КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
организационная форма обучения, применяемая на заключительном этапе изучения учебного предмета; результатом является написанная курсовая работа или курсовой проект (согласно учебным планам и программам). Курсовое проектирование позволяет осуществлять обучение правилам применения полученных знаний при решении комплексных задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов. Дидактическими целями курсового проектирования в учебном заведении являются: – обучение профессиональным умениям; – углубление, обобщение, систематизация и закрепление знаний по предмету; – формирование навыков и умений самостоятельного умственного труда; – комплексная проверка уровня знаний и умений обучающихся. Курсовое проектирование осуществляется по индивидуальным заданиям, которые носят характер учебной задачи. В учебной задаче должны отражаться конкретное производственное содержание, часто связанное с процессом производства на предприятии, где студенты проходили практику, и специфика конкретной отрасти экономики. Студенты должны оперировать большей частью знаний, полученных по предмету или разделу; помимо того, должны быть привлечены и использованы знания по смежным предметам. Следует подчеркнуть, что содержание, уровень сложности задачи должны соответствовать квалификационным требованиям к специалисту.
В ходе выполнения такого задания студент овладевает методикой расчетов, учится проектировать объект (процесс), пользоваться нормативной и справочной литературой, технологической и конструкторской документацией, чертить схемы, чертежи, составлять техническую документацию и т. д. В задании по курсовому проектированию обычно определяется вид деятельности студента: работа по образцу или поиск оптимального варианта решения из предложенных. В первом случае студент по принятому образцу разрабатывает конструкцию (технологический процесс); во втором – анализирует несколько предложенных вариантов и выбирает оптимальный. Выбор вида деятельности зависит от специфики учебного предмета, поставленной задачи, времени для курсового проекта (работы) и степени подготовленности студента. При выборе учебного предмета, по которому организуется курсовое проектирование, руководствуются следующим: предмет должен быть тесно связан с будущей практической деятельностью специалиста; в ходе курсового проектирования должны формироваться главные профессиональные умения. Это позволит студенту частично приобрести опыт будущей работы. Работа студентов по курсовому проектированию выполняется в течение длительного времени наряду с обычной ежедневной учебной работой, требует тщательной организации труда и планирования личного времени. Поэтому опытные преподаватели организуют поэтапную работу над курсовым проектом, разрабатывая задания на каждый этап. Так, на организационном этапе распределяются темы курсовых проектов (работ), излагаются требования, которых следует придерживаться, сообщаются исходные данные, рекомендуемая литература, устанавливаются объемы проекта (работы).
С целью правильного распределения времени составляется график выполнения курсового проекта, где отражены дни консультаций и этапы работы. Курсовое проектирование завершается защитой курсовых проектов (работ). Их анализ позволяет внести коррективы в последующий учебный процесс. Курсовое проектирование организуют в соответствии с инструкцией по курсовому проектированию. Разработка курсовых проектов широко практикуется в вузах с техническими специальностями. Типичной формой курсового проектирования является решение студентами комплексных заданий, предусматривающих выполнение законченного инженерно-технического проекта.
Курсовое проектирование обычно завершает изучение конкретного общепрофессионального (общетехнического) или профилирующего предмета учебного плана и в этом смысле затрагивает наиболее важные стороны подготовки специалистов. Так, изучение предмета «Техническая механика» в вузах с инженерно-технологическими специальностями завершается разработкой и защитой курсового проекта по деталям машин, который содержит решение комплексной инженерной задачи. Курсовое проектирование по данной дисциплине предусматривает решение проектно-конструкторской задачи, основанной на выборе оптимальной (или, по крайней мере, рациональной) конструкции привода к технологической машине соответствующего производства из большого количества возможных вариантов. В процессе выполнения курсового проекта студент должен получить дополнительно целый комплекс навыков, главными из которых являются: 1) упорядочение и закрепление теоретического материала, изучаемого в лекционном курсе, на практических и лабораторных занятиях, более подробное и критическое ознакомление с