КУРСЫ ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ ВТОРЫМ (СОВМЕЩЕННЫМ) ПРОФЕССИЯМ

Найдено 1 определение
КУРСЫ ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ ВТОРЫМ (СОВМЕЩЕННЫМ) ПРОФЕССИЯМ
. Обучение на курсах позволяет рабочим расширить свой производственный профиль, овладеть одной-двумя родственными или совмещенными профессиями. Такие курсы организации для обучения рабочих, высвобождающихся в процессе механизации и автоматизации производства, более полной загрузки рабочего, когда не хватает работы по ранее приобретенной профессии (специальности); на сезонных работах; при необходимости переключения рабочих на другую работу, а также замены заболевших; наиболее полного использования оборудования, сокращения простоев и удлинения срока службы оборудования, что дает возможность повышать производительность труда и улучшать технико-экономические показатели предприятия. Обучение вторым профессиям дает возможность значительно сократить штат вспомогательного персонала и перевести его на наиболее важные участки предприятия, образовать резерв рабочей силы по наиболее дефицитным профессиям, выполнять все вспомогательные и ремонтные работы своими силами.
В разных отраслях промышленности имеется свой наиболее целесообразный порядок совмещения профессий. В одних случаях увеличивается доля машинного времени и тем самым создаются свободные промежутки времени, которые могут быть использованы для выполнения работы по иной профессии (специальности); в других случаях в новых машинах и механизмах концентрируются разные функции и операции, диктующие необходимость применения многосторонних профессиональных знаний.
Для организации курсов на каждом предприятии определяются цеха, участки, при каких условиях совмещенный труд оправдывает себя; составляется перечень профессий, которые желательно совмещать; концентрируется оборудование, управляющие и контролирующие механизмы так, чтобы один человек мог справиться с работой, которую раньше выполняли двое, разрабатываются для него маршруты обслуживания механизмов; проводится подготовка других рабочих, с которыми он связан, мастеров и бригадиров, для этого разрабатывается учебная документация, подготавливается учебная база, подбираются инженерно-педагогические работники; рационализируется труд на совмещаемых рабочих местах; уточняются формы кооперации труда, соответствующие новому распределению функций; определяются новые формы выработки для совмещаемых работ; разрабатываются возможные варианты совмещения и формы оплаты труда совмещающих; производится их персональный отбор; осуществляется пробное совмещение на отдельных рабочих местах и анализируются его результаты.
Для определения содержания трудовой деятельности рабочего, совмещающего работы по группе профессий, проводится проектирование профессиональной деятельности в бригадах, определяется сложность работ в бригаде, число профилей и диапазон обслуживания и на этой основе определяется объем знаний, навыков и умений.
Для того чтобы достигнуть рационального совмещения профессий: а) определяется оптимальный уровень специализации рабочих мест (оценка времени адаптации рабочего при выполнении различных операций и интенсивность трудовых заданий); б) создаются условия для сохранения специализированных навыков и трудовых приемов, без увеличения производственного цикла; в) учитывается эффективность совмещения профессий по таким показателям, как коэффициент оперативного времени в сменном рабочем времени, использование оборудования, синхронность его действия и персонала в рамках технологического процесса.
Определяющей формой совмещения является организация коллективных трудовых процессов на рабочем месте.
К плановым показателям могут быть отнесены: общая численность рабочих, совмещающих профессии; численность рабочих, которым для совмещения необходимо пройти обучение на курсах; удельная доля работы по основной и совмещаемой профессиям в балансе рабочего времени; затраты на проведение подготовительных мероприятий; эффект, ожидаемый от совмещения профессий и функций и др. Эти показатели увязываются с плановыми показателями предприятий и в первую очередь с производительностью труда, себестоимостью продукции, потребностью в кадрах, планируемым фондом зарплаты, средними заработками.Первое условие – планомерное внедрение совмещения профессий немыслимо без регламентации этой работы в картах организации труда и организационно-технических процессов. Это позволит полностью устранить формализм и волевой подход, повысить ответственность технологических отделов и других функциональных служб предприятий.
Второе условие – наличие технически обоснованных норм и нормативов обслуживания и численности рабочих для осуществления той или иной производственной функции.
Третье условие – высокий уровень квалификации рабочих, владение трудовыми навыками и умениями по смежным профессиям.
Четвертое условие – правильная организация оплаты труда, морального и материального стимулирования при совмещении профессий.
Для определения вариантов совмещения профессий в бригаде устанавливается: состав работ, требующих совмещения профессий; долевое участие каждого исполнителя в выполнении работ; степень дублирования работ различными исполнителями; средняя занятость рабочего совмещением профессий в течение смены; занятость отдельных исполнителей по основной и другим профессиям; удельный вес времени, затраченного различными категориями обслуживающих рабочих; величина свободного времени у рабочего при совмещении и несовмещении профессий; время, затраченное на наблюдение за работой оборудования; время, затраченное на выполнение несвойственных работ; время простоев рабочих в связи с ожиданием прихода необходимых специалистов; время на переход от одной работы к другой. Таким образом, совмещаться должны профессии, органически связанные друг с другом общностью предметов труда, обслуживаемого оборудования или рабочей зоны.
Процесс овладения совмещенными и вторыми профессиями можно значительно форсировать, но для этого следует решить ряд организационно-технических и научно-педагогических задач. Организационно-технические – это разработка структурно-функциональных схем ведения трудового процесса в тех или иных видах бригад, определение уровней разделения и кооперации труда, проведение анализа затрат рабочего времени на выполнение каждого вида работ каждым рабочим, выявление уровня квалификации рабочих и квалификации работ, состояние организации труда, а также условия труда, моральный климат коллектива бригады, вопросы соревнования и др.
К научно-педагогическим задачам относится обучение рабочих совмещенным, смежным и вторым профессиям и передовым методам труда в бригадах. Бригадная форма организации труда выдвигает, с одной стороны, новое требование к подготовке рабочего, динамичного повышения его квалификации, а с другой – качественно новых методов руководства коллективами, отвечающих новой организационной структуре. При этом значительно возрастает роль бригадира как в организации производственных планов, так и в проведении учебной и воспитательной работы.
Для обучения на курсах используются те же учебные программы, что и при индивидуальном, бригадном, курсовом или групповом обучении с внесением в них соответствующих корректив – исключаются отдельные темы, известные рабочим в результате обучения основной профессии.
Количество времени, необходимое для обучения рабочих второй профессии, зависит от целого ряда факторов: сложности профессии, преемственности основной и смежной профессий, освоения рабочим основной профессии, общеобразовательного уровня, стажа работы. Для обучения профессиям, недостаточно связанным между собой технологическими и иными признаками, потребуется половина времени, составляющего курс подготовки нового рабочего. Меньше времени требуется станочнику для овладения профессией слесаря, машинисту электрокрана для овладения профессией электрослесаря и т.д. Но есть одна закономерность, которая объясняет общую тенденцию к сокращению во всех случаях сроков обучения второй профессии. Она состоит в том, что овладение второй смежной профессией носит характер взаимообучения. Рабочие обучают друг друга в процессе совместной трудовой деятельности. Это ускоряет процесс приобретения необходимых знаний и навыков.
Рабочий после такого обучения (или после окончания курсов) сдает технический экзамен и выполняет квалификационную пробную работу. Только после этого комиссияприсваивает ему квалификацию, устанавливает разряд и делает запись в трудовую и расчетную книжки.
Лит.: Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих на производстве в условиях перехода к рыночной экономике. – М., 1993; Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. – М., 1996.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.