ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 1 определение
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
альтернатива традиционному когнитивно ориентированному образованию; особый тип образования, основывающийся на организации взаимодействия учащихся и педагогов, при котором созданы оптимальные условия для развития у субъектов обучения способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации себя. Центром тяжести (ядром) этой системы образования провозглашается личность обучаемого. Основными теоретическими установками личностно ориентированного профессионального образования являются следующие:
развитие личности обучающегося рассматривается как главная цель, что изменяет место субъекта учения на всех этапах профессионально-образовательного процесса. Данная установка предполагает субъективную активность; обучаемый сам творит учение и самого себя, при этом стирается грань между результатами обучения и воспитания; их различие обнаруживается лишь на уровне содержания и конкретных технологий обучения;
ориентация на индивидуальную траекторию развития личности обучаемого приводит к изменению соотношения нормативных требований к результатам образования, отраженных в государственных стандартах образования, и требований к самоопределению, самообразованию, самостоятельности и самоосуществлению в учебно-профессиональных видах труда; усиливается личностный компонент образования, и поэтому возрастает значимость соблюдения требований стандартов;
залогом полноценной организации профессионально-образовательного процесса является творческая индивидуальность педагога; нормой становятся авторские педагогические технологии; обучение предоставляет уникальную возможность организации кооперативной деятельности педагогов и учащихся;
личностно ориентированное образование создает условия для полноценного развития всех субъектов образовательного процесса. Личностно ориентированное профессиональное образование осуществляется на основе следующих принципов:
утверждение приоритета индивидуальности, самоценности обучаемого как активного носителя субъективного опыта;
признание обучаемого в качестве субъекта познания;
учет субъективного опыта каждого обучаемого при конструировании профессионально-образовательного процесса;
развитие обучаемого как личности (его социализация) не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъективного опыта как важного источника собственного развития. Личностно ориентированный подход в профессиональном образовании предполагает:
организацию условий для развития всех субъектов (участников) профессионально-образовательного процесса: учащихся, мастеров, преподавателей, управленческого персонала;
создание действительных стимулов (внешних побуждений) к социальному профессиональному развитию субъектов профессионально-образовательного процесса. Акцентирование внимания на развитии профессионально важных качеств личности;
внедрение в профессионально-образовательный процесс современных педагогических и психологических технологий развития личности. Обеспечение эмоциональной комфортности и социальной защищенности субъектов образования. Создание ситуации успеха учащихся;
обеспечение мониторинга профессионального развития всех субъектов образования, т. е. регулярную и оперативную диагностику, которая входит в систему обратной связи в процессе развития личности;
развитие вариативного образования, направленного на расширение возможностей профессионального самоопределения и на саморазвитие личности ученика;
организацию учебно-пространственной среды, предусматривающую создание интегративных, многофункциональных учебно-производственных мастерских, лабораторий, бюро;
коррекцию социального и профессионального самоопределения личности, а также профессионально важных характеристик будущего специалиста.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
128.28 кб

Личностно ориентированное профессиональное образование специалиста социальной работы

Павлова О. Ю.
Излагаются результаты апробирования психотренинга сензитивности как личностно ориентированной технологии развития профессионально важных личности будущих социальных работников.