ЛОГИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Найдено 1 определение
ЛОГИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
обеспечивает оптимально эффективные результаты как усвоения знаний, формирования умений, так и развития познавательных и других способностей учащихся, студентов. Л.п.п. раскрывает его объективную структуру и включает ряд определенных звеньев, каждому из которых присущи специфические функции, отражающие деятельность и учащихся, и педагога.
Применительно к деятельности учащихся, т.е. к учению, Л.п.п. отражает процесс учебного познания: «Первичное ознакомление с материалом и его восприятие, специальная работа по его закреплению и, наконец, овладение материалом, в смысле возможности оперировать им в различных условиях, применяя его на практике».Последнее звено предполагает и самоконтроль учащихся, студентов в процессе усвоения знаний и формирования умений.
Применительно к деятельности педагога функции звеньев педагогического процесса следующие:
постановка цели, мотивация и стимулирование познавательной деятельности учащихся, студентов;
сообщение обучаемым учебного материала, руководство их познавательной деятельностью при самостоятельном усвоении знаний;
руководство закреплением и совершенствованием знаний учащихся;
руководство деятельностью учащихся, студентов по применению знаний на практике, формированием навыков и умений;
анализ достижений учащихся, проверка и оценка их знаний, навыков и умений.
Выделение звеньев педагогического процесса носит условный характер и производится главным образом в целях их изучения. В действительности все звенья педагогического процесса взаимосвязаны, взаимообусловлены, и рассматривать их нужно в органическом единстве.
Последовательность звеньев педагогического процесса может быть различной в зависимости от его конкретного содержания и целей, но в пределах относительно законченной части учебного материала наличие всех звеньев обязательно. Задача педагога – творчески применять эту схему педагогического процесса, находить его различные варианты, наиболее эффективные и творчески обоснованные пути движения учащихся к знаниям, навыкам и умениям и развитию их способностей. Правильная логика педагогического процесса характеризуется тем, что в каждом звене учащиеся, студенты осмысливают изучаемый материал, совершенствуют навыки и умения, воспринимают что-то новое.
Каждому звену присущи специфические формы и методы учения и преподавания.
Рассмотренная структура и общие закономерности педагогического процесса характерны и для профессиональных образовательных учреждений. Вместе с тем на педагогический процесс в них определенное влияние оказывают специфические (в сравнении с общеобразовательной школой) особенности профессионального образования: педагогический процесс происходит в условиях определенной ориентированности учащихся, студентов на получение конкретной профессии, специальности; это влияет на мотивы учения, определяет, как правило, повышенный интерес обучаемых к специальным предметам и производственному обучению.
Лит.: Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997.
А.М. Новиков

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.