ЛИЙМЕТС ХЕЙНО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЛИЙМЕТС (Liimets) ХЕЙНО (1928-1989)
эстонский педагог, действительный член АПН СССР (1967), почетный член Хельсинкского (1982) и Тампереского (1985) университетов. С 1956 преподавал в Тартуском, с 1975 в Таллинском университете. Председатель эстонского общества психологов СССР (с 1975), первый директор Эстонского НИИ педагогики на общественных началах. Исследовал проблемы теории воспитания, дидактики, философии воспитания и социальной педагогики. Разработал концепцию интегральной дидактики. Идея системного, комплексного подхода к воспитанию и обучению (над которым он работал совместно с Л.И. Новиковой и А.Т. Куракиным) была выдвинута Л. в конце 50-х - начале 60-х гг. при изучении трудных детей. Необходимость взаимодействия социально-психологических знаний с научно-педагогическими обосновал в принципе взаимного обогащения в воспитании (1967). Предложил вариант групповой работы учащихся. Показал, что дидактическая теория, ориентированная лишь на интеллектуальное развитие, неполно отражает процесс формирования целостной личности. Только учебная деятельность создает условия для возникновения интегральных качеств личности, позволяющих выпускникам школы успешно включиться в социальную жизнь. Л. характеризовал свою концепцию как дидактическую систему, объединявшую в себе философские, социологические и психологические знания (ст. "Развитие личности школьника и интегральная дидактическая система", 1982). Трактовал воспитание как взаимодействие воспитанника и воспитателя, в котором создаются благоприятные условия для управления личностью учащегося.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЛИЙМЕТС Хейно
22.1.1928, г. Валга, — 30.4.1989, Таллинн), эст. педагог, д. ч. АПН СССР (1967), канд. пед. наук (1959), поч. ч. Хельсинкского (1982) и Тампереского (1985) ун-тов. В 1952 окончил Тартуский ун-т, с 1956 преподавал в нем (в 1963—75 зав. кафедрой педагогики); с 1975 в Таллиннском пед. ин-те (с 1985 зав. кафедрой педагогики и психологии). Пред. эст. отделения Об-ва психологов СССР (с 1975), первый директор Эст. НИИ педагогики на обществ. началах.
Исследовал проблемы теории воспитания, дидактики, философии воспитания и социальной педагогики. Разработал концепцию интегральной дидактики. Идея системного, комплексного подхода к воспитанию и обучению (над к-рым он работал совм. с Л. И. Новиковой и А. Т. Куракиным) была выдвинута Л. в кон. 50-х — нач. 60-х гг. при изучении трудных детей. Необходимость взаимодействия социально-психол. знаний с науч.-педагогическими Л. обосновал в принципе взаимного обогащения в воспитании (1967). Предложил вариант групповой работы, к-рый позволил интегрировать формы уч.-воспитат. деятельности в единую систему и создавать условия для качественно новых взаимоотношений учащихся в процессе коллективной деятельности. В нач. 70-х гг. Л. показал, что ди-дактич. теория, ориентированная лишь на интеллектуальное развитие, неполно отражает процесс формирования целостной личности. Только уч. деятельность, охватывающая большую часть временных ресурсов ученика, создает условия для возникновения интегральных качеств личности, позволяющих в дальнейшем выпускникам школы успешно включиться в социальную жизнь. Л. характеризовал свою концепцию как дидактич. систему, объединяющую в себе философские, социологич. и психол. знания (ст. «Развитие личности школьника и интегральная дидактическая система», 1982). Трактовал воспитание как взаимодействие воспитанника и воспитателя, в к-ром создаются благоприятные условия для управления развитием личности ребенка. Уделял большое внимание теории воспитат. коллектива, созданию в нем психол. атмосферы, способствующей умственному и нравств. развитию личности учащегося.
Соч.: Miks ma ei saa oma lapsega hakka-та?, Tal., 1968; Didaktik. Eine Unterrichtstheorie fur die Mittel-und Oberstufe, B., 1982 (соавт.); Nooreleopetajale, Tal., 1985; Понятие коллективной работы в сов. дидактике, в сб.: Актуальные проблемы индивидуализации обучения, Тарту, 1970; Нек-рые тенденции развития дидактики в Эст. ССР, в сб.: Сов. школа к 50-летию образования СССР, М., 1973; Понятие общения и воспитание, в сб.: Проблемы общения и воспитания, в. 1, Тарту, 1974; Групповая работа на уроке, М., 1975; Трактовка воспитания как взаимодействия воспитателя и воспитанника, в сб.: Проблемы воспитат. коллектива, в. 1, [Труды Таллинского пед. пн-та], Тал., 1979; Шк. класс как коллектив, в кн.: Классный коллектив как объект и субъект воспитания, М., 1979; Коллектив и личность школьника, в. 1, ч. 1 — 2 — Основы теории воспитат. коллектива, Тал., 1981 (соавт.); Как воспитывает процесс обучения?, М., 1982; Опыт перестройки системы образования и воспитания в Эст. ССР (соавт.), в кн.: На пути к новой школе, в. 1, Тал., 1987.
Лит.: Unt I., Heino Liimets kui UPIII vaimnejuht, «Haridus», 1990, № 1; L i im et s-Sorokin R., H. Liimetsa didaktiline teoo-ria Eesti didaktika arengus, там же; E l an -g o A., H. Liimets — eesti pedagoogika suur-kuju, там же, 1990, N 2.
P. Лийметс-Сорокин.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия