КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ

Найдено 1 определение
КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ
один из ведущих принципов образования, провозглашенный (наряду с принципом природосообразности) еще Дистервегом, который характеризовал культуру и культурную среду как определяющие условия развития, воспитания и обучения ребенка в единстве индивидуальных, национальных и общечеловеческих начал. При этом культуросообразность, по Дистервегу, — соответствие образования требованиям времени, развитию каждого человека и той степени культуры, на которой находится народ. Сегодня мы, в соответствии с требованием времени, расширяем трактовку культуросообразности, включая в нее идеи:
- самоопределения и самореализации растущего человека в современной культуре;
- принятия разнообразия и многообразия, свойственного глобальной культуре, культурной толерантности;
- активного участия детей и взрослых в культурных событиях и создания таких культурных событий в школе и вне школы.
Это меняет не только содержание, но и качество образования. «Качество образования» важно рассматривать в основном как определенную «культуру образования», поскольку один из основных смыслов культуры как раз и состоит в признании «возделанности», «высокой организованности», «упорядоченности», «образцовости» явления. Поэтому качество образования — не просто его цивилизационная оснащенность, но и его соотнесенность с высоким уровнем требований. Речь идет не о прямой тождественности качества и культуры, а об их смысловой близости. Это важно для понимания того, каким должно быть образование: если мы стремимся повысить качество образования, мы должны сделать образование культуросообразным. Такое понимание качества выдвигает на первый план задачу углубления культурологического подхода в педагогике и расширения практики культуросообразного образования.
В культуросообразной школе (т.е. в школе, работающей в культурной парадигме) основной показатель «образованности» — не ЗУНы, хотя они остаются показателями для системы управления (которая не может обеспечивать качества/культуры образования, и в этом основное противоречие нашего образования). В культуросообразной школе основной показатель — культурные умения школьника, полученные им в культурных практиках (что фиксируется педагогом с помощью портфолио и другими средствами, например, зачетной системой). Чем многочисленнее, разнообразнее и продуктивнее культурные практики, тем адекватнее условия становления его образованности и культурной идентичности.
В культуросообразной школе цель образования — не столько трансляция и усвоение культурных норм, сколько творческая деятельность детей по их практическому освоению. Разнообразная творческая культурная деятельность ребенка становится основным пространством его образования (при этом «культурная» не значит «исключительно художественная», она — авторская, самостоятельная, качественно выполненная, творческая в любом из цивилизационных направлений).
Н.Б.Крылова
Литература: Новые ценности образования: Культуросообразная школа. Вып. 11. — М., Народное образование, 2002.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
182.33 кб

Культуросообразность современного биологического образования

Бутова И. Д.
В современном мире культуросообразность становится важнейшим условием развития образования посредством реализации идеи его гуманизации. Цель высшего образования человек культуры.
Читать PDF
264.72 кб

Философия культуры и культуросообразность образования

Худякова Наталья Леонидовна
В статье рассмотрены основные философские концепции культуры и порождаемые ими модели образования.
Читать PDF
1,000.52 кб

«Культуросообразность» в России

Булкин Алексей Петрович
В статье анализируется понятие «культуросообразности», как термин, педагогический закон и принцип; раскрывается становление и использование этого понятия в теории и практике образования; сложность определения понятия «культуросооб
Читать PDF
217.89 кб

Синергетический подход к проектированию культуросообразного образовательного пространства

Белобородова Н. С.
Статья посвящена проблеме проектирования современного культуросообразного образовательного пространства, ядром которой является переосмысления теории и практики с точки зрения синергетической парадигмы.
Читать PDF
205.51 кб

Культуросообразное освоение технологии деятельностного подхода системы Л. В. Занкова

Хлыстова Нина Владимировна
В данной статье на основе имеющихся исследований педагогов школы обосновываются структурные характеристики учебной деятельности, раскрываются пути поиска новых форм учебной деятельности.
Читать PDF
192.92 кб

Формы и перспективы взаимодействия в культуросообразной научно-образовательной среде

Ерохина Татьяна Иосифовна
Читать PDF
111.91 кб

Методологические и психоэмоциональные аспекты подачи научных знаний в культуросообразном учебном про

Злотникова Татьяна Семеновна
Читать PDF
176.31 кб

КУЛЬТУРОСООБРАЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Иванова Галина Павловна, Логвинова Ольга Константиновна
В статье представлены результаты анализа сущности и содержания принципа культуросообразности воспитания в современных условиях.
Читать PDF
120.61 кб

Формирование культуросообразной социально-профессиональной компетентности будущих инженеров

Саксонова Лариса Петровна
В статье дан анализ подготовки современного специалиста технической сферы, представлено понимание особенностей выявления потенциальных возможностей содержания высшего технического образования через призму взаимосвязей формирования
Читать PDF
280.86 кб

Формирование культуросообразной социально-профессиональной компетентности будущих инженеров как педа

Саксонова Л. П.
В статье дан анализ подготовки современного специалиста технической сферы, пред-ставлено понимание особенностей выявления потенциальных возможностей содержа-ния высшего технического образования через призму взаимосвязей формирован
Читать PDF
227.37 кб

Принцип культуросообразности воспитания в поликультурном пространстве образовательного учреждения

Яруллина Г. А.
Читать PDF
350.38 кб

Формирование культуросообразной социально-профессиональной компетентности студентов технического вуз

Саксонова Лариса Петровна
В статье дан анализ подготовки современ ного специалиста технической сферы, представ лено понимание преобразования деятельности студентов и преподавателей технического вуза через призму взаимосвязей формирования, дальнейшего разви
Читать PDF
315.48 кб

Методы и организационные формы педагогической помощи в культуросообразной самореализации будущего уч

Базаева Фатима Умаровна
Раскрываются этапы, методы и организационные формы работы по стимулированию у студента педагогического вуза культуросообразной самореализации.
Читать PDF
0.00 байт

«Заумники», умницы и умники: интеллектуальная игра как форма культуросообразной деятельности в сфере

С. А. Добрецова
В статье рассматриваются интеллектуальные игры для детей и юношества как форма культуросообразной деятельности в сфере массовой культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование ценностного самоопределения студента в культуросообразном образовательном процессе техн

Шилова М. И., Белых И. Л.
В результате проведенных исследований выделены следующие ключевые особенности ценностного самоопределения студентов технического вуза: прагматизация ценностного сознания молодежи, этатизация, стандартизация содержания высшего проф

Похожие термины:

  • ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ

    правило, предусматривающее понимание природы человека с точки зрения: - влияния природно-исторического пространства; - социальной среды; - видов трудовой деятельности; - семьи; - религии; - народного
  • Принцип культуросообразности

    максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, нации, общества, страны, региона, в к-рой находится конкретное учебное заведение.