КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

Найдено 1 определение
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
На протяжении последних десятилетий идет интенсивная разработка широкого круга культурологических проблем образования, что продиктовано потребностями новым этапа развития человеческого сообщества, требованиям которого знаниевая парадигма уже не соответствует. Не случайно понятие «культура» все чаще прилагается к основным понятиям теории образования и педагогики. Все шире используются программы поликультурного (мультикультурного) и этнокультурного образования. Созданы разнообразные культурные модели школ и концепции культуросообразного образования. Сформировались научно-педагогические школы и сообщества, работающие в этом направлении и тесно сотрудничающие друг с другом.
Вплоть до настоящего времени шло накапливание идей и осмысление возможностей культурологического подхода; сформовались и уже используются в педагогике два новых научных направления. Одно из них — педагогическая культурология — объясняет содержание и формы развития педагогической культуры с позиций культурологии. Другое направление — культурология образования — сформировалось на базе философии образования, антропологии и понимающей педагогики и объясняет образование как сферу саморазвития ребенка в пространстве его культурных практик (см. статью Культурные практики ребенка).
Культурологический подход, как совокупность методологических и методических принципов трактовки образования с позиций культуры, заложил основу для интеграции многих инновационных идей и создания культуросообразной модели образования, основанной на развитии творческого потенциала ребенка. Такая школа должна быть обустроена на других началах, чем школа знаниевая.
Культурологический подход может стать базой обновления образования. Проблема состоит в том, что все еще не удается преодолеть отношение учителей и методистов к образованию как к трансляции фактов и образцов культуры в учебно-воспитательном процессе. На пути преодоления такого отношения камнем преткновения лежит предметная расчлененность школьного обучения. Ее сторонники говорят: «Есть математика, есть русский язык, и вот вам МХК: совершенствуйте свой культурологический подход в рамках МХК или истории». В этой логике трудно представить, что «Культура» — не довесок к «основным» предметам, а суть всего образования.
Другая сложность — доминирование урочного преподавания учебных предметов над самостоятельной учебой детей, нацеленность учителей на проверку запоминания детьми информации, отсутствие условий для расширения индивидуального образования. Даже проектный метод, который на деле открывает детям путь к освоению норм культурной деятельности, в условиях предметно-урочного обучения сводит самостоятельную образовательную деятельность школьников к «углублению» знаний по предмету.
Отход обучения от опоры на ЗУНы и направленность на развитие у школьников универсальных культурных компетенций (на уровне требований) помогает выстроить инновационное содержание образования и достичь необходимого уровня культурной грамотности в ее современном понимании.
Универсальные культурные компетентности школьников (на уровне сформированных личностных качеств) — это такие умения и способности, которые принципиально нужны любому профессионалу для решения творческих задач, выполнения комплексной проектной работы, анализа информации, организации свой деятельности, участия в выработке коллективного решения. Формирование таких компетентностей не может быть обеспечено в рамках предметноурочной системы, поскольку здесь требуется тесное межпредметное взаимодействие педагогов нового типа (не предметников, а тьюторов широкого профиля), опора на индивидуальные программы детей, обеспечение их разнообразных культурных практик и становление нового практического опыта разнообразного творчества учащихся.
Все больше педагогов осознает, что задача повышения качества (культуры) образования решается только в условиях системной реконструкции его содержания и форм: преодоления предметности обучения и доминирования учения над обучением, ориентации учащегося на создание интегрированных творческих образовательных проектов.
Н.Б.Крылова
Литература: Культурологический подход в образовании. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2003.
Культурологический подход в образовании. Материалы I- Всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург,2005
Проблемы культурного образования. Материалы конференции 2001 г. — Челябинск, Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2004.
Тюнников Ю.С., Юрченко Ю.А. Культурологическая подготовка будущего учителя: системное проектирование процесса формирования у студентов культурологических умений. — Сочи, РИО СГУТиКД, 2001.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005