КУЛЬТУРНЫЙ ФЕМИНИЗМ

Найдено 1 определение
КУЛЬТУРНЫЙ ФЕМИНИЗМ
(Cultural feminism) – направление внутри радикального феминизма, основанное на представлении, что женщины, благодаря своей природе и/или в результате особого женского исторического опыта, обладают особенными женскими или фемининными качествами. Эти качества противоположны мужским или маскулинным. Женскими качествами являются взаимосоотнесенность, связанность с другими, телесность (природность), сопереживание, доверие, стремление отдавать, отсутствие иерархии в отношениях (горизонтальные связи), стремление к радости, миру и жизни. К мужским качествам, согласно теории культурного феминизма, относятся независимость, автономность, интеллектуализм, рациональность, культура (не-природность), воля, стремление к доминированию, иерархическим отношениям, подавлению, угнетению, войне и смерти.
Культурные феминистки полагают, что западная культурная традиция и философская мысль построены на мужской идее: их центром является автономный, независимый, биологически мужской субъект, нацеленный на получение максимальной выгоды и боящийся быть уничтоженным или погибнуть. Когда интересы различных субъектов приходят в столкновение, возникает конфликт. В других случаях, автономность и отстраненность субъекта приводят к его отчужденности и трагическому одиночеству. В противопоставление мужской онтологии, женщины связаны со всеми людьми как телесно (биологически), через беременность, половой акт и вскармливание грудью, так и экзистенциально, в моральной и жизненной практике. Теоретики культурного феминизма расходятся во взглядах на то, как связанность с другими влияет на жизнь женщин. Одна группа – Кэрол Гиллиган (Carol Gilligan), Нэл Ноддингс (Nel Noddings), Сара Раддик (Sara Ruddick) и др. – считает, что мир чувств и близости создал женскую культуру, такую же богатую и динамичную, как политика или наука (мужские иерархические области). Женщины, обладая способностью вынашивать ребенка и кормить грудью, воспринимают отстраненность от других как зло. Им присуща этика заботы (ethics of care) и своя особая перспектива относительно сущности человеческой взаимосвязи. Для женщин она проявляется не в том, что отдельные субъекты разрабатывают и подписывают социальный контракт, а в повседневной практической жизни тех групп родных и близких, к которым они принадлежат помимо своей воли. В противоположность женским ценностям, мужская идея связана с этикой, основанной на правовом дискурсе, в центре которого находятся понятия справедливости, закона и права.
Кэрол Гиллиган полагает, что эти понятия не являются универсальными и воплощают мужской опыт деятельности в публичной (а не приватной, в отличие от женского опыта) сфере. Однако Мэри Дейли (Mary Daly), Андреа Дворкин (Andrea Dworkin) и Сара Люсия Хоугланд (Sarah Lucia Hoagland) полагают, что особая женская этика является результатом опыта жизни в угнетении. Они подчеркивают, что именно способность к беременности и вскармливанию (т.е. роль в процессе воспроизводства) стала причиной того, что женщины помещались в позиции угнетения и эксплуатации и испытывали насилие: как в гетеросексуальном браке, так и в практике проституции, порнографии, при изнасилованиях, сексуальных домогательствах, избиениях, навязанной контрацепции, абортах и стерилизации или навязанной беременности. Женщины боятся не отчуждения от других, а оккупации другими. Мэри Дейли считает этику заботы компенсаторной, защитной стратегией, к которой женщины вынуждены прибегать, живя в направленной против них и ограничивающей их свободу патриархатной культуре. Женщины «заботятся», потому что в противном случае общество их порицает; женщины «материнствуют», так как мужчины решили, что их функция именно в этом, потому что женское материнство поддерживает социальную структуру, служащую мужским интересам. Все теоретики культурного феминизма сходятся в том, что в будущем непатриархатном мире все люди смогут проявлять заботу друг о друге и испытывать радость от близости без боязни санкций общества (Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». – М.: Информация XXI век, 2002. – 256 с. – http://www.owl.ru/gender/thesaurus.htm. – Дата доступа 13.01.2016).

Источник: Гендерные аспекты образования. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.