ЛАВУАЗЬЕ Антуан Лоран

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЛАВУАЗЬЕ (Lavoisier) Антуан Лоран (1743-1794)
французский химик, один из основоположников современной химии. Член Парижской АН (1772; адъюнкт 1768). С 1791 участвовал в работе Совещательного бюро искусств и ремесел, разработал предложения к реформе народного образования. Свои идеи изложил в докладе "Мысли о народном образовании" (август 1793). Считал игру осн. путем получения первоначальных сведений о природе, физических явлениях. Л. предусматривал 4 ступени образования. 1-я ступень - начальное (всеобщее и бесплатное) обучение, 2-я ступень объединяла средние школы 3 видов - механических искусств (ремесел), химических ремесел и т.н. смешанные (для желающих изучать социально-экономические и коммерческие науки). Первые 2 вида школ 2-й ступени должны стать основой специальной профессиональной подготовки учащихся. 3-я и 4-я ступени включали гимназии и лицеи. Автор "Начального учебника химии" (1789).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЛАВУАЗЬЕ Антуан Лоран
26.8.1743, Париж, — 8.5.1794, там же), франц. химик, один из основоположников совр. химии. Чл. Парижской АН (1772, адъюнкт 1768). В 1764 окончил юрид. ф-т Парижского ун-та. В 1768—91 чл. «Компании откупов» (орг-ция финансистов, бравшая на откуп гос. налоги). Часть доходов использовал для науч. исследовании. Казнен с др. откупщиками по приговору трибунала.
С 1791 участвовал в работе Совещат. бюро иск— в и ремесел, по поручению к-рого разработал предложения к реформе нар. образования с целью распространения естеств.-науч. и техн. знаний в интересах развития производит, сил страны. В развитии образования и науки Л. видел путь к подъему благосостояния гос-ва. В докладе «Мысли о нар. образовании» (авг. 1793) подчеркивал, что основой образования должны стать живые представления детей о явлениях природы. В процессе игры ребенок может получить первонач. сведения о физич. явлениях. Игры должны сочетаться с трудом, знакомящим детей с осн. орудиями, способами обработки дерева, металла, с. х-вом. Л. предусматривал 4 ступени образования. 1-я ступень — начальное (всеобщее и бесплатное); в программу этого курса предлагал ввести естествознание (особенно ботанику, изучаемую путем наблюдений), опытную физику, практич. геометрию. 2-я ступень объединяла ср. школы видов — механич. иск— в (ремесел), хим. ремесел и т. н. смешанные (для желающих изучать социально-экон. и коммерч. науки). Спец. проф. подготовка должна была базироваться на предварит. изучении общих основ механич. или хим. ремесел (рисования, начертат. геометрии, теоретич. и практич. механики или же осн. хим. процессов, общих основ хим. произ-в). 3-я и 4-я ступени включали гимназии — ср. школы, сочетающие общее и спец. образование, и лицеи — высшие школы для углубленного изучения наук. Автор — «Нач. учебника химии» (1789).
Соч.: Euvres, t. 1—6, Р., 1862—93; в рус. пер.: Мысли о нар. образовании, в сб.: Пед. идеи Вел. франц. революции, под ред. А. П. Пинкевича, М., 1926, с. 270—81.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия