Личностные структуры

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Личностные структуры
проявления деятельности сознания, которые регулируют, управляют, развивают мыслительную деятельность человека, определяя его поведение на личностном уровне; идеальные новообразования, возникающие в индивидуальном сознании, способствующие пониманию личностью самой себя («Я в мире»), своих отношений с другими людьми и миром (цели, мотивы, ценности, смыслы, самооценка, рефлексия и др.), регулирующие деятельность, общение, поведение личности и опосредующие накопление ею субъектного опыта. множеством функций, которые в педагогической синергетике выступают как его структуры (составные части содержания сознания). Наиболее важной и едва ли не единственной с точки зрения материализма является функция отражения действительности. Возведение ее в ранг приоритетной позволило ограничить образование педагогической деятельностью, направленной на формирование отражательных, воспроизводящих возможностей учащихся.

Источник: Глоссарий по педагогике.

Личностные структуры
структурированное ценностное содержание сознания, которое проявляется в деятельности поведения, но несводимо к функциям сознания по приспособлению человека к чему-либо. Они регулируют, управляют, развивают мыслительную деятельность человека, определяя его поведение как личностное отношение к ценностям культуры, знаний, опыта, жизненных и профессиональных целей. Благодаря деятельности личностных структур сознания, но никак не его функций, реализуется феномен “быть личностью”, т.е умение проявлять и управлять собственными смыслами, выстраивая их в соответствии с гуманистическими, добровольно принятыми и самодеятельно реализуемыми требованиями. Одной из ведущих структур сознания является контроль. Сознание сопровождает и контролирует взаимодействие человека с окружающей средой. При этом сознание действительно отражает внешние воздействия, отвечая на них соответствующей реакцией. Однако педагогический смысл этого феномена заключен не только в реакции, но и в том, что она базируется на определенном нравственном содержании сознания. Действие этой контролирующей структуры тем сильнее, чем выше нравственная организация сознания.. Способность сознания самостоятельно контролировать ситуации порождает комплекс других личностных структур: - критичность, позволяющую давать личностную (собственную, субъектную) оценку происходящему как за пределами личности (предлагаемым извне ценностям, нормам, порядкам), так и происходящему внутри личности (собственным отношениям к ценностям, эмоциональным состояниям, поступкам и т.д.) с позиций собственного понимания смысла происходящего; характеризуется возникновением недовольства и сомнения в “правильности” установленного порядка, сопровождается процессами переосмысления и дискредитации существующего опыта и является предпосылкой возникновения нового, творческого отношения к себе и действительности; отличается от критиканства преимущественными ориентациями на смысловую, а не только на эмоциональную сторону оценки; Сильная позиция критичности - 1) умение считать свое мнение и ценностные ориентации не как единственно значимые и справедливые, а как опосредованные другими мнениями и ориентациями; 2) умение по собственной инициативе испытывать свои идеи и представления наиболее сильными из возможных возражений, какие только могут быть выдвинуты против них; 3) умение находить в явно негативном явлении положительные аспекты; 4) умение избегать огульного и мелочного критиканства; 5) умение избегать установок “у нас (у них) все равно лучше (хуже)”; 6) умение объективно оценивать себя в возможной (предполагаемой) ситуации действия негативных факторов, проявляемых тем или иным педагогическим феноменом.
- рефлексивность, способность выходить за пределы собственного “Я”, осмысливать, изучать, анализировать что-либо посредством исполненного глубокими, порой трагическими переживаниями сравнения образа своего “Я” с какими-либо событиями, личностями; рассматривается и как умение конструировать и удерживать образ своего “Я” в контексте переживаемого события, как установку по отношению к самому себе в плане своих возможностей, способностей, социальной значимости, самоуважения, самоутверждения, стремления повысить самооценку и общественный статус;
- коллизийность, способность обнаруживать, идентифицировать и анализировать скрытые (неявные, имплицитные) причины событий, выявлять их основы, устанавливать приоритеты (иерархии) неявных противоречий по отношению к общественным и личностным ценностям; способствует более глубокому пониманию внешних проявлений событий посредством познания их внутренних источников, связей, механизмов развития, сути и смысла;
- мотивирование является наиболее сложной структурой личности, обеспечивающей ей способность придавать личностный смысл событиям и собственной деятельности, отношениям с людьми, принятию решений по обоснованию своей деятельности посредством таких процессов, как эмоционально-ценностное и содержательно-смысловое переживание социального и познавательного опыта; способствует выработке личностных жизненных целей и ценностных ориентаций, как систем устремлений, направленных на принятие существующих и порождение новых способов деятельности; мотивирование расширяет субъектную базу личности, включая такие структуры ее сознания, как опосредствование, ориентирование, автономность, смыслотворчество, самоактуализация, самореализация, обеспечение уровня духовности жизнедеятельности;
- опосредствование выводит сознание на уровень перевода внешних воздействий во внутренние импульсы поведения, опосредуя необходимость деятельности личным пониманием нравственности или безнравственности предстоящего действия в контексте или вне контекста общечеловеческих ценностей;
- ориентирование - умение выбирать нравственные ориентиры для построения личностной картины мира - индивидуального мировоззрения;
- автономность - способность личности к независимости от внешних воздействий, возможность реагировать на них исходя из нравственных законов;
- смыслотворчество - определение и порождение систем личностных смыслов, опосредованных преобразованием деятельностей отношений и общения в деятельность осмысления и творчества;
- самоактуализация - высший уровень проявления духовного и творческого потенциала личности, стремление к полному выявлению и развитию своих личностных возможностей; переход из состояния возможностей в состояние действительности;
- самореализация - стремление к признанию своего “Я” окружающими, самостоятельное создание условий для его полного проявления;
- обеспечение уровня духовности жизнедеятельности - способность самообеспечивать свою жизнь высокими нравственными ценностями, устанавливать нравственные ограничители и регуляторы, предотвращающие переход личности к утилитарно-технократическим целям. Воспитание призвано способствовать становлению и проявлению таких личностных структур, которые воплощают творческие качества человека. Образование достигнет своей цели, если будут созданы условия, среда, в которой могла бы развиваться творческая личность.

