ЛОГОПЕДИЯ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЛОГОПЕДИЯ
отрасль дефектологии, изучающая нарушения речи при нормальном слухе, пути их преодоления и предупреждения.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ЛОГОПЕДИЯ
раздел дефектологии, изучающий вопросы постановки правильной речи, предупреждения и устранения ее дефектов.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ЛОГОПЕДИЯ
отрасль психологии и педагогики, изучающая недостатки речи, принципы и методы их предупреждения и преодоления.

Источник: Педагогический словарь

Логопедия
наука, изучающая людей с речевыми нарушениями и разрабатывающая методы коррекционно-педагогической работы с ними.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Логопедия
отрасль специальной педагогики, в задачи которой входят изучение речевых нарушений, разработка принципов и методов их выявления, предупреждения и преодоления.

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

Логопедия
(от греч. logos – слово, речь и paideia – воспитание, обучение) – педагогическая наука, отрасль дефектологии, изучающая нарушения развития речи при нормальном слухе.

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

Логопедия
(от греч. logos – слово, речь и paideia – обучаю) – отрасль дефектологии, изучающая нарушения речи при нормальном слухе и разрабатывающая пути их преодоления и предупреждения.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ЛОГОПЕДИЯ
от греч. logos — слово, речь и paideia — воспитание, обучение) — раздел дефектологии, изучающий вопросы постановки правильной речи, предупреждения и устранения ее дефектов. Нарушения речи затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют успешному развитию познавательной деятельности детей, влияют на формирование их психики.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ЛОГОПЕДИЯ
(от греч. Logos-слово, речь и paideia-обучение) область коррекционной педагогики, в задачу которой входит изучение механизмов формирования устной и письменной речевой деятельности, разработка принципов и методов предупреждения и преодоления недостатков произношения (внятности, темпов и плавности), чтения и письма, фонетической и лексикограмматической системы компонентов речевой деятельности.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ЛОГОПЕДИЯ
(гр. logos – слово и paideia – воспитание, обучение) — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о принципах и методах их предупреждения, выявления, устранения средствами специального обучения и воспитания. Л. изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности. Основной целью Л. является разработка научно обоснованной системы обучения и воспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

ЛОГОПЕДИЯ
от греч. logos - слово, речь и paideia - воспитание, обучение) — наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания; один из разделов коррекционной педагогики. Подразделяется на дошкольную Л., школьную Л. и Л. взрослых. Л. исследует структуру нарушений речи и их влияние на психическое развитие ребенка; разрабатывает методы педагогической (логопедической) диагностики и устранения этих нарушений; организует логопедическую помощь в системе образования и здравоохранения; предупреждает, выявляет и устраняет (компенсирует) нарушения речи путем специально организованного логопедического воздействия. Воздействие включает развитие сенсорных функций, речевой моторики, рече-мыслительной деятельности, процессов внимания, памяти; нормализацию речевого общения, регуляцию социальных отношений. Методы логопедического воздействия дифференцируются в зависимости от формы и глубины нарушений, времени их наступления, наличия отклонений психического развития; условий коррекционно-образовательного процесса (детский сад, школа, санаторий и т.п.). Логопедическую помощь оказывают специальные (коррекционные) образовательные учреждения и психолого-педагогические службы системы образования и здравоохранения. Научно-исследовательская работа в области Л. осуществляется в Институте коррекционной педагогики РАО, подготовка педагогических кадров - на дефектологических факультетах педагогических вузов. См. также Дислексия, Заикание, Коррекционно-развивающее обучение, Речь, Ринолалия

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Логопедия
[гр. logos – слово, мысль, разум + paideia – воспитание] – отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение недостатков речи, разработка принципов и методов их предупреждения и преодоления. Нарушения речи могут затрагивать различные компоненты речевой деятельности. Одни из них касаются только произношения и выражаются внарушениях внятности без каких-либо сопутствующих явлений; другие проявляются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма. Существуют нарушения, охватывающие как фонетическую, так и лексико-грамматическую систему. Часто недостатки речи касаются ее темпа и плавности. Нарушения речи нередко препятствуют успешному развитию познавательной деятельности детей, неблагоприятно влияют на формирование их психики. У них проявляются такие черты, как замкнутость, неуверенность в себе, негативизм и др. Преодоление нарушений речи осуществляется специальными педагогическими методами, часто при одновременном проведении врачебных мероприятий. Однако устранение неблагоприятных условий звукообразования само по себе обычно не обеспечивает преодоления дефектов речи, возникающих в связи с анатомическими особенностями артикуляционного аппарата. Исправление речи в этих случаях достигается проведением логопедической работы с детьми. Исследования логопедов раскрыли механизмы взаимодействия нарушений слухового восприятия и речедвигательной функции, произносительной деятельности и фонемообразования, нарушений устной и письменной речи. Вскрыта взаимозависимость нарушений звуковой и смысловой стороны речи; тем самым выявлены сложные и многообразные механизмы психических процессов, участвующих в формировании речевой деятельности.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ЛОГОПЕДИЯ
от греч. logos — слово, речь и paideia — воспитание, обучение), отрасль дефектологии, изучающая нарушения речи при нормальном слухе, пути их преодоления и предупреждения. Недостатки речи различны по своим проявлениям, своей природе, степени выраженности и влиянию на психич. состояние и развитие. Нек-рые нарушения относятся только к произношению (косноязычие), другие проявляются также в нарушениях чтения (алексия, дислексия), письма (аграфия, дисграфия) или захватывают лексико-грамматич. сторону речи (напр., алалия, афазия). Часто недостатки речи выражаются в расстройствах ее темпа и плавности (заикание, тахилалия, брадифразия). Нарушения речи затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют успешному развитию познават. деятельности детей, неблагоприятно влияют на формирование их психики. У детей появляются такие черты, как замкнутость, неуверенность в себе, негативизм и др.
Впервые вопросы коррекции недостатков речи при нормальном слухе рассматривались в 17 в. в работах по сурдопедагогике. Как самостоят. отрасль дефектологии Л. начала формироваться со 2-й пол. 19 в. До кон. 30-х гг. 20 в. в Л. преобладали упрощенные представления о речи как о совокупности специализир. мускульных движений и о соответствующих методах коррекции. С ростом науч. представлений о сложной природе речевой деятельности и появлением психол. исследований в данной области коренным образом изменилось направление Л. — на первое место стало выдвигаться пед. содержание Л.
При логопедич. исследованиях помимо произносит, дефектов определяются уровень лексико-грамматич. развития, степень овладения звуковым составом слова и письменной речью и т. д. Установлено взаимодействие между нарушениями фонетики, лексики и грамматики; произношения и фонемообразования; дефектами устной и письменной речи. Большое пед. значение имеет также выявление связи речевой деятельности с психикой ребенка.
Изучение и преодоление недостатков речи ведется с учетом достижений психологии, языкознания, физиологии, медицины (невропатологии, психиатрии, отоларингологии, офтальмологии) и др. наук. Напр., психол. данные о развитии ситуативной и контекстной речи используются для формирования речи при алалии, для преодоления заикания и т. д. Учение о системном строении языка, фонематич. теория служат лингвистич. основой Л.
В Л. как пед. науке изучение аномального развития речи подчинено задаче разработки путей спец. обучения и воспитания детей, страдающих недостатками речи. Задачей Л. также является перевоспитание (устранение) последствий речевого дефекта, отрицательно влияющих на психику и поведение ребенка. Серьезное внимание в Л. уделяется борьбе с неуспеваемостью, обусловленной нарушениями речи, реактивным изменениям личности.
Нарушения речи преодолеваются пед. методами, причем направление спец. обучения и коррекционно-воспитат. мероприятий при необходимости сообразуется с мед. рекомендациями. В зависимости от характера речевой аномалии диагностика речевого нарушения осуществляется психоневрологом, отоларингологом, стоматологом, хирургом или офтальмологом. Логопедич. воздействие нередко сочетается с леч. или протезно-хирургич. воздействием (протезирование зубной системы, хирургич. вмешательство при деформациях артикуляц. аппарата и др.). Комплексному леч.-пед. подходу предшествуют комплексное изучение ребенка, в к-ром принимают участие врачи, логопеды, патопсихологи. Результаты исследований аномального развития речи спс-собствуют расширению представлений в области общей психологии и педагогики речи. В частности, достижения Л. с успехом используются в методике преподавания языков.
Н.-и. работа по Л. ведется в НИИ кор-рекционной педагогики в Москве, на де-фектологич. ф-тах пед. ин-тов, в мед. НИИ и др. учреждениях. Логопедич. помощь оказывается в учреждениях мин— в просвещения и мин— в здравоохранения: в логопедич. пунктах при массовых школах, дет. садах для детей с расстройствами речи, логопедич. и сурдологопедич. кабинетах поликлиник, психоневрологич. диспансерах, в логопедич. отделениях больниц.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.71 мб

