ЛЕКСИКА
ЛЕКСИКА
совокупность слов какого-либо языка, его словарный состав. В зависимости от жанра различают бытовую, деловую, научную лексику. С тоски зрения содержания в лексике выделяют знаменательные слова, с помощью которых называют и выделяют фрагменты действительности и формируют понятия о них в форме отдельных слов или их сочетаний, и служебные слова; абстрактные слова с обобщенным значением, и конкретные слова, с предметным, "вещественным значением; синонимы-слова близкие или совпадающие по значению, но по-разному звучащие; антонимы-слова, противоположные по значению; гипонимы —слова, организованные по принципу подчинения значений, родовидовых отношений, например: "дидактика-педагогика-наука". С точки зрения плана выражения выделяются омошшы-слов", одинаковые по произношению, но не связанные по значению; омографы-слова, одинаковые по написанию, но различающиеся по произношению (ударению или звуковому составу), напр., кружка-кружка; омофоны-слова, различающиеся по написанию, но совпадающие по произношению, напр,, балл (отметка) —бал; омофоры-разные грамматические формы слов, совпадающие по звуковому облику, напр., мой-притяжательное местоимение и мой-повелительная форма глагола мыть; паронимы-слова, близкие по фонетико-графическому и морфемному составу (ср. гуманистический-гуманный). В основе различных типов лексико-семантических группировок лежат различные семантические (содержательные) взаимоотношения слов, отражающие парадигматические связи в лексике, что очень важно учитывать при составлении словарей нормализованной лексики, тезауруса, ИПЯ.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
ЛЕКСИКА
(от греч. lexikos – словесный). Словарный состав языка, совокупность слов языка. Ведущий компонент речевого общения, выступает в речи во взаимодействии с грамматикой и фонетикой. Слово имеет две стороны: чувственную и смысловую. Чувственная (внешняя) сторона слова состоит из зрительного и слухового компонентов (увидеть и услышать слово), артикуляторного и моторно-графического компонентов (произнести и написать слово). Смысловая (внутренняя) сторона слова включает значение слова (отнесенность слова к тому предмету или явлению, которое оно обозначает) и понятие (форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках). Смысл – значение, которое слово или словосочетание получает в конкретной речевой ситуации. В зависимости от характера речевой деятельности различают активную Л., активный словарь (активный словарный запас) – слова, которыми пользуются для выражения мыслей в устной речи и на письме, владея ими продуктивно; пассивную Л. (пассивный словарный запас) – слова, которые служат для приема устной и письменной информации, им владеют пассивно. При обучении рецептивным видам речевой деятельности большое значение имеет потенциальный словарь (потенциальный словарный за пас) – слова, которых не было в языковом опыте учащихся, но которые могут быть поняты учащимися на основе языковой догадки. Учебная работа по усвоению Л. происходит на этапах введения, закрепления лексической единицы и активизации сформированного лексического навыка в различных ситуациях общения (учебных и реальных), что способствует включению навыка в речевое умение.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).