Источник: Глоссарий по педагогике.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
215.98 кб

Структура личностных ценностей

Карпушина Людмила Валентиновна, Капцов Александр Васильевич
Рассмотрены результаты исследования структуры личностных ценностей в зависимости от пола, возраста и места обучения. Показано, что эти факторы влияют на состав и соотношение латентных переменных
Читать PDF
587.38 кб

Структура личностно-смысловой сферы

Шелехова Людмила Валерьевна, Панеш Азамат Асланович
В статье с учетом механизма формирования личностно-смысловой сферы определены ее структурно-содержательные компоненты.
Читать PDF
111.03 кб

Личностные функции в структуре языковой личности

Милованова Л. А.
Создание условий для становления и развития языковой личности школьника во всем спектре ее проявлений и есть цель профильноориентированного обучения иностранному языку.
Читать PDF
181.44 кб

Личностная рефлексия в поздней юности: структура

Двоеглазова М. Ю.
В статье представлены результаты теоретического и эмпирического изучения личностной рефлексии.
Читать PDF
192.78 кб

Перфекционизм в структуре разных личностных типов

Юдеева Т. Ю.
В двух группах испытуемых (60 пациентов с депрессивными расстройствами, 160 лиц из общей популяции) оценивалась взаимосвязь перфекционизма с дисфункциональными чертами разных типов личности.
Читать PDF
338.15 кб

Структура личностной зрелости в период взрослости

Шляпникова Ирина Андреевна
Статья посвящена теоретическому и эмпирическому обоснованию феномена личностной зрелости взрослого человека.
Читать PDF
451.74 кб

Модель структурных компонентов личностных смыслов

Барьяхтар О.Ф.
В статье предложена модель структурных компонентов личностных смыслов с учетом пространственной организации жизни человека.
Читать PDF
2.96 мб

Стиль жизни: структурные и личностные детерминанты

Домаранская А. А.
Статья посвящена проблеме измерения социальной стратификации, в частности, необходимости учета стиля жизни в ходе установления позиций иерархически упорядоченной системы.
Читать PDF
267.80 кб

Личностные особенности сотрудников силовых структур

Сорокина А. В.
Читать PDF
140.38 кб

Склонность к риску в структуре личностных особенностей

Яныхбаш Александр Владимирович
В данной статье рассматривается связь склонности к совершению рискованных поступков с психологическими особенностями личности.
Читать PDF
360.70 кб

Волевой компонент в структуре личностной беспомощности

Крылова М.О.
В статье представлен анализ волевого компонента личностной беспомощности, описаны особенности волевой сферы, входящие в структуру личностной беспомощности и самостоятельности.
Читать PDF
209.31 кб

Эмоционально-волевая сфера в структуре личностных черт

Чумаков Михаил Владиславович
Эмоционально-волевая сфера как подструктура структуры личностных черт. Личность с высоким и низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы.
Читать PDF
520.15 кб

Структура личностной беспомощности: постановка проблемы

Пиринг Д. А.
Определено содержание понятия «беспомощность». Рассмотрены ее виды и варианты ее структурирования по разным основаниям
Читать PDF
118.11 кб

Психологические основания структуры личностной зрелости

Ращупкина Юлия Валерьевна
В статье выделены и описаны аспекты зрелости акмеологический аспект, процессуально-стадиальный аспект, ресурсно-ситуативный аспект, видовой аспект, личностно-инструментальный аспект, методический аспект.
Читать PDF
658.11 кб

СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Карапетян Лариса Владимировна, Глотова Галина Анатольевна
Актуальность (контекст) тематики статьи. Статья посвящена разработке нового подхода к изучению переживания человеком благополучия/неблагополучия.

Похожие термины:

  • Личностные структуры сознания

    идеальные новообразования, возникающие в индивидуальном сознании, способствующие пониманию личностью самой себя («Я в мире»), своих отношений с другими людьми и миром (цели, мотивы, ценности, смыс