ЛИНЕЙКА

Найдено 1 определение
ЛИНЕЙКА
«Сбор (…пионеров, учащихся) с построением в шеренги. На вечерней линейке Альки вдруг не оказалось. Гайдар, Военн[ая] тайна. Строиться на линейку. Утром, когда всё училище построилось, как обычно на линейку, прочитали приказ директора.. Василен[ко], Звёздочка» (Словарь, 1957–6, 231). Линейка школьная - построение учащихся, одна из орг-ционных форм воспитательной работы. На школьных линейках учащихся школы или нескольких классов информируют о важных решениях пед. коллектива. Продолжительность линейки – 10–15 минут. Об ученике 9-го класса в 1941 г.: «14 января… …Перед началом урока Лидия созывает у нас на этаже общешкольную линейку, на которой мы узнаем о ряде “нововведений” из того класса “нововведений”, которые вводятся каждый год по нескольку раз. Но в конце она вдруг зачитывает список учащихся, которым объявляется благодарность с занесением в личное дело за выпуск химических газет. Туда же втиснулся и я» (Сагайдачный, 1963, 127).
О конце 1950-х – нач. 1960-х гг.: «Утром в школе была линейка третьих и четвертых классов. Директор Константин Андреевич, высокий и седой, пришедший в школу из суворовского училища, расхаживал перед учениками, говорил о том, как начат учеб. год и как его следует продолжать (Михасенко, [1959–1963] 1965, 82).
О перв. пол. 1960-х гг.: «Это называлось “торжественная линейка”. Но нас просто всех собрали в школьный зал, а на сцене двое военных… дали Юре Дроботу из 6-го “А” класса именные часы и грамоту. Юра… сказал в ответном слове, что он ничего особенного не сделал и что так же, как он, поступил бы на его месте каждый пионер, а мы все аплодировали ему и немного завидовали. Конечно, Юра сказал неправду. Так бы поступил не всякий…» (Киселев, [1966] 1969, 124–125).
О начале 1970-х гг.: «…[Письмо] восьмиклассницы Кати из Киева…: “У нас в школе ещё с прошлого года начали проводить линейки. На линейках выставляли лучших и худших учеников. Правая сторона – отличники, левая – двоечники, прогульщики. Особенно противно, когда двойка была у тебя случайной. Сначала все очень боялись этих линеек, а сейчас просто ненавидят их, а некоторые даже перестали обращать на них внимание. Как это надоело! “Дети! Равняйтесь на правую сторону! Левая сторона! Как вам не стыдно? Посмотрите на правую сторону!”» (Невельштейн, 1973, 8).
О Челябинске в 1980-е гг.: «Каждый понедельник с утра начинался с отчетной линейки за прошедшую неделю. Дежурный класс отчитывался за дежурство. Когда мы учились в первом классе на первой линейке в понедельник мы стояли и перешептывались между собой, и хихикали над директором. Он нам казался сильно смешным, был очень маленького роста, с большим, до затылка, лбом и в очках, и все время дергал губами. Он наш класс после уроков за это выстроил, что мы себя плохо вели на линейке, и мы стояли на ногах целый урок: 45 минут. Когда мы начинали шевелиться, перетаптываться с ноги на ногу, разговаривать, он девочек дергал за косички, а мальчишек за волосы на висках. С этого момента я его возненавидела раз и навсегда. И до сих пор чувствую к нему неприязнь… Один раз меня оставили после уроков что-то учить, но я не хотела, т.к. весь класс отпустили, а меня на ключ учительница закрыла в классе, и ушла в учительскую. Я долго стучала в дверь, чтобы открыли, но потом разбежалась и проломила дверь. На следующий день собрали общешкольную линейку, пристыдили меня, и вызвали отца ремонтировать. Потом мне дома в очередной раз попало» (452).
О г. Катайске Курганской обл. во вт. пол. 1990-х – нач. 2000-х гг.: «Когда я училась в Катайской сред. школе № 2 каждую неделю по субботам с 5 по 11 класс у нас проводились линейки. Они проходили на всех трех этажах школы. В субботу после второго урока мы выходили из класса в коридор этажа, на котором был урок. На первом этаже линейку обычно вела Александра Андреевна Ермолаева – директор школы, на втором – завуч, на третьем – организатор массовых школьных мероприятий. На построение нам отводилось минуты 3– 4. Вставали вдоль стен буквой “П” плотными рядами. В первом ряду стояли 4 человека от каждого класса. На линейке говорили о всех шк. событиях. Объявляли о предстоящих конкурсах, праздниках. Выступали с докладом представители классов, которые всю неделю дежурили по школе. Назначался другой класс – дежурный по школе. Пофамильно назывались нарушители шк. порядка. Подводились итоги каких-нибудь соревнований как между классами, так и между школами района. Выдавались грамоты за участие и победу. И так на каждом этаже. В праздничные дни проводились доп. линейки. Например, линейка, посвященная Дню учителя, на которой поздравляли учителей, дарили им цветы и подарки. Длились линейки обычно всю перемену – 10 минут. После этого все школьники снова расходились по кабинетам» (018). Линейка пионерская - «форма построения пионерской дружины (по отрядам) или пионерского отряда (по звеньям) в одну шеренгу перед началом и в конце пионерского сбора. Построением [пионерской линейки] начинается и заканчивается каждый день жизни детей в пионерском лагере, во время походов» (ПС, 1960–1, 618–619). Линейка пионерская в школе - строй пионеров в одну шеренгу; сбор пионеров-учащихся с построением в шеренги.
О вт. пол. 1950-х гг.: «Вдруг заиграл-запел пионерский горн. Горнист Саша Грачёв высоко поднял маленькую блестящую трубу, он горнил звонко и весело… Пионеры быстро построились в линейку. А ребят построили напротив пионерской линейки, у стены, под самым портретом Ленина» (Воронкова, 1961, 11).
О проведении пионерской линейки в конце 1960-х гг.: «Пионерской линейкой начинается и заканчивается каждый сбор дружины и отряда. Кроме того, линейка проводится тогда, когда вожатый или совет дружины, отряда должен сообщить пионерам какую-либо новость, подвести итоги работы, соревнования, рассказать о планах на ближайшее будущее. Торжественные пионерские линейки в отличие от обычных проводятся в дни народных торжеств, ими отмечаются важные события, происшедшие в дружине, районе, городе, в нашей стране или за рубежом; по случаю присвоения отряду имени прославленного героя, революционера, труженика… На торжеств. линейки пионеры приходят в парадной форме, а на обычные линейки – в школьной, но обязательно в галстуке. Линейка дружины начинается сигналом горна на построение. По окончании сигнала горна все отряды выстраиваются в шеренгу или каре (буквой “П”) – это зависит от места, где проходит линейка. Группа знаменосцев стоит отдельно, в указанном ей месте, и готова по команде вожатого вынести знамя. Старший вожатый и председатель совета дружины становятся перед общим строем дружины. Председатели советов отрядов – в трех шагах от своего отряда. Звеньевые – на правом фланге своего звена. Председатель совета дружины подает команду: “Дружина, равняйсь! Смирно! Приготовиться к сдаче рапорта!” Команды подаются четко, громко, с интервалами, дающими возможность увидеть, что каждая команда выполнена всеми отрядами. После команды “Вольно!” пионеры стоят в строю свободно, а председатели или кто-либо из членов совета отряда проверяют, сколько пионеров в строю, выясняют причины, по которым кто-либо отсутствует. После проверки председатели советов становятся на свое место и ожидают следующую команду. Когда все отряды подготовятся к сдаче рапорта, председатель совета дружины подает новую команду: “Отрядам сдать рапорты!” По этой команде к председателю совета дружины по очереди подходят с рапортом председатели советов отрядов, предварительно подав команду своим пионерам: “Отряд, смирно!” Для этой команды каждый председатель совета отряда поворачивается на месте крутом, лицом к своим пионерам. Подав команду, он снова поворачивается кругом и идет кратчайшим путем к председателю совета дружины. Не доходя трёх-четырёх шагов, останавливается, отдает салют и рапортует. Форма рапорта может быть примерно такой: “Товарищ председатель совета дружины! Отряд имени Аркадия Гайдара на линейку построен! Отсутствуют столько-то по такой-то причине. Председатель совета отряда Игорь Иванов”. Председатель совета дружины, если нужно, задает уточняющие вопросы, а затем отдает салют и говорит: “Рапорт принят! Вольно!” Председатель совета, сдававший рапорт, отдает салют, поворачивается кругом и идет к своему отряду, перед которым останавливается и подает команду: “Вольно!” А в это время рапорт уже сдает председатель совета следующего отряда. Обычно первым рапортует председатель старшего отряда, и так далее, до самого младшего. Приняв рапорты от всех отрядов, председатель совета дружины подает команду: “Дружина, под знамя – смирно!” При появлении знаменосца отдается вторая команда: “Равнение на знамя!” Все пионеры поворачивают голову в сторону знамени и отдают салют. Знаменосец, сопровождаемый ассистентами, горнистами и барабанщиками, проносит знамя мимо всего строя, от левого его фланга до правого, и останавливается на правом фланге дружины или же подходит к центру строя и становится лицом к пионерам. Председатель совета дружины поворачивается к старшему вожатому, отдает салют и рапортует ему примерно так: “Товарищ старший вожатый! Пионерская дружина имени Юрия Гагарина построена. Председатель совета дружины Алла Смирнова!” Старший вожатый отдает салют и отвечает: “Рапорт принят! Вольно!” Председатель совета дружины поворачивается лицом к строю пионеров и командует: “Вольно!” После этого он объявляет о цели линейки, предоставляет слово тем, кто должен выступить. Заканчивая линейку, вожатый или председатель совета дружины обращается к пионерам с призывом: “Пионеры, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будьте готовы!” Пионеры отвечают: “Всегда готовы!” и отдают салют. Затем следует команда: “Под знамя – смирно!» – и знаменосцы опять проносят знамя мимо всего строя. Пионеры салютуют знамени. После этого дается команда: “Вольно!” Дальше либо тут же дается команда “Разойдись!”, либо отряды уходят строем и расходятся за пределами линейки» (Товарищ, 1969, 61–63).
О проведении пионерской линейки в середине 1970-х гг.: «Пионерская линейка… проводится на каждом сборе дружины, ею открывается и заканчивается сбор отряда. С пионерской линейкой связано также торжественное событие в жизни каждого школьника: приём в пионеры. Дружинная линейка начинается сигналом горна. Торжественным маршем входят отряды в актовый зал школы. Во главе отряда идёт пионервожатый и председатель совета отряда. Марш пионеров сопровождается барабанной дробью и звуками горна. Отряды строятся по звеньям в шеренгу. Председатели советов отрядов стоят на шаг впереди своего отряда, звеньевые – на правом фланге звеньев. Старший пионервожатый и председатель совета дружины становятся перед общим пионерским строем. Председатель совета дружины даёт команду: “Дружина, равняйсь! Смирно! Председателям советов отрядов сдать рапорты”. Обычно первым рапортует председатель старшего пионерского отряда. Он докладывает о готовности пионеров к началу сбора. Приняв рапорты от всех отрядов, председатель совета дружины рапортует старшему пионервожатому о том, что дружина построена и готова к сбору. Затем в зал под дробь барабана и звуки горна торжественно вносят Красное знамя дружины. За знаменосцем следуют два пионера (ассистенты). Они отдают пионерский салют. Старший пионервожатый обращается к пионерам с призывом: “Пионеры, к борьбе за дело Коммунистической партии будьте готовы!” Пионеры отвечают: “Всегда готовы!” – и отдают салют. Торж. пионерские линейки проводятся в дни больших праздников и посвящаются важным событиям в жизни нашей страны или Всесоюзной пионер. орг-ции имени В.И. Ленина. Стала традиционной Всесоюзная пионер. радиолинейка, которая проводится в честь юбилейной даты со дня рождения пионерии (19 мая), а также 2 октября. На торж. линейку пионеры приходят в парадной пионерской форме» (Денисова, 1978, 162–163).
О конце 1970-х гг.: «…Пионерские линейки… В январе, когда умер Ленин, и уже в апреле, в день его рождения, все классы строились шеренгами в спортивном зале… Линейки пионерские начинались всегда рано утром, ещё до уроков. За окнами зала ещё бродили сумерки… С утра мало кто успевал поесть, и поэтому стояли мы в шеренгах натощак; помню это голодное ощущение, когда рот затекал безвкусной слюной. По рядам рыскали учителя, проверяя, у всех ли есть галстуки. Голоса их звучали гулко, как приказы… Многие уже стыдились носить пионерские галстуки, считая себя куда взрослее, и без всякой радости повязывали мятые алые тряпицы, доставая их из карманов.… И начиналась линейка. Трубил горн… Воспаряла барабанная дробь… Голоногая пионервожатая маршировала к директору, звонко докладывая о сборе дружины… И тогда вносили знамя дружины… Алла Павловна следила за каждым. Если ей что-то не нравилось, то молча подходила к тому, кого приметила, и одергивала, стискивая по-женски губы от злости. Или если замечала, что у какой-нибудь девочки в ушах сережки или подкрашены ресницы, то рявкала на весь зал: “Беляева, ко мне! Вынимай из ушей побрякушки!”, “Румянцева! Шагом марш в туалет смывать мазню!” Бывало, на линейке кому-то делалось плохо, и падали в обморок прямо лицом об пол. Чаще всего случалось это с девочками. Но линейку не останавливали – и этот миг был самый торжественный, жуткий: к упавшей или к упавшему подбегала учительница, помогала подняться, давала платочек утереть разбитый нос и, прячась за шеренгами учеников от недовольного цепкого взгляда Аллы Павловны, бесшумно уводила в медпункт» (Павлов, 2004, 3).
О Москве в 1983 г.: «Часто красота нужна девчонкам для дела – старостой вот, например, стать. Или председателем совета отряда. А посудите сами: идет сдача рапортов на дружинной линейке, и от шестого “А” выходит красивая председательница, от шестого “Б” красивая, а от шестого “В”, например, какая-нибудь страшненькая… Тут и объяснять ничего не надо!» (Иванов, [1984] 1992, 333). Линейка в пионерском лагере - ежедневный ритуал, включающий построение отрядов, сдачу рапортов, подъем флага, выступление представителей руководства лагеря.
О гор. летнем лагере в 1947 г.: «История эта случилась летом 1947 г. в послевоенной Восточной Белоруссии…, рукой подать до России… Что такое был наш лагерь? Обычная средняя школа, из классов и коридоров которой выпотрошены длинные тесные парты, учебные доски и пособия…. Теперь классы стали спальнями, человек по тридцать… Замечу на всякий случай, что на одной из первых линеек я был избран председателем совета отряда… После завтрака дружина выстраивалась во дворе буквой “П” по периметру школьного плаца. Горнили горнисты, отчаянно барабанили барабанщики, взвивался ввысь по флагштоку лагерный красный стяг. “Дружина! Смирна! Равнение на флаг!” И становилось тихо, муха пролетит – услышишь. Строй замирал, и начиналась сдача отрядных рапортов председателю совета дружины… Лене Кошель. Всё как обычно: в отрядах все здоровы… серьёзных нарушений дисциплины не выявлено… И все четырнадцать утренних лагерных линеек рядом с Леной стоял директор лагеря, он же директор Бараньской средней школы… Вот выстроена буквой “П” общедружинная линейка. Старшая вожатая выкрикивает наши фамилии: “Безлюдов! Гусев! Выйти из строя!” – Мы выходим из своего отряда и движемся к центру, к флагштоку… “Дрр-ужина! – Раскатистый директорский голос набирает необходимую степень презрения и осуждения. – Дружина! Вы видите перед собой малолетних преступников. Пользуясь недостатками в охране лагеря, эти двое сегодня утром забрались в сад товарища Лявончика и обчистили половину яблонь…” А Козлов всё продолжает клеймить и клеймить нас: “Эти люди недостойны носить высокое звание советского пионера!” По линейке пробежала дрожь, когда директор скомандовал: “Подойдите ко мне! Ближе!” Через несколько мгновений жёсткие пальцы его руки срывают зажим, а затем и галстук – сперва с шеи Артура, потом с моей. “Марш в палату!” – И мы, понурив головы, уходим, облитые презрением взрослых и тайным сочувствием товарищей. Так почти 60 лет назад состоялась моя “гражданская казнь”» (Гусев, 2006; 117, 119).
О конце 1940-х гг. в летнем лагере: «Дошколят не пускают на территорию шк. лагеря… Они видят, как выстраиваются на линейке пионеры, сдают рапорты... Одному объявляют благодарность, другому – выговор. Всё необыкновенно интересно» (Артюхова, [1955] 1961, 230).
О нач. 1960-х гг.: «Вот проснулся тихий лагерь, / Заспешил и зашумел. / Барабан к подъёму флага / На линейке прогремел» (Ружанский, 1962, 37).
О нач. 1960-х гг.: «В пионерском лагере. Пионеры построились на линейку. Кто отдаёт рапорт? Кто принимает рапорт? Утром флаг поднимается. Вечером флаг опускается» (Баранников, 1965, 6).
О конце 1960-х гг.: «Второе звено первого отряда… …Прорабатывали их каждый день! На утренней и вечерней линейках, в рапортах дежурных, на летучках воспитателей и вожатых, на совете лагеря. Обращали внимание, ставили на вид, объявляли выговор, вешали на черную доску…» (Принцев, [1972] 1975, 5).
О середине 1970-х гг.: «Пионерская линейка – торжественное собрание пионеров в строю; построение пионеров в шеренгу… Пионерская линейка играет большую роль в жизни ребят в пионерском лагере. День начинается с утренней линейки, во время которой поднимается лагерный флаг, и заканчивается вечерней линейкой, на которой флаг спускается. На утреннюю и вечернюю линейку выстраивается вся пионерская дружина лагеря. Все дела в отряде также начинаются и заканчиваются отрядной пионерской линейкой» (Денисова, 1978, 162–163).
О 1980-х гг. «Лагерь большой, разделенный на две территории – малышей и старших. Мы – семилетние малявки – живем в каменном двухэтажном корпусе, с туалетом прямо на этаже. Горячая вода тоже здесь же… Каждое утро в 8.00 – общелагерная линейка. Не почистив зубов (потом, потом, а то опять последними придем!), в наспех напяленной одежде криво выстраиваемся на местном плацу, посыпанном желтым песочком. Горн хрипло выдает звуки пионерского марша, по флагштоку, скрипя, ползет вверх дружинное знамя. “Доброе утро, дружина!” – тренированно кричит старшая вожатая. “Всем, всем – доброе утро” – выдают дети в ответ. Далее – по корпусам, умываться. В 9.00 – завтрак» (Кумейко, 2006–2, 7).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.



Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
1.60 мб

Методические рекомендации по организации и проведению торжественной линейки-демонстрации, посвященно

Ткачева Ю.Г.

Похожие термины:

  • ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ линейка

    «прибор в виде линейки с движком, служит для вычислений» (СИС, 1954, 408); «прибор для различных вычислений» (Словарь, 1957–6, 318); «счётная линейка» (Ожегов, [1960] 1970, 319); «прибор для вычислений» (Ожегов, 1972, 297;
  • СТРЕЛЯТЬ с помощью линейки

    род мальчишеского времяпрепровождения. О Шадринске в 1998 г.: «Увлечение стрелять бумагой у мальчиков появилось, когда мне было 13 лет. Они брали маленькие кусочки бумаги, жевали их, а затем кидали… с