Специфика формирования профессиональной направленности у студентов, обучающихся по профилю логопедия

Тахтобина А.В.
В статье раскрывается понятие «профессиональная направленность».
Читать PDF
1.72 мб

Выявление уровня профессиональной направленности у студентов, обучающихся по профилю логопедия

Тахтобина А.В.
В статье раскрывается понятие «профессиональная направленность». Представлены полученные результаты диагностического исследования сформированности уровня профессиональной направленности студентов, обучающихся по профилю логопедия.
Читать PDF
1.54 мб

Логопедия в наше время и в Азербайджане

Кязымова Эсмира Рафик
В наше время в Азербайджане увеличились интерес и потребность к сфере логопедии. По этой причине область логопедии развивается с научной и практической точки зрения.
Читать PDF
245.13 кб

Совершенствование профессиональной подготовки логопедов и студентов-бакалавров по профилю «Логопедия

Сергеева А.Г., Гаркуша Ю.Ф.
В статье представлены результаты исследования готовности логопедов образовательных учреждений и студентов бакалавриата по профилю «Логопедия» к профессиональной диагностике речевых нарушений.
Читать PDF
187.91 кб

Профориентационная работа в вузовской подготовке студентов по специальности «Логопедия»

Кругликова Анна Юрьевна
Статья посвящена вопросу организации профориентационной работы со студентами, обучающимися по специальности «Логопедия».
Читать PDF
105.36 кб

Кафедра психопатологии и логопедии

Филатова Ирина Александровна
Читать PDF
194.42 кб

Реализация идей Л. С. Выготского в логопедии: системный подход к проблеме общего недоразвития речи у

Туманова Т. В.
В логопедии идеи Л. С. Выготского находят широкое применение. В частности, они составили основу системного подхода к изучению общего недоразвития речи у детей.
Читать PDF
417.35 кб

Генезис современных понятий логопедии

Филатова И. А.
Читать PDF
938.06 кб

Актуальные проблемы современной логопедии

Польшина Мария Александровна, Суслова Наталья Михайловна
В статье рассматриваются вопросы становления логопедии как науки, ее актуальные проблемы, основные цели обучения детей, организация логопедического процесса.
Читать PDF
376.12 кб

Применение в логопедии интернет-ресурсов и систем для портативных платформ

В.А. Силаков, И.В. Егорова
Читать PDF
389.35 кб

Патология речи: терминологический аппарат логопедии и нейропсихологии как проблема междисциплинарног

Чупров Л.Ф.
В сообщении обсуждаются теоретические вопросы терминологического аппарата по патологии речи с позиции междисциплинарного подхода.
Читать PDF
61.27 кб

Логопедическая работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в период начального школ

Пирогова Г. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Логопедическая диагностика дисграфии в свете требований ФГОС

