определяет наиболее типичную схему, объективно обусловленную структуру учебного процесса. Логику процесса производственного обучения как специфической части целостного учебного процесса необходимо рассматривать с различных сторон. Во-первых, логика процесса производственного обучения определяет типичную последовательность основных этапов (звеньев) данного процесса, каждому из которых присущи следующие специфические функции, подразумевающие взаимосвязанную деятельность мастера производственного обучения и обучаемых:
целевая установка (включая мотивацию);
формирование ориентировочной основы действия обучаемых;
формирование (отработка) новых способов действия;
применение (закрепление, углубление, развитие) освоенных способов действия;
контроль (самоконтроль) и подведение итогов. Эти функции составляют основу дидактической структуры урока (занятия) производственного обучения. Во-вторых, логика процесса производственного обучения определяет взаимосвязь, иерархию целей учебного процесса. Эти цели постоянно и постепенно (по мере накопления опыта учащихся) меняются в плане возрастания сложности и степени достижимости, находятся в тесной взаимосвязи и преемственности. Такая взаимосвязь целей обеспечивает последовательное поступательное движение учащихся в освоении основ профессионального мастерства. Иерархию целей процесса производственного обучения можно представить следующим рядом: правильность → точность → скорость → самостоятельность → творчество. В-третьих, логика процесса производственного обучения определяет общую стратегию и тактику движения учебного процесса (в целом, в пределах периода, темы, урока) с точки зрения ориентировочной основы действия учащихся.
ЛОГИКА ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
ЛОГИКА ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
ЛОГИКА ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
определяет наиболее типичный путь, объективную структуру учебного процесса.
Л.п.п.о. как составную специфическую часть целостного учебного процесса необходимо рассматривать с различных сторон.
Во-первых, Л.п.п.о. определяет типичную последовательность основных этапов (звеньев) процесса обучения, каждому из которых присущи специфические функции, включающие взаимосвязанную деятельность мастера производственного обучения и учащихся:
целевая установка (включая мотивацию);
формирование ориентировочной основы действия учащихся;формирование (отработка) новых способов действия;
применение (закрепление, углубление, развитие) освоенных способов действия; контроль (самоконтроль) и подведение итогов.
Эти звенья составляют основу дидактической структуры урока (занятия) производственного обучения.
Во-вторых, Л.п.п.о. определяет взаимосвязь, иерархию целей учебного процесса. Эти цели постоянно и постепенно (по мере накопления опыта учащихся) повышаются по сложности и степени достижимости, находятся в тесной взаимосвязи и преемственности. Такая взаимосвязь целей обеспечивает последовательное поступательное движение учащихся в освоении основ профессионального мастерства. Иерархию целей процесса производственного обучения можно представить следующим рядом: правильность –>> точность –>> скорость –>> самостоятельность –>> творчество.
В третьих, Л.п.п.о. определяет общую стратегию и тактику движения учебного процесса (в целом, в пределах периода, темы, урока) с точки зрения ориентировочной основы действия учащихся: от ориентировочной основы действия II типа к ориентировочной основе III типа.
Лит.: Шапоринский С.А. Вопросы теории производственного обучения. – М., 1981; Скакун В.А. Методика производственного обучения. – М., 1992.
В.А. Скакун
Л.п.п.о. как составную специфическую часть целостного учебного процесса необходимо рассматривать с различных сторон.
Во-первых, Л.п.п.о. определяет типичную последовательность основных этапов (звеньев) процесса обучения, каждому из которых присущи специфические функции, включающие взаимосвязанную деятельность мастера производственного обучения и учащихся:
целевая установка (включая мотивацию);
формирование ориентировочной основы действия учащихся;формирование (отработка) новых способов действия;
применение (закрепление, углубление, развитие) освоенных способов действия; контроль (самоконтроль) и подведение итогов.
Эти звенья составляют основу дидактической структуры урока (занятия) производственного обучения.
Во-вторых, Л.п.п.о. определяет взаимосвязь, иерархию целей учебного процесса. Эти цели постоянно и постепенно (по мере накопления опыта учащихся) повышаются по сложности и степени достижимости, находятся в тесной взаимосвязи и преемственности. Такая взаимосвязь целей обеспечивает последовательное поступательное движение учащихся в освоении основ профессионального мастерства. Иерархию целей процесса производственного обучения можно представить следующим рядом: правильность –>> точность –>> скорость –>> самостоятельность –>> творчество.
В третьих, Л.п.п.о. определяет общую стратегию и тактику движения учебного процесса (в целом, в пределах периода, темы, урока) с точки зрения ориентировочной основы действия учащихся: от ориентировочной основы действия II типа к ориентировочной основе III типа.
Лит.: Шапоринский С.А. Вопросы теории производственного обучения. – М., 1981; Скакун В.А. Методика производственного обучения. – М., 1992.
В.А. Скакун
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.