ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Традиционный подход в проектировании содержания профессионального образования не обеспечивает в полной мере развития личности. Важным концептуальным условием обеспечения личностно ориентированного содержания образования является предоставление возможности самостоятельного выбора содержания учебного материала, способа, технологии обучения, проектирования содержания своего профессионального образования. При этом учитываются разные варианты модулей учебно-программной документации, адекватных распространенным производственным технологиям. Технологизация личностно ориентированного содержания образования предполагает специальное конструирование учебных текстов, дидактических материалов, форм контроля личностного развития учащихся. Личностно ориентированное содержание образования помимо информационно-справочного обязательного учебного материала включает проблемные тексты, противоречивые сведения, неопределенные ситуации, а также указания, рекомендации, комментарии, таблицы, диаграммы, обеспечивающие самостоятельное понимание и усвоение содержания образования. Усвоение такого содержания образования приводит к отказу от доминирования групповой организации обучаемых, от жесткой регламентации времени занятий, усиливает инициативу обучаемых. Учебнопространственная среда должна расшириться, стать открытой. Существенно меняется позиция педагога. Роль преподавателя постепенно трансформируется в роль консультанта, наставника, учителя в высшем смысле этого слова.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
. Традиционный подход в проектировании содержания профессионального образования не обеспечивает в полной мере развития личности. Важным концептуальным положением Л.о.с.о. является предоставление возможности самостоятельного выбора содержания учебного материала, способа технологии обучения, проектирования содержания своего профессионального образования. При этом учитываются разные варианты модулей учебно-программной документации, адекватных распространенным производственным технологиям.
Технологизация Л.о.с.о. предполагает специальное конструирование учебных текстов, дидактических материалов, форм контроля личностного развития учащихся.
Л.о.с.о. помимо информационно-справочного, бесспорного учебного материала включает проблемные тексты, противоречивые сведения, неопределенные ситуации, а также указания, рекомендации, комментарии, смысловые таблицы, диаграммы, обеспечивающие самостоятельное понимание и усвоение содержания образования.
Усвоение такого содержания образования приводит к отказу от постоянной в течение всего времени обучения групповой организации обучаемых, от жесткой регламентации времени занятий, усиливает самоопределяющее начало обучаемых. Учебно- пространственная среда должна будет расшириться, стать открытой.
Существенно меняется позиция педагога. Роль преподавателя постепенно трансформируется в роль консультанта, наставника, учителя в буквальном смысле этого слова.
Важной особенностью личностно ориентированного профессионального образования является отказ от традиционной методики обучения, имеющей рецептивный характер. Взамен приходят педагогические и психологические технологии, адекватные современным технологиям производства. В профессиональном обучении акценты смещаются на саморегуляцию, самоуправление, самоконтроль и собственную активность обучаемых.
К проблеме Л.о.с.о. примыкает проблема личностно ориентированной технологии профессионального образования педагогов.
Годами складывавшиеся приемы педагогической деятельности, основанные на рецептах, жестких алгоритмических указаниях, сформировали стереотипы мышления.
Никакие призывы и убеждения в необходимости перехода педагогов на новую психологическую основу их деятельности не помогают. Сегодня создаются ситуации, разрешая которые педагоги перестраивали бы сложившиеся способы учебно- познавательной деятельности. Важными формами психологической ориентации являютсяразличные проблемные семинары, тренинги и диагностика профессионально значимых характеристик педагога.
Действенным фактором, инициирующим профессиональное развитие педагогов, может стать аттестация. В настоящее время в разных регионах России ведется активный поиск методики аттестации педагогических и руководящих работников образования.
Очевидно, нужна аттестация, максимально учитывающая образовательно-профессиональную квалификацию, стаж, возраст, пол педагогов и, конечно, социально-экономическую ситуацию в районе, где расположено профессиональное учебное заведение.
Введение аттестации педагогических работников обусловливает актуальность поиска инновационных технологий повышения их квалификации и педагогического мастерства. Решение этой проблемы привело к разработке психотехнологий профессионального развития педагогов. Их особенностью является личностная ориентация, обращенность к внутренним резервам психики, актуализация профессионально-психологического потенциала педагога.
Лит.: Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997.
Э.Ф. Зеер

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.