Ломоносова. – СПб., 1865; Меншуткин Б.Н. Жизнеописание М.В. Ломоносова. – М.; Л., 1974; Бобровникова В.К. Педагогические идеи и деятельность М.В. Ломоносова. – М., 1961; Перевалова Л.А. Педагогические взгляды М.В. Ломоносова. – М., 1964; Лебедев Е.Н. Ломоносов. – М., 1990.
П.А. Лебедев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич
8(19).11.1711, с. Денисовка Архангельской губ., ныне с. Ломоносове, — 4(15).4. 1765, Петербург], первый рус. ученый-естествоиспытатель, поэт, филолог, художник, историк, просветитель.
Род. в семье крестьянина-помора. Стремясь получить образование, в 1730 отправился в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 1735 в числе наиб. отличившихся учеников Л. был направлен в Петербург в Академич. ун-т, а в 1736 командирован для продолжения образования в Германию, где учился сначала в Марбургском ун-те, а затем в ун-те г. Фрайбурга. По возвращении из-за границы (1742) Л. был назначен адъюнктом АН по физ. классу, а в 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора (академика).
Гл. предметом науч. работ Л. в течение первых 10 лет были естеств. науки, особенно химия, физика, металлургия, физ. география, а с 1753 и до конца жизни Л. работал в самых разл. областях естеств. и прикладных наук, занимался наряду с этим лит. творчеством, опубликовал неск. од и трагедий, а также ряд фундаментальных филол. трудов. В 1763 Л. стал чл. Академии художеств. В последние годы жизни науч. работы Л. были высоко оценены за пределами России. Почетный чл. Шведской (1760) и Болонской (1764) АН.
Л. был инициатором разнообразных научных, техн. и культурных начинаний. Видя прогресс общества прежде всего в развитии наук и просвещения, Л. много сил отдал борьбе за расширение АН и улучшение ее работы как уч.-науч. учреждения. В должности советника канцелярии АН (1757) разработал план реорганизации управления АН и проект ее устава. По инициативе Л. и его проекту при содействии И. И. Шувалова в 1755 был открыт Московский университет. Преподавание в нем началось на основе трудов Л. по естествознанию, рус. грамматике, риторике, поэтике. Л. разработал «Штаты и регламенты» для ун-та и университетских гимназий. Предложения Л. способствовали организации уч. дела в АН: в университете были учреждены факультеты, назначены профессора, началось систематич. чтение лекций, в гимназиях введена должность инспектора, назначены преподаватели из числа адъюнктов АН. Проведенные по его плану демокр. преобразования увеличили втрое число учащихся гимназий за счет расширения фондов казенного содержания и постройки общежития. «Регламентами» определялись отношение гимназистов к учению, их поведение, внеш. вид. Если гимназия была призвана приучать воспитанников «к правильному образу мышления», то гл. обязанность гимназистов — «к наукам простирать крайнее прилежание».
Основой обучения Л. считал родной язык. В академич. гимназии Л. учредил особые классы по изучению рус. яз. До Л. учебники устного и письменного красноречия составлялись либо на церк.-славянском яз., либо на латыни. В 1743 Л. написал «Краткое руководство к риторике» на рус. яз. Изданная в 1748«Риторика» Л. была первой в России хрестоматией мировой лит-ры, включавшей также лучшие произведения отеч. словесности. На основе «Риторики», отражающей мн. теоретич. вопросы развития отеч. лит. речи и письма, впоследствии были написаны учебники по рус. красноречию. Перу Л. принадлежит первый науч. труд по грамматике рус. яз. — «Российская грамматика» (1755, опубл. 1757). Выдержавшая 11 изданий, переведенная на нем., франц., греч. яз., эта работа получила самое широкое распространение в рус. школе 2-й пол. 18 в. В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1758) обосновал возможность развития рус. лит. языка на основе сочетания церк.-славянского и рус. нар. элементов, обусловившего разграничение лит. стилей («высокий», «средний» и «низкий» слог). Большую роль в становлении грамматич. норм сыграло собственное лит. и естеств.-науч. творчество Л.
Л. добивался переводов на рус. яз. мн. уч. пособий. Переведенная им с лат. яз. «Волфианская эксперим. физика» (1746) была первым на рус. яз. учебником физики для высш. школ. Целям обучения служили и собств. труды Л. по химии «Элементы матем. химии» (1741), «Введение в истинную физ. химию» (1752), «Опыт физ. химии, часть первая, эмпирическая» (1752—53) и др.
Одной из существенных частей образования, дающей «младым — старых разум», Л. считал историю, патриотич. задачи к-рой сформулировал в «Посвящении к "Истории Российской" В. Н. Татищева» (1749). В результате систематич. изучения подлинных ист. док-тов Л. издал «Краткий рос. летописец с родословием» (1760), представлявший собой перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно, и «Древнюю рос. историю от начала рос. народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года» (ч. 1—2, 1766), в к-рой выступил с критикой норманской теории, утверждая самобытное происхождение рус. культуры и государственности.
Просветительская деятельность Л. не ограничивалась рамками АН. Он предложил проект создания в Петербурге отд. унта, не входящего в АН, выдвинул идею открытия ун-та в Киеве, участвовал в создании АХ в Петербурге, обосновал необходимость учреждения гимназий в губернских городах. Однако гл. роль в осуществлении просветительских замыслов Петра I Л. отводил АН. Важнейшим направлением ее деятельности он считал создание условий для воспитания отеч. ученых. «За то терплю, — писал Л. перед смертью, — что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы научились россияне, чтобы показали свое достоинство».
С о ч.: Поли, собр. соч., т. 1 — 10, М. — Л., 1950—59; Избр. произв., [вступ. ст. А. А. Морозова], М. — Л., 1965; Рос. грамматика, М., 1983 (факсим. изд.); Избр. произв. т. 1 — 2, М., 1986; Соч., М., 1987; Избр. произв., Л., 1990; О воспитании и образовании, М., 1991.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
446.63 кб

Михаил Васильевич Ломоносов как мыслитель

Горохов Павел Александрович
В статье дан историко философский и науковедческий анализ достижений великого русского мыслителя, сумевшего за короткий срок не только совершить ряд основополагающих и судьбоносных открытий во всех отраслях естествознания, но и со
Читать PDF
63.28 кб

Концепция атласа Михаил Васильевич ломоносов

Калуцков Владимир Николаевич
В статье обсуждается концепция атласа, посвященного 300-летнему юбилею основателя Московского университета М.В. Ломоносова. Разработаны методологические подходы и принципы создания атласа выдающейся личности.
Читать PDF
110.63 кб

Михаил Васильевич Ломоносов «Первый наш университет» (1711 1765)

Ждан Антонина Николаевна
Представлены основные этапы жизни и деятельности выдающегося отечественного ученого. Показаны особенности его личности и мировоззрения. Раскрывается вклад Ломоносова в развитие научной психологической мысли в России.
Читать PDF
415.71 кб

История гениальности в России: Михаил Васильевич Ломоносов (1711-2016)

Чернов Сергей Васильевич
Настоящая работа составлена из нескольких фрагментов, взятых из трудов С. В. Чернова «Истории гениальности в России», первая книга этих трудов, посвящённая Михаилу Васильевичу Ломоносову, носит название «Университет всея Руси».
Читать PDF
112.07 кб

Опыт психологического портрета Михаила Васильевича Ломоносова: к постановке проблемы

Ильченко Валентин Иванович, Ильченко Анна Игоревна
Предпринята попытка создания психологического портрета Ломоносова. Раскрывается феномен его личности, как творца и великого ученого, служившего и народу, и высшей государственной власти.
Читать PDF
416.45 кб

Михаил Васильевич Ломоносов как зиждитель и подвижник российского историописания. Статья 1. Мировозз

Васильев Юрий Альбертович
Автор позиционирует великого русского мыслителя М. В. Ломоносова в качестве творца и основоположника историописания в России.