иерархия ступеней квалификации, представленная в государственном стандарте начального профессионального образования, отражает традиции и тенденции его развития и учитывает фактически сложившиеся требования стандарта профессионального образования развитых стран. Она включает пять ступенейквалификации: первая – предполагает основное общее образование в сочетании с ускоренной профессиональной подготовкой в различных формах; вторая – основное общее образование и профессиональное образование, получаемое в учреждениях начального профессионального образования на одно-, двухгодичных отделениях; третья – характеризуется сочетанием среднего (полного) общего образования и профессионального образования, получаемого на двух-, трехгодичных отделениях; четвертая – предполагает среднее (полное) общее образование и профессиональное образование, получаемое, главным образом, в «продвинутых» образовательных учреждениях: профессиональных лицеях, учреждениях среднего профессионального образования (базовый и повышенный уровень), колледжах; пятая – соответствует различным уровням высшего и послевузовского профессионального образования.
Ранжирование профессий и специальностей по ступеням квалификации производится в соответствии со сложностью профессиональной деятельности: степенью интеллектуализации, наукоемкостью, многофункциональностью профессионального труда, сложностью алгоритма трудовой деятельности, ее стереотипностью, которая и определяет требования к объему и соотношению общего и профессионального образования.
В.А. Ермоленко
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
иерархия ступеней квалификации, представленная в Государственном образовательном стандарте начального профессионального образования, отражающая традиции и тенденции его развития и учитывающая фактически сложившиеся требования стандартов профессионального образования развитых стран. Она включает пять ступеней квалификации: первая предполагает сочетание основного общего образования и ускоренной профессиональной подготовки в различных формах; вторая – основного общего образования и профессионального образования, получаемого в учреждениях начального профессионального образования на одно-, двухгодичных отделениях; третья – среднего (полного) общего образования и профессионального образования, получаемого на двух-, трехгодичных отделениях; четвертая – среднего (полного) общего образования и профессионального образования, получаемого главным образом в образовательных учреждениях инновационного типа: профессиональных лицеях, учреждениях среднего профессионального образования (базовый и повышенный уровень), колледжах; пятая соответствует различным уровням высшего и послевузовского профессионального образования. Ранжирование профессий и специальностей по ступеням квалификации производится в соответствии со сложностью профессиональной деятельности: степенью интеллектуализации, наукоемкостью, многофункциональностью профессионального труда, сложностью алгоритма трудовой деятельности, ее стереотипностью, что и определяет требования к объему и соотношению содержания общего и профессионального образования. Совокупность ступеней квалификации составляет квалификационную структуру профессионального образования Российской Федерации, которая отражает традиции и тенденции развития профессиональной подготовки в России, определяет роль и место профессии в экономической системе и учитывает квалификационные требования стран Европейского сообщества.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005