О.В. Рябова
Читать PDF
0.00 байт

Логопедическая работа по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с

Ипполитова О. В.
Читать PDF
0.00 байт

Семантический резонанс у подростков на лексические темы логопедических занятий

О. Г. Ивановская

Похожие термины:

  • ИСТОРИЯ ЛОГОПЕДИИ

    отрасль педагогической и исторической наук, изучающая развитие логопедии (теории и практики) в неразрывной связи с развитием общественно- экономических формаций и с общей историей культуры. В И.Л.
  • ПОСТАНОВКА ГОЛОСА (в логопедии)

    работа, которая обеспечивает возможность наилучшего использования голоса при минимальной утомляемости голосовых складок.
  • ПРОФИЛАКТИКА (В ЛОГОПЕДИИ)

    составная часть системы профилактической педагогической работы образовательного учреждения и конкретного специалиста (учителя-логопеда). Является разделом общей системы психопрофилактической
  • ПУНКТ ЛОГОПЕДИЧЕСИЙ

    специальное учреждение, в котором под руководством логопеда проводятся занятия по устранению недостатков устной и письменной речи. См.: Помощь логопедическая.
  • БЕСЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ

    метод исследования лица с речевой патологией посредством прямого или косвенного получения от обследуемого (или от родственников и хорошо знающих его ребенка лиц) сведений, необходимых для диагно
  • ПОМОЩЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ

    вид специализированной помощи, оказываемой специалистом-логопедом (под контролем и при участии врача) в учреждениях здравоохранения и просвещения лицам (главным образом детям), имеющим расстройс
  • РИТМИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ

    система специальных занятий, которая служит цели нормализации двигательных функций и речи, объединяет как работу по коррекции моторики, так и психотерапевтические и воспитательные мероприятия.
  • ТЕРМИНОЛОГИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ

    (лат. terminus - граница, предел) – система терминов, используемых в логопедической науке и практической деятельности. Терминологический тезаурус в логопедии мультидисциплинарен, т.е. ассимилирован и
  • Зонды логопедические

    от франц. sonde — щуп) — инструменты из нержавеющего металла, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке дефектно произносимых звуков. В логопедии используются 3. л. различ
  • АББРЕВИАТУРЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ

    (лат. abbreviare - сокращенно излагать) – система специальных общепринятых сокращений, используемых в логопедии и в коррекционной педагогике понятий, например: ЗПР, ОНР, РДА, ФФНР и др. См.: Аббревиатура.
  • АРХАИЗМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ

    (греч. archajos - старый, древний) - устаревшие термины, отражавшие в свое время уровень развития логопедической науки и смежных с нею научных дисциплин, в настоящее время имеющие лишь историческое знач
  • ЭПОНИМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ

    специальные термины, за которыми закреплены имена специалистов, впервые описавших явление или создавших авторские типологии, классификации, инструменты, приспособления и т.п. Определенную часть
  • ИНСТРУМЕНТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ

    набор инструментов (специально изготовляемых или заимствованных из других областей практик) и механических приспособлений, используемых в практике работы учителя-логопеда при формировании необ
  • АНАМНЕЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ

    (греч. anamnesis - воспоминание) - специальный метод исследования субъекта с речевой патологией, заключающийся в сборе путем опроса самого субъекта, либо хорошо знающих его других лиц (родители и др.) св
  • ДИАГНОЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ

    краткое врачебное заключение о характере, форме и степени выраженности речевого расстройства, устанавливаемое на основании речевого заключения (см.: Заключение речевое), данных клинического и па
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПУНКТ

    специальное учреждение, в котором под руководством логопеда (см.) проводятся занятия по устранению недостатков речи.
  • Логопедическое воздействие

    педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением.
  • ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

    (лат. principium - начало, основание; ‹...›; + греч. diagnosticos - способный распознавать). Собственно в основе диагностического искусства в практической психологии и логопедии лежат четыре главные принципа: о