ЛЕВИНОЙ КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

Найдено 1 определение
ЛЕВИНОЙ КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
(ОНР) -классификация ОНР, предложенная Р.Е.Левиной, представляет выделение трех уровней речевого развития: I уровень. Речевые средства крайне ограничены. Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимыхобиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов, в речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного. Звуковая сторона характеризуется фонетической неопределенностью. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. II уровень. Переход к этому уровню характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, реже 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий. Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Фонетическая сторона характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. III уровень. Наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Характерным является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя у детей школьного возраста проявляются более отчетливо при обучении вшколе, создавая большие трудности в овладении письмом, чтением и учебным материалом. См.: Недоразвитие речи общее.

Источник: Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии.