ЛЕКСИКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЛЕКСИКА
совокупность слов какого-либо языка, его словарный состав. В зависимости от жанра различают бытовую, деловую, научную лексику. С тоски зрения содержания в лексике выделяют знаменательные слова, с помощью которых называют и выделяют фрагменты действительности и формируют понятия о них в форме отдельных слов или их сочетаний, и служебные слова; абстрактные слова с обобщенным значением, и конкретные слова, с предметным, "вещественным значением; синонимы-слова близкие или совпадающие по значению, но по-разному звучащие; антонимы-слова, противоположные по значению; гипонимы —слова, организованные по принципу подчинения значений, родовидовых отношений, например: "дидактика-педагогика-наука". С точки зрения плана выражения выделяются омошшы-слов", одинаковые по произношению, но не связанные по значению; омографы-слова, одинаковые по написанию, но различающиеся по произношению (ударению или звуковому составу), напр., кружка-кружка; омофоны-слова, различающиеся по написанию, но совпадающие по произношению, напр,, балл (отметка) —бал; омофоры-разные грамматические формы слов, совпадающие по звуковому облику, напр., мой-притяжательное местоимение и мой-повелительная форма глагола мыть; паронимы-слова, близкие по фонетико-графическому и морфемному составу (ср. гуманистический-гуманный). В основе различных типов лексико-семантических группировок лежат различные семантические (содержательные) взаимоотношения слов, отражающие парадигматические связи в лексике, что очень важно учитывать при составлении словарей нормализованной лексики, тезауруса, ИПЯ.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ЛЕКСИКА
(от греч. lexikos – словесный). Словарный состав языка, совокупность слов языка. Ведущий компонент речевого общения, выступает в речи во взаимодействии с грамматикой и фонетикой. Слово имеет две стороны: чувственную и смысловую. Чувственная (внешняя) сторона слова состоит из зрительного и слухового компонентов (увидеть и услышать слово), артикуляторного и моторно-графического компонентов (произнести и написать слово). Смысловая (внутренняя) сторона слова включает значение слова (отнесенность слова к тому предмету или явлению, которое оно обозначает) и понятие (форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках). Смысл – значение, которое слово или словосочетание получает в конкретной речевой ситуации. В зависимости от характера речевой деятельности различают активную Л., активный словарь (активный словарный запас) – слова, которыми пользуются для выражения мыслей в устной речи и на письме, владея ими продуктивно; пассивную Л. (пассивный словарный запас) – слова, которые служат для приема устной и письменной информации, им владеют пассивно. При обучении рецептивным видам речевой деятельности большое значение имеет потенциальный словарь (потенциальный словарный за пас) – слова, которых не было в языковом опыте учащихся, но которые могут быть поняты учащимися на основе языковой догадки. Учебная работа по усвоению Л. происходит на этапах введения, закрепления лексической единицы и активизации сформированного лексического навыка в различных ситуациях общения (учебных и реальных), что способствует включению навыка в речевое умение.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
294.73 кб

Обсценная лексика подростков и молодежи как социально-педагогическая проблема

Уварова Любовь Рудольфовна, Хлюстова Дарья Сергеевна
Русский мат исследовался и исследуется различными специалистами, В первую очередь филологами как лингвистический языковой феномен.
Читать PDF
170.21 кб

Новая английская лексика из сферы «Образование»: опыт изучения и классификации (по материалам электр

Иванова Наталья Кирилловна
В статье на основе лингвистического и социолингвистического подходов анализируются новые английские слова из сферы «Образование», осуществляется их классификация по тематическим группам, приводятся цитаты из электронного словаря н
Читать PDF
325.41 кб

Лексика в обучении иностранным языкам

Вепрева Татьяна Борисовна
В данной статье рассматривается роль лексики в обучении иностранным языкам. Приводятся различные этапы развития обучения лексике в отечественной и зарубежной методиках и формулируются наиболее значимые принципы обучения лексике.
Читать PDF
318.02 кб

Обучение лексике в рамках курса « Иностранный язык (профессиональная лексика)»

Козик П.Я., Павлович Т.С.
Обучение иностранным языкам в ВУЗЕ является неотъемлемым компонентом подготовки специалистов и рассматривается как органическая часть формирования специалиста и как составная часть программы гуманизации высшего образования.
Читать PDF
203.87 кб

Специальная лексика в речи студентов: проблемы и пути их решения

Алдашева Г.Б., Жубаназарова К.А., Абдиргазиева А.Б.
Читать PDF
722.01 кб

Тестовый контроль знаний студентов по дисциплине «Русский язык как иностранный» раздел «Лексика для

Гатауллина Луиза Кирамовна
В статье рассматриваются методы компьютерного контроля знаний, компьютерные средства оценки уровня знаний, содержание контролируемого раздела дисциплины, содержание дисциплины «Русский язык как иностранный», примеры тестовых задан
Читать PDF
672.75 кб

Лексика в системе языковых средств как важнейший компонент речевой деятельности

Акбаева Хулькар
В статье рассматриваются лексические аспекты иностранного языка, речевые механизмы, вопросы о формировании и совершенствовании лексических навыков, о разнообразных видах заданий, позволяющих строить коммуникативно-целесообразные в
Читать PDF
385.46 кб

Применение электронных средств обучения в работе по лексике в АГЗ МЧС России

Лопанова Е.В.
Читать PDF
311.31 кб

Опыт внедрения в учебный процесс мультимедийного комплекса для обучения иноязычной лексике в специал

Александров Константин Вячеславович
В данной статье описывается структура разработанной компьютерной программы для развития лексической компетенции, и приводятся результаты ее внедрения в учебный процесс, а также рассматриваются перспективы применения мультимедийног
Читать PDF
624.66 кб

Важность обучения лексике иностранных студентов

Атутова Евгения Николаевна
В статье рассматривается необходимость обучения лексике иностранных студентов.
Читать PDF
98.13 кб

Воспитание языковой личности на основе культурологической и профессиональной лексики

Воробьева Т. И.
Читать PDF
278.29 кб

Особенности лексики и значимых для ее формирования функций у школьников с задержкой психического раз

Логинова Е. А., Киргинцева М. А.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу об обучении научной лексике на занятиях по экономическим дисциплинам с иностранными учащим

Калинина М. Э.
Отражается роль преподавателя профильных дисциплин в процессе обучения иностранных учащихся научной лексике и терминологии и представлены примеры использования текстов-описаний при изучении экономических дисциплин
Читать PDF
342.51 кб

Особенности обучения русскоязычной научной лексике студентов из стран ближнего зарубежья, владеющих

Тимохина Л. В.
Рассмотрены цели, компоненты, особенности и методы обучения русскоязычной научной лексике; приведена комплексная система лексически направленных упражнений, предназначенных для формирования профессиональной коммуникативной компете
Читать PDF
0.00 байт

Разработка стратегии работы с талантливыми детьми: обучение иноязычной лексике

Богданова С. Ю.
В статье представлена новая методика изучения иноязычной лексики, рассчитанная на талантливых детей и творчески работающих педагогов.

Похожие термины:

  • Бытовая лексика

    это слова повседневного обихода, куда входят название предметов, явлений, действий, оценки отношений, личностных качеств, которые отражают уклад жизни человека и окружающей его жизни, привычки и о
  • СЛОВАРНЫЙ СОСТАВ ЯЗЫКА, ЛЕКСИКА

    вся совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка, включая его основной словарный фонд.
  • АКТИВНАЯ ЛЕКСИКА

    Лексика, которая употребляется учащимся продуктивно для выражения мыслей в устной речи и на письме, в отличие от пассивной лексики, которую учащийся понимает при чтении и аудировании, но не употре
  • БЕЗЭКВИВАЛЕНТНАЯ ЛЕКСИКА

    Лексические единицы иностранного языка, не имеющие равнозначных соответствий в родном языке учащихся. В русском языке, например, выделена Б. л. по следующим темам: советизмы (слова, отражающие пред
  • ДЕЛОВАЯ ЛЕКСИКА

    это лексика, употребляющаяся в текстах официально-делового стиля (государственных актах, законах, указах, международных соглашениях, уставах, инструкциях и т.п.), который обслуживает официальные с
  • ЭКЗОТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА

    Слова и выражения, заимствованные из других языков и употребляемые для придания речи особого (местного) колорита.
  • ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА

    это лексические единицы (слова, устойчивые словосочетания или отдельные значения многозначных слов), имеющие помимо предметно-логического значения эмоционально-оценочный компонент — дополните
  • ФОНОВАЯ ЛЕКСИКА

    Лексика, несущая информацию национально-культурного характера и нуждающаяся в лингвострановедческом комментарии, так как понятия, выражаемые словами изучаемого языка, отсутствуют в родном язык
  • ЛИТЕРАТУРНАЯ ЛЕКСИКА

    совокупность общенародных слов, не нарушающих литературную норму. Включает слова различной стилевой принадлежности: общеупотребительные, книжные и разговорные. Основу Л.л. составляют общеупотре
  • НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА

    Слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, употребляемые во всех функциональных разновидностях языка в любой сфере общения, в устной и письменной речи. Описание Н. л. содержится в учебник
  • ПАССИВНАЯ ЛЕКСИКА

    То же, что рецептивная лексика. П. л. обычно узнают и понимают в устном и письменном тексте, но не употребляют в активной речи.
  • РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА

    Лексические единицы, употребляющиеся в разговорной речи, например, в непринужденной неофициальной беседе. Является одним из разрядов словарного состава литературного языка, наряду с книжной и не
  • РЕЦЕПТИВНАЯ ЛЕКСИКА

    То же, что пассивная лексика. Лексические единицы, которые узнаются и понимаются, но еще не используются в речи изучающего язык. Базовый уровень общего образования по иностранному языку (9 класс) пр
  • РЕПРОДУКТИВНАЯ ЛЕКСИКА

    Лексика, которую воспроизводят в знакомых ситуациях общения, устойчивых фразах и выражениях.
  • СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА

    совокупность слов и словосочетаний, обозначающих специфические понятия и представления профессионального сообщества. Основной сферой употребления С.л. являются подъязыки наук, производств, про
  • ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА

    нейтральные по экспрессивной окраске специальные наименования, основной сферой употребления которых являются научный, научно-технический и официально-деловой стили языков для специальных целе
  • ВНЕЛИТЕРАТУРНАЯ ЛЕКСИКА

    некодифицированные слова, а также их отдельные значения, употребляющиеся со стилистическими целями в языке художественной литературы, публицистики, в разговорной речи. Разновидностями В.л. являю
  • ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ЛЕКСИКИ

    Принципы, которыми руководствуются при составлении лексических минимумов и учебных словарей. Наиболее важными считаются следующие: 1) принцип сочетаемости слов (ценность лексических единиц опре
  • НЕМОТИВИРОВАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЛИТЕРАТУРНОЙ ЛЕКСИКИ

    (жаргонных, диалектных, просторечных слов и профессионализмов) в книжных стилях литературного языка — это Стилистические ошибки (см.), относящиеся к нарушениям Стилистической нормы (см.) и предпол
  • СЕМАНТИЗАЦИЯ ЛЕКСИКИ

    Раскрытие значения лексической единицы. В результате процесса С. л. учащемуся должны быть сообщены такие сведения о слове (словосочетании), которые позволяют пользоваться словом как средством общ