КУЗЬМИНА (Головко-Гаршина) Нина Васильевна

Найдено 1 определение
КУЗЬМИНА (Головко-Гаршина) Нина Васильевна
родилась 23 сентября 1923 г. в г. Нальчике. Окончила в 1947 г. ЛГПИ им. А.И. Герцена, в 1950 г. – аспирантуру при отделении педагогической психологии АПН РСФСР под руководством Б.Г. Ананьева, защитив кандидатскую диссертацию на тему «Психолого-педагогический анализ трудностей и успехов в работе молодого учителя начальных классов». В 1965 г. – защитила докторскую диссертацию «Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности».
Основные места работы: 1950–1953 гг. – заведующая кафедрой педагогики и психологии Вельского государственного учительского института; 1956–1984 гг. – доцент, профессор, заведующая кафедрой педагогики и педагогической психологии ЛГУ. С 1995 г. – заведующая кафедрой акмеологии Шуйского ГПУ. Под ее руководством защищено 207 кандидатских и докторских диссертаций. В 1978 г. избрана членом-корреспондентом АПН СССР. На основе обобщения результатов исследований сформулировала предмет акмеологии и создала Всесоюзную акмеологическую ассоциацию. В 1991 г. ассоциация зарегистрирована в ГКНТ СССР как новая область знаний в системе наук о человеке. В ноябре 1992 г. основала общественную Академию акмеологических наук. Избрана ее президентом. При ААН имеется учебное заведение – Санкт-Петербургская акмеологическая академия.
Являясь ученицей действительного члена АПН СССР Б.Г. Ананьева, разработала предмет акмеологии профессионального образования и организовала междисциплинарные комплексные исследования проблем профессионализма деятельности учителя во всем образовательном маршруте (ОМ) начиная с детского сада (воспитатели, учителя конкретных дисциплин всех звеньев общеобразовательной школы, преподаватели высшей школы, аспирантура).
В процессе исследований, построенных на сравнительных принципах фундаментальных наук, с помощью оригинальных методик измерения качества функционирования образовательных организаций совершенствовалась акмеологическая теория образовательного искусства.
Главными разделами акмеологической теории образовательного искусства являются:
I. Теория функционирования образовательных организаций, методы измерения их качества, диагностики факторов достижения искомых коллективных и групповых, текущих и конечных результатов.
II. Теория искусства в образовательной эстафете (воспитатели, педагоги, преподаватели в образовательном маршруте.III. Теория обучения основам мастерства в образовательном искусстве – средствами проектирования студентами авторских систем деятельности с учетом условий, факторов и стимулов самореализации творческого потенциала (ТП) их будущих учащихся и развития у них творческой готовности (ТГ) к предстоящей образовательной деятельности.
IV. Теория совершенствования, коррекции и реорганизации профессиональной деятельности, включая методы диагностики факторов самоблокирования Творческого Потенциала (ТП), переосмысления и переструктурирования авторской системы деятельности.
V. Акмеологическая служба в помощь профессионалам как средство гуманизации профессиональной среды в образовательных организациях.
Основными центрами развития акмеологической мысли являются Академия государственной службы при Президенте РФ (профессор А.А. Деркач), Институт проектирования образования Ленинградской области (профессор В.Н. Максимова), Институт повышения квалификации г. Гомель, Белоруссия (профессор Н.В. Кухарев).
Соч.: Предмет акмеологии. – СПб., 1995; Методы исследования педагогической деятельности. – Л., 1970; Методы системного педагогического исследования. – Л., 1980; Способности, одаренность и талант учителя. – Л., 1985; Методы диагностики факторов продуктивной деятельности коллективов профтехучилищ. – Л., 1988; Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. – М., 1989; Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М., 1990.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.