КУРЕНИЕ, табакокурение

Найдено 1 определение
КУРЕНИЕ, табакокурение
вдыхание дыма тлеющих свернутых целиком (сигары) или измельченных (папиросы, сигареты и т. п.) листьев табака (однолетнего растения Nicotiana tabacum семейства пасленовых). При многократном повторении К. формируется в стойкую привычку. Экспертами Всемирной орг-ции здравоохранения К. квалифицируется как разновидность наркомании.
Сведения о вдыхании людьми дыма от сжигания нек-рых ароматич. растений (напр., в ходе разл. религ. церемоний и празднеств) восходят ко временам античности. К. табака получило распространение в Европе в 16 в., после 2-го похода X. Колумба (1493—96), когда семена этого растения были завезены в Испанию с о. Гаити. Распространение К. в России началось в кон. 17 в.
В настоящее время К. — одна из наиб. распространенных в мире (по нек-рым статистич. данным, курит ок. 40% всего взрослого населения планеты) вредных привычек, пагубно влияющих на здоровье как самих курильщиков, гак и окружающих их людей. Наряду с частицами дыма, оседающими в легких, при К. в организм человека в опасных дозах поступают разнообразные ядовитые вещества (аммиак, окись углерода, канцерогенные углеводороды, стимулирующие зарождение и быстрое развитие злокачеств. опухолей, а также радиоактивный полоний). Трудности, к-рые испытывает курильщик, решивший отказаться от К. табака, во многом связаны с содержащимся в этом растении никотином. Этот алкалоид, будучи введен в организм в малых дозах, на короткое время тонизирующим образом влияет на нервную систему, а по существу оказывает на человека наркотич. действие, порождая все возрастающую потребность в К. У мн. людей К. со временем уже не вызывает приятных ощущений, остается почти физич. тяга к табаку. К. превращается в обременительную, но неодолимую страсть.
К. наиб. опасно для растущего, развивающегося организма подростка и юноши. В то же время, как правило, именно на этих возрастных этапах привычка к К. зарождается и развивается; во взрослом же возрасте в большинстве случаев происходит лишь ее закрепление. Так, по данным нек-рых исследователей, возрастной «пик» начала К. среди подростков приходится на 14—15 лет. При этом отмечается, что если в основе К. мл. школьников и мл. подростков чаще всего лежит простое любопытство, то для ст. подростков и юношей на первый план выдвигаются принципиально иные факторы, и в первую очередь желание во что бы то ни стало казаться взрослым и подражать уже курящим сверстникам. Важно при этом отношение к К., сложившееся в семье. По данным спец. исследований, в семьях, где оба родителя не курят, курящими становятся не более 20—25% детей; в курящих же семьях аналогичный показатель почти вдвое выше. Нередко негативное влияние на подростков оказывают не только родители, но и другие курящие взрослые, в т. ч. и авторитетные для школьников педагоги, к-рых ребята избирают в качестве образца для подражания.
В компаниях сверстников совм. К. часто превращается в своего рода ритуал, создающий и поддерживающий иллюзию близости членов группы. В таких подростковых сообществах К., как правило, воспринимается как необходимый атрибут взрослости и самоутверждения, показатель самостоятельности и независимости. Родителям и педагогам необходимо иметь в виду, что в силу свойственной подросткам тяги к соревнованию при совм. К. у них нередко возникают споры о том, кто больше выкурит сигарет. Это порой приводит к тяжелым никотиновым отравлениям.
За последние десятилетия резко возросло число курящих женщин. Немалую роль в распространении этой привычки среди девушек сыграла мода, стремление выглядеть современной в глазах компании.
Несмотря на то, что тяжелые заболевания, порождаемые К., относительно редко проявляются у курильщиков с непродолжительным стажем (это во многом объясняет недоверие большинства подростков к утверждениям о вреде табака), уже в самом юном возрасте регулярное К. вызывает существ, ослабление защитных функций организма, снижение выносливости. Сказывается К. не только на физич. состоянии ребенка, но и на его работоспособности и умственном развитии, что, в частности, проявляется в снижении успеваемости.
Профилактика К. должна начинаться с самого раннего возраста. Необходимо воспитывать у ребенка отвращение к К., к табаку и табачному дыму, отношение, основанное на непосредств. восприятии отрицат. реакции на это родителей. В этом возрасте нет необходимости разъяснять ребенку вредные последствия К. Достаточно выказывать в его присутствии отрицат. эмоциональную реакцию на все, связанное с табаком, и тем самым вырабатывать у него такую же реакцию. Делать это нужно заблаговременно, до того как ребенок пошел в школу, когда контроль за ним родителей ослабевает. От этого воспитат. приема не следует отказываться и в дальнейшем, но в дополнение к нему следует в общении со школьником подчеркивать, что пристрастие к К. — большой недостаток человека. Подростку следует внушать, что необдуманное подражание действиям др. людей — признак несамостоятельности человека, недостаточной его взрослости. Важно разъяснять и вред К., причем не только и не столько последующий вред для здоровья, сколько конкретный вред уже в данный момент.
Важной задачей, стоящей перед педагогами и родителями, является не только профилактика К. среди молодежи, но и целенаправленная работа с детьми и подростками, у к-рых тяга к табаку уже сформировалась. При этом нередко применяемый метод нравоучительных, менторских бесед и декларативных заявлений о вреде табака не только не является эффективным, но и довольно часто ведет к результату, прямо противоположному желаемому. Альтернативой такому подходу служит собств. пример воспитателя, практика вовлечения подростков в занятия спортом, привития им через реальную, значимую для них совм. деятельность интереса к здоровому образу жизни, поиск тех точек приложения их стремления к самоутверждению, к-рые бы обеспечивали и стимулировали повышение их общественно полезной деятельности.
Лит.: Хрипкова А. Г., К о л е с о в Д. В., Мальчик — подросток — юноша, М., 1982, гл. 5; А л т ш у л е p В. Б., Вредные привычки — угроза здоровью, М., 1989; Курение и здоровье, под;ред. Д. Г. За-ридзе, Р. Пето, пер. с англ., М., 1989.
М. Ю. Кондратьев.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия