один из ведущих принципов образования, провозглашенный (наряду с принципом природосообразности) еще Дистервегом, который характеризовал культуру и культурную среду как определяющие условия развития, воспитания и обучения ребенка в единстве индивидуальных, национальных и общечеловеческих начал. При этом культуросообразность, по Дистервегу, — соответствие образования требованиям времени, развитию каждого человека и той степени культуры, на которой находится народ. Сегодня мы, в соответствии с требованием времени, расширяем трактовку культуросообразности, включая в нее идеи:
- самоопределения и самореализации растущего человека в современной культуре;
- принятия разнообразия и многообразия, свойственного глобальной культуре, культурной толерантности;
- активного участия детей и взрослых в культурных событиях и создания таких культурных событий в школе и вне школы.
Это меняет не только содержание, но и качество образования. «Качество образования» важно рассматривать в основном как определенную «культуру образования», поскольку один из основных смыслов культуры как раз и состоит в признании «возделанности», «высокой организованности», «упорядоченности», «образцовости» явления. Поэтому качество образования — не просто его цивилизационная оснащенность, но и его соотнесенность с высоким уровнем требований. Речь идет не о прямой тождественности качества и культуры, а об их смысловой близости. Это важно для понимания того, каким должно быть образование: если мы стремимся повысить качество образования, мы должны сделать образование культуросообразным. Такое понимание качества выдвигает на первый план задачу углубления культурологического подхода в педагогике и расширения практики культуросообразного образования.
В культуросообразной школе (т.е. в школе, работающей в культурной парадигме) основной показатель «образованности» — не ЗУНы, хотя они остаются показателями для системы управления (которая не может обеспечивать качества/культуры образования, и в этом основное противоречие нашего образования). В культуросообразной школе основной показатель — культурные умения школьника, полученные им в культурных практиках (что фиксируется педагогом с помощью портфолио и другими средствами, например, зачетной системой). Чем многочисленнее, разнообразнее и продуктивнее культурные практики, тем адекватнее условия становления его образованности и культурной идентичности.
В культуросообразной школе цель образования — не столько трансляция и усвоение культурных норм, сколько творческая деятельность детей по их практическому освоению. Разнообразная творческая культурная деятельность ребенка становится основным пространством его образования (при этом «культурная» не значит «исключительно художественная», она — авторская, самостоятельная, качественно выполненная, творческая в любом из цивилизационных направлений).
Н.Б.Крылова
Литература: Новые ценности образования: Культуросообразная школа. Вып. 11. — М., Народное образование, 2002.
КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ
КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ
Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005