(лат. laborare – работать, гр. praktikos – деятельный) – организационная форма (метод) профессионального обучения. Лабораторно-практические работы занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и являются важным средством связи теории и практики. Все это в значительной степени влияет на определение вида, тематики и содержания лабораторно-практических работ, сроков их проведения, методов и приемов руководства деятельностью учащихся. Исходя из содержания лабораторно-практических работ выделяют следующие их виды:
наблюдение и анализ (описание) различных технических явлений, процессов, предметов труда (свойств материалов, сырья, конечных продуктов);
наблюдение и анализ (описание) работы и устройства орудий и средств труда (машин, механизмов, приборов, аппаратов, инструментов);
исследование количественных и качественных зависимостей между техническими и технологическими явлениями, величинами, параметрами, характеристиками; определение оптимальных значений этих зависимостей;
изучение устройства и способов пользования контрольно-измерительными средствами;
диагностика неисправностей, регулировка, наладка, настройка различных технических объектов; изучение способов их обслуживания. Для более тесной увязки общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся используются также лабораторно-практические работы межпредметного характера. При этом учащиеся приобретают и закрепляют умения применять на практике знания и по общеобразовательным, и по общетехническим (или специальным) предметам в комплексе. Такие лабораторно-практические работы проводятся в тех случаях, когда аналогичный материал общеобразовательных и технических предметов изучается примерно в один и тот же период времени. Образцы таких межпредметных лабораторно-практических работ:
«Определение удельного сопротивления проводимых материалов» (физика – электроматериаловедение).
«Изучение явлений электромагнитной индукции и самоиндукции» (физика – электротехника).
«Изучение механических свойств металлов» (химия – материаловедение). По дидактическим целям лабораторно-практические работы могут быть иллюстративными и исследовательскими. Если учащиеся выполняют работы по какому-либо уже известному им вопросу после того как преподавателем установлены определенные положения, сделаны выводы, раскрыты закономерности и причинноследственные связи, проведены необходимые демонстрации, то проводимые лабораторно-практические работы являются иллюстрацией к уже изученному учебному материалу. Выполняя такие работы, учащиеся углубляются в изучение данного вопроса, охватывают его полнее и всестороннее. Иной характер имеют лабораторно-практические работы, если их результаты учащимся предварительно неизвестны и опытные исследования предшествуют тем выводам, которые даются в учебниках или на уроках. В этих случаях учащиеся в результате проведения работ получают новые знания. Многие лабораторно-практические работы по общетехническим и специальным предметам могут проводиться и как иллюстративные, и как исследовательские. Например, лабораторно-практическая работа «Испытание материалов на растяжение»; при изучении материаловедения можно иллюстрировать сообщенные преподавателем сведения о прочности, упругости материалов, о предельных напряжениях, характеризующих механические свойства материала, об относительном его удлинении и т. д. Эти же знания о механических свойствах материалов учащиеся могут получить самостоятельно, выполняя под руководством преподавателя лабораторно-практические работы по испытанию материалов на растяжение и обобщая полученные результаты. Однако, чтобы ставить более или менее сложный эксперимент и делать самостоятельные выводы, нужны определенные знания и опыт, чего у учащихся к моменту проведения лабораторно-практической работы зачастую еще нет. Поэтому в исследовательском плане обычно проводятся более простые по содержанию и выводам лабораторно-практической работы. Их обычно планируют на более поздних этапах обучения, когда у учащихся накопится определенный опыт проведения лабораторных экспериментов. В зависимости от организации лабораторно-практические работы могут быть фронтальными и нефронтальными.
При фронтальных лабораторно-практических работах все учащиеся учебной группы выполняют одинаковое задание, работая на однотипном оборудовании индивидуально или небольшими звеньями. Фронтальная организация лабораторно-практических работ имеет ряд преимуществ: работы проводятся непосредственно после (или перед) изучения соответствующих тем учебной программы; значительно облегчаются руководство учащимися и наблюдение за ходом выполнения работы. Основной недостаток такой организации проведения лабораторно-практических работ – необходимость большого количества одинакового оборудования в лаборатории. Фронтально могут проводиться, например, лабораторно-практические работы по предмету «Допуски и технические измерения» с целью изучения приемов пользования различными измерительными инструментами. В большинстве случаев лабораторно-практические работы по общетехническим и специальным предметам проводятся нефронтально, так как это не требует лабораторного оборудования сразу для всех учащихся. Нефронтально проводятся главным образом лабораторно-практические работы иллюстративного характера после изучения части курса. Обычно для них отводится время после изучения нескольких тем учебной программы. Руководство проведением лабораторно-практических работ осуществляет обычно преподаватель соответствующего предмета. В тех случаях, когда проведение работы связано с настройкой, наладкой, изучением способов обслуживания сложных машин и механизмов, руководство лабораторно-практическими работами осуществляют совместно преподаватель и мастер производственного обучения учебной группы. Руководство лабораторно-практическими работами осуществляется в форме инструктирования, основной задачей которого является создание у учащихся ориентировочной основы деятельности для наиболее эффективного выполнения задания. По месту в учебном процессе и основной дидактической цели инструктирование разделяется на вводное, текущее и заключительное; по способу подачи информации – на устное и письменное. При проведении нефронтальных, а также сложных фронтальных работ применяются задания-инструкции. В такой инструкции формулируется тема и цель работы; кратко излагаются необходимые теоретические сведения, связанные с работой; приводится перечень оборудования по оформлению ее результатов. По итогам лабораторно-практических работ учащиеся, как правило, представляют письменный отчет, который обычно оформляется в порядке выполнения домашней работы.