ЛЕНИНСКИЙ зачет

Найдено 1 определение
"ЛЕНИНСКИЙ зачет"
одна из форм воспитания молодёжи, соединявшая изучение трудов В.И. Ленина с активизацией учеб. и обществ. работы учащихся. С 1969– 1970 гг. по перв. пол. 1980-х гг. проводился ежегодно во всех учеб. заведениях страны.
О 1969–1975 гг.: «Впервые Ленинский зачёт был проведён в 1969–1970 гг. по инициативе комсомольских орг-ций Москвы и Ленинграда, в связи с празднованием столетия со дня рождения В.И. Ленина. С этого времени Ленинские зачёты проводятся ежегодно в несколько этапов и, как правило, связываются с важными общ.полит. событиями в жизни страны. Девизом Ленинского зачёта стали слова “Учиться коммунизму” из речи В.И. Ленина на Третьем съезде комсомола (1920 г.). Для проведения Ленинского зачёта на комсомольских собраниях в школах, проф.-тех. училищах, сред. спец. и высших учеб. заведениях избирается спец. комиссия, в состав кот., кроме учащихся, входят представители партийной орг-ции учеб. заведения. Комиссия разрабатывает общий план проведения Ленинского зачёта. Учащиеся, участники Ленинского зачёта, составляют личные планы. В каждом из этих планов отражены интересы, потребности и желания комсомольца. Учащиеся берут на себя обязательства активно участвовать в системе полит. просвещения, повышать кач-во учёбы, развивать взаимопомощь и т. д. Лич. план участника Ленинского зачёта имеет конкр. хар-р: каждый комсомолец записывает в него то, что он сам должен выполнить. Ленинские зачёты проводятся в неск. этапов. Формой проведения Ленинского зачёта являются Ленинские уроки… В рамках Ленинского зачёта в учеб. заведениях проводятся соревнования на лучший класс или учеб. группу... Каждый этап Ленинского зачёта заканчивается общим комсом. собранием, на кот. Отчитываются все участники. Члены комиссии по проведению Ленинского зачёта подводят итоги сделанного. Наиболее акт. участников комиссия представляет к награждению памятным значком» (Денисова, 1978, 139–140).
О школе № 4 г. Шадринска: «В марте 1969 года комсомольцы вступили в Ленинский зачет. Первая и основная часть Ленинского зачета – изучение теор. наследия В.И.Ленина, программных док-тов партии и комсомола, повышение общеобразоват., культ. и нравств. уровня. У каждого комсомольца был личный творческий план. В нём отмечались обязательства по учебе, трудовым делам, обществ. поручениям. В подготовке к сдаче зачёта комсомольцы изучили работы В.И. Ленина “Великий почин”, “Задачи союза молодежи”, “О гос-ве”, “Партийная орг-ция и партийная лит-ра”, “Три источника и три составные части марксизма”, “Странички из дневника”, “Лучше меньше да лучше”, “Уроки московского восстания” и др. Были проведены теор. конференции “Начало рев. деят-сти В.И. Ленина”, “В.И. Ленин и Великая Октябрьская социалист. рев.”, “Тезисы ЦК КПСС к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина“. В апреле 1969 г. состоялась теор. конференция, посвященная дню рождения В.И. Ленина (подготовила учитель истории Г.С. Федоренко). После вступит. слова Галины Семеновны были прослушаны: речь В.И.Ленина “Что такое советская власть” в записи на грампластинке, доклады “Партийность философии” (учитель М.А. Шохирева); “Партийность литературы” (ученица Надежда Ильиных); “В.И. Ленин о роли молодежи в управлении гос-вом” (ученик Николай Нагорный); “Образ В.И. Ленина в совр. лит-ре” (ученица Галина Таскаева)… Прошли общешк. комсом. собрания: “50летие Шадринской комсом. орг-ции”, “По-ленински работать, учиться, жить” и отчетно-выборное. 371 комсомолец сдал Ленинский зачет в марте 1970 года» (Плотникова, 2006, 108–109).
О 1971–1977 гг.: «Ленинский зачет. Эта форма комсомольской работы родилась в дни подготовки к 100летию со дня рождения В.И. Ленина. По решению IV пленума ЦК ВЛКСМ (апрель, 1971) итоги зачета подводятся ежегодно ко дню рождения В.И. Ленина… Реш. о сдаче Ленинского зачета комсомольцы принимают на собрании комсом. орг-ции класса. При этом учитываются выводы аттестац. комиссии о рез-тах выполнения каждым комсомольцем принятых обязательств, их личных планов. Полезно поощрять комсомольцев за хорошие показатели, за усп. выполнение ими обязательств…» (Болдырев, 1978; 49, 50).
О 1979 годе: «В постановл. ЦК КПСС “О дальнейшем улучшении идеол., полит.-восп. работы” поставлена задача: повышать роль Ленинского зачёта в комплексном реш. задач комм. восп. молодёжи» (Болдырев, 1984, 85).
О начале 1980-х гг.: «Участие старшеклассников-комсомольцев в Ленинском зачёте предполагает составление лич. комплексных планов. В них предусматривается изучение ленинского теор. наследия, материалов парт. съездов, выполнение пост. и врем. общ. поручений, практ. деят-сть в школе и по месту жительства, самовоспитание и другие виды деят-сти» (Болдырев, 1984, 85).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.