конструкциями деталей и узлов общего применения, машин и механизмов; 2) подбор литературы по заданной теме и работы с ней при решении поставленных задач; 3) ознакомление с нормативной литературой: стандартами, инструкциями, техническими условиями, правилами; 4) изучение методики ведения расчета, составления расчетных схем и эскизов рассчитываемых деталей, аккуратность и системность при оформлении расчетов; 5) критическая оценка результатов вычислений, соблюдение и контроль размерностей. Грамотный и опытный инженер может сразу оценить определенную характеристику или параметр и сделать заключение о достоверности и качестве решения. Умение делать такие оценки дается практикой, которую будущие инженеры должны начать приобретать еще в институте при выполнении курсовых проектов. Таким образом, курсовое проектирование по предмету «Техническая механика» является одним из видов обучения с наиболее характерными чертами творческой инженерной деятельности. В процессе курсового проектирования у студентов формируются первичные основные навыки конструирования и понимание принципов машиностроения. Вместе с этим в процессе самостоятельной проектно-конструкторской работы под руководством ведущего преподавателя студенты учатся конструктивно мыслить, «чувствовать» механизм или машинный агрегат.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
организационная форма обучения, применяется на заключительном этапе изучения учебного предмета; результатом является написанная курсовая работа или курсовой проект (согласно учебным планам и программам).
К.п. позволяет осуществлять обучение применению полученных знаний при решении комплексных задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов.
Дидактическими целями К.п. в среднем специальном учебном заведении являются: обучение профессиональным умениям;
углубление, обобщение, систематизация и закрепление знаний по предмету; формирование навыков и умений самостоятельного умственного труда; комплексная проверка уровня знаний и умений обучающихся.
Курсовые проекты выполняются по предметам общетехнического и специального цикла. В процессе подготовки курсового проекта студенты решают технические задачи (конструирование объекта, разработка технологического процесса, проектирование строительных работ и т.п.).
Курсовые проекты и работы выполняются по индивидуальным заданиям, которые носят характер учебной задачи. В учебной задаче должно отражаться конкретное производственное содержание, часто связанное с процессом производства на предприятии, где студенты проходили практику, специфика конкретной отрасти экономики.
Студенты должны оперировать большей частью знаний, полученных по предмету или разделу, а также должны быть привлечены и использованы знания по смежным предметам.Следует подчеркнуть, что содержание, уровень сложности задачи должны соответствовать квалификационным требованиям к специалисту. В ходе выполнения такого задания студент учится проектировать объект (процесс), овладевает методикой расчетов, учится пользоваться нормативной и справочной литературой, технологической и конструкторской документацией, чертить схемы, чертежи, составлять техническую документацию и т.д. В задание по К.п. обычно закладывается вид деятельности студента: работа по образцу или поиск оптимального варианта решения из предложенных. В первом случае студент по принятому образцу разрабатывает конструкцию (технологический процесс); во втором – анализирует несколько предложенных вариантов и выбирает оптимальный. Выбор вида деятельности зависит от специфики учебного предмета, поставленной задачи, времени для курсового проекта (работы) и степени подготовленности студентов.
При выборе учебных предметов, по которым организуется К.п., руководствуются следующим: предмет должен быть тесно связан с будущей практической деятельностью специалиста; в ходе К.п. должны формироваться главные профессиональные умения. Это позволит студентам приобрести частичный опыт будущей работы.
Работа студентов по К.п. выполняется в течение длительного времени наряду с обычной ежедневной учебной работой, требует тщательной организации труда и планирования личного времени. Поэтому опытные преподаватели организуют поэтапную работу над К.п., разрабатывая задания на каждый этап. На организационном этапе распределяются темы курсовых проектов (работ), излагаются требования, которых следует придерживаться при его выполнении, сообщаются исходные данные, рекомендуемая литература, устанавливаются объемы проекта. С целью правильного распределения времени для выполнения К.п. составляется график, где отражены для консультаций и этапы работы.
К.п. завершается защитой курсовых проектов (работ). Их анализ позволяет внести коррективы в последующий учебный процесс. К.п. организуют в соответствии с инструкцией по К.п.
Разработка курсовых проектов широко практикуется и в вузах с техническими специальностями. Типичной формой курсовых проектов является решение студентами комплексных заданий, предусматривающих выполнение законченного инженерно- технического проекта.
К.п. обычно завершает изучение конкретного общепрофессионального (общетехнического) или профилирующего предмета учебного плана и в этом смысле затрагивает вполне определенные, наиболее важные стороны подготовки специалистов. Так, изучение предмета «Техническая механика» в вузах с инженерно-технологическими специальностями завершается разработкой и защитой курсового проекта по деталям машин, который содержит решение комплексной инженерной задачи по всему проекту.
Курсовой проект по технической механике – это поиск решения проектно- конструкторской задачи, основанной на выборе оптимальной (или по крайней мере рациональной) конструкции привода к технологической машине соответствующего производства из большего числа возможных вариантов. В процессе выполнения курсового проекта студент должен получить дополнительно целый комплекс навыков, главными из которых являются:
а) упорядочение и закрепление теоретического материала, изучаемого в лекционном курсе, на практических и лабораторных занятиях, более подробное и критическое ознакомление с конструкциями деталей и узлов общего применения, машин и механизмов;
б) приобретение навыков подбора литературы по заданной теме и работы с ней при решении поставленных задач;
в) ознакомление с нормативной литературой: стандартами, инструкциями, техническими условиями, правилами;
г) изучение методики ведения расчета, составления расчетных схем и эскизов рассчитываемых деталей, аккуратность и системность при оформлении расчетов;д) приучение студентов к критической оценке результатов вычислений, соблюдению и контролю размерностей. Если грамотному и опытному инженеру назвать какую-либо цифру, определенную характеристику или параметр, то он может сразу ее оценить и сделать заключение о достоверности и качестве решения. Умение делать такие оценки дается практикой, которую будущие инженеры должны начать приобретать еще в институте при выполнении курсовых проектов.
Таким образом, К.п. по этому предмету является одним из видов обучения с наиболее характерными чертами творческой инженерной деятельности. В процессе К.п. студентам прививаются первичные навыки основ конструирования и понимание принципов машиностроения. Вместе с этим в процессе самостоятельной проектно-конструкторской разработки под руководством ведущего преподавателя студенты учатся конструктивно мыслить, «чувствовать» механизм или машинный агрегат.
В широком смысле под конструкторским мышлением понимают строгое предметное, конкретное логическое и образное мышление, способность вообразить, представить себе образ какого-либо механизма, его устройство и функциональное назначение и мысленно оперировать с его деталями и узлами (анализировать, комбинировать и т.д.). Именно при обучении конструированию студенты впервые сталкиваются с необходимостью реализации абстрактных представлений и с проектированием как деятельностью, направленной на материализацию знаний, полученных в процессе изучения теоретической части предмета и выполнения лабораторно-практических работ.
Овладение этим процессом – дело не из легких. Успеха в овладении методологией конструирования и методами поиска оптимальных решений, умения пользоваться справочной литературой, выражать техническое решение посредством графического изображения можно достичь при системной подготовке, т.е. такой организации процесса обучения, которая позволяет выработать у будущего инженера основы алгоритмического характера мышления и действий. Это особенно важно на ранней стадии обучения основам конструирования, т.е. при изучении теоретической части курса и закреплении этого вида мышления в процессе К.п. При этом под творческим техническим мышлением следует понимать инженерное мышление как синтез творческого, наглядно-образного и технического мышления с присущими им признаками и структурой.
Моделирование профессиональной деятельности будущих специалистов в процессе К.п. требует максимально активного и всеобъемлющего использования студентами знаний, навыков и умений, способствует формированию самостоятельного и творчески мыслящего специалиста. Именно в процессе К.п. для студентов окончательно проясняются смысл и значение изучения отдельных тем и вопросов данного курса и других предметов, взаимосвязь и взаимообусловленность мировоззрения научно-теоретической и практической подготовки.
Т.Ю. Ломакина, Д.В. Чернилевский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
129.55 кб

Инновации в курсовом проектировании

Кизим Николай Федорович, Цыцора Владимир Яковлевич
Представлены результаты анкетного опроса студентов, позволившие установить причины невысокой эффективности использования времени, отводимого на самостоятельную работу.
Читать PDF
1.57 мб

Проектирование учебных курсов с использованием

Китаевская Т. Ю., Арзамасцев А. А., Слетков Д. В.
Читать PDF
456.86 кб

Проектирование курсов методической направленности

Губанова О. М.
В статье раскрывается методология проектирования сложных систем применительно к курсу теории и методики обучения информатике.
Читать PDF
265.70 кб

Виртуальная лаборатория и курсовое проектирование

Новиков А. М., Муратов Р. Р.
Рассматривается возможная структура расчетно-экспериментального задания на курсовое проектирование. Приводятся материалы исследования по возможности доступа курсантов к ресурсам ПЭВМ.
Читать PDF
383.95 кб

Проектирование ИС экспертизы качества онлайн-курсов

Махмутова Регина Рамзиловна, Нуриев Наиль Кашапович
В данной статье рассмотрены вопросы создания ИС для проведения экспертизы качества онлайн-курсов с учетом ряда требований: оперативность проведения оценки, простота и надежность работы, возможностью изменения в процессе апробации
Читать PDF
593.56 кб

Концептуальные основы проектирования дистанционных курсов

Савюк Лариса Александровна
В статье рассмотрены возможности разработки дистанционных курсов для студентов технических специальностей с применением технологии ассоциативного мышления.
Читать PDF
570.47 кб

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КУРСОВЫХ РАБОТ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Каримов М.Ф., Якупова Л.Ф.
Представлена системно-структурно-функциональная модель курсовой работы студента высшей школы и выделены элементы алгоритма её реализации в условиях учебного процесса.
Читать PDF
711.38 кб

Особенности проектирования электронных обучающих курсов для школьников

Арабчикова Юлия Ивановна
Важным условием создания качественного электронного курса является соответствие структуры и содержания данного курса индивидуальным особенностям восприятия поступающей информации соответственно возрастной категории его пользовател
Читать PDF
2.10 мб

Подготовка учителя к проектированию элективных курсов в профильной школе

Комарова Анна Николаевна
Статья раскрывает экспериментальный опыт проектирования метапредметного содержания элективных курсов.
Читать PDF
373.94 кб

Проектирование электронных курсов в инструментальной среде SunRav BookEditor

Медведева С. Н.
Предлагаются подходы к решению проблем разработки дидактического проекта учебной дисциплины и его программной реализации в виде электронного курса в инструментальной среде SunRav BookEditor на примере дисциплины «Теория вероятност
Читать PDF
30.39 мб

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОНЛАЙН-КУРСОВ

Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Абрамова Наталья Сергеевна
В статье рассматривается введение онлайн-курсов в процесс обучения. Указывается их значимость.
Читать PDF
683.81 кб

Использование элементов Microsoft Solutions Framework в курсовом проектировании

Бабич А. В.
MSF (Microsoft Solutions Framework) это методология разработки ПО, идеология управления проектами от Microsoft. MSF предлагает проверенные методики планирования, проектирования, разработки и внедрения успешных IT-решений.
Читать PDF
494.80 кб

Применение графического редактора в инженерной графике и курсовом проектировании

Карпюк Л.В., Любимова-Зинченко О.В.
Рассматриваются проблемы обучения студентов инженерной и компьютерной графике в рамках единого курса на базе системы автоматизированного проектирования (САПР).
Читать PDF
30.38 мб

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОНЛАЙН-КУРСОВ

Алешугина Елена Анатольевна, Ваганова Ольга Игоревна, Кутепов Максим Михайлович
Проектирование индивидуальных образовательных траекторий является одной из важных задач современных учебных заведений.
Читать PDF
231.47 кб

Психолого-педагогические особенности проектирования дистанционных элективных курсов

Стюгина Анастасия Андреевна
В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности организации дистанционных элективных курсов в дистанционном образовании.

Похожие термины: