ЛИТЕРАТУРНЫЙ монтаж

Найдено 1 определение
ЛИТЕРАТУРНЫЙ монтаж
поочередное чтение выступающими перед зрителями детьми частей тематической композиции. Время достоверного существования данного явления – 1920-е – 1980-е гг.
О 1927 годе: «Сима работает слесарем на заводе… Она руководитель отрядной живгазеты… “Итак, товарищи живгазетчики… Скоро великий праздник: десять лет Октября. Давайте обсудим, какую нам подготовить к празднику программу”… Началось обсуждение… Постановили: подготовить коллективный монтаж, несколько пирамид и поставить пьесу “Красные дьяволята”…» (Шкаровская, 1963; 58, 59, 77, 78).
О нач. школе в конце 1940-х гг.: «Лит. монтаж. Слово “монтаж” означает соединение, сборку, установку, расположение осн. частей по опред. плану для получения целого сооружения или произв-я. В лит. монтаже могут быть использ. стихи и проза, музыка и пение, драм. отрывок и отд. сценки. Сухой и не сценический, но ценный по содержанию, док. мататериал может звучать ярко и убедительно, если он удачно вмонтирован в общий худ. текст. Большие художники-чтецы часами занимают слушателей мастерским исполнением лит. композиций. Но для чтецов-школьников, как правило, выступления должны быть короткими. Лит. монтаж можно составить на любую тему, посвящ. событиям общ.-пол. жизни, ист. факту, жизни и деят-сти выдающегося человека: вождя, героя, ученого, писателя и т. п… Руководствуясь намеченным планом, составитель последовательно располагает куски, чередуя стихотв., прозаич., муз. текст так, чтобы осн. тематич. замысел, идея монтажа логично и убедительно раскрывались перед зрителем. Примером самого простого монтажа может служить соединение двух произв-ий, как бы дополняющих одно другое. Например, перед выступлением хора, исполняющего песни о Сталине, можно прочитать стихотворение, посвященное вождю народов. Чтение и непосредственно последующее за ним хоровое исполнение воспримутся как одно целое. В монтаже выгодно использовать различные сценич. приемы. Живые тени, кино, танец, самые разнообразные театр. формы могут найти свое место в монтаже, но они должны быть логически оправданы и развертываться, не нарушая единства действия» (НШ, 1950, 745–746).
О пионерах в 1952–1953 гг.: «Десять… мальчиков подготовили ко дню рождения Иосифа Виссарионовича Сталина литературный монтаж “Юный Сталин”. Монтаж шёл без суфлёра, хотя в нём были большие прозаические отрывки и много трудных слов» (Синяев, 1953, 41).
О 1954 годе: «“Вот видите, мальчики, мы... то есть наш класс... решили сделать литературный монтаж”… День за днем в женской школе, в седьмом классе “А”, медленно, но верно шла подготовка литературного монтажа. Девочкам нравилось вечерами после уроков бегать по коридорам, смеяться, петь песни и говорить о чем только душа пожелает… На сцене нужно было повесить занавес, нарисовать на огромном куске марли макет Кремля с зубчатой стеной и Спасской башней и сделать гирлянду из разноцветных лампочек… “Литературный монтаж седьмого класса “А”!” – звонко объявила Аня. В зале погас свет, а затем сцена стала постепенно озаряться розовыми лучами. Толя увидел большую панораму зубчатого Кремля. Над Кремлем всходило солнце. За сценой на рояле кто-то выбивал бой курантов Спасской башни. В зале захлопали, и тут, как в театре, начался самый настоящий концерт. Какая-то девочка сыграла на ксилофоне “Нас утро встречает прохладой”. После неё в форме летчика гражданской авиации вышла другая ученица и прочла рассказ о том, как в глухом селе спустился посланный из Москвы самолет и врач спас больную колхозницу. Затем в ярком сарафане со ржаным снопом в руках выбежала на цыпочках колхозница. Это был танец урожая. Девочка вертелась на одной ноге, кружилась по сцене, подкидывая к потолку ржаной сноп, потом махала руками, будто снимала с деревьев яблоки, и все это делала она легко и красиво. В первых рядах завизжали: “Би-ис! Бис!”… …Перед зрителями закружился хоровод из узбечек, армянок, русских, татарок и других девочек, одетых в нац. костюмы. Над стенами Кремля спускается вечер. И вдруг взлетают разноцветные огни салюта. Это были гирлянды разноцветных лампочек, которые подбрасывались к потолку за макетом Кремля... Занавес медленно закрылся. Зал захлопал…» (Дик, 1956; 14, 63– 64, 124–125).
О 1970-х – 1980-х гг.: «Монтаж – часть праздничной классной или школьной линейки. Ребята стоят в шеренге, и каждый по очереди читает часть стихотворной тематической композиции» (Жавелева, 2006).
О Челябинске в перв. пол. 1980-х гг.: «…В семь утра, в большом зале “Победы” начинается торж. сбор. Сначала лучшие пионеры читают стихи, потом все это перемежается отрывками из идеол. фильмов… Все вместе это называется монтаж. После нам крутят дет. фильм…» (Кумейко, 2006–1, 3).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.