КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Найдено 1 определение
КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное речевое общение во всех основных сферах человеческой деятельности. В таком понимании К.-р.к. сближается с понятием коммуникативной компетенции в широком смысле — как культурой общения. Так, напр., К.Ф. Седов под коммуникативной компетенцией понимает «...способность личности осуществлять эффективную речевую деятельность и эффективное речевое поведение, которые соответствуют нормам социального взаимодействия, присущим конкретному этносу» [Седов 2010: 184]. Высокий уровень владения культурно-речевой компетенцией характерен для носителей полнофункционального (элитарного) типа речевой культуры (см. Типы речевой культуры).
Базовыми для К.-р.к. являются Языковая компетенция (см.), Коммуникативно-речевая компетенция (см.) и Этико-речевая компетенция (см.), выделенные на основе концепции культуры речи, разработанной в Институте русского языка РАН им. В.В. Виноградова [Культура русской речи... 1996, КРР 1998, КРРЭСС 2003 и др.] и коррелирующие с соответствующими типами норм (см. Языковая норма, Коммуникативно-речевая норма и Этико-речевая норма). Т.е. культурно-речевая норма является обобщающим понятием применительно к указанным выше нормам.
Каждая базовая компетенция состоит из набора субкомпетенций, отражающих её содержание. В составе К-р.к. выделяем также Общелингвистическую компетенцию (см.), играющую важную роль в овладении названными базовыми компетенциями.
Разработка теории культуры речи на компетентностной основе ведётся в рамках не только лингвистики, но и других гуманитарных дисциплин, в результате чего списки компетенций пополняются, в частности, выделяют компетенции лингвистическую (языковедческую), культуроведческую [Русская речевая культура 2006: 49-50; Обучение русскому языку... 2004: 22], риторическую [Качалова 2009] и др. Поэтому перечень компетенций нельзя считать закрытым.
Формирование К.-р.к. на всех этапах обучения имеет существенное значение для гармонизации отношений в обществе и государстве.
Лит.: Качалова Л.П. Педагогическая технология формирования риторической компетенции будущего учителя // Известия Уральского государственного университета. 2009. № 3 (67); Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996; КРР. М., 1998; КРРЭСС. М., 2003; Русская речевая культура: учебный словарь-справочник. СПб., 2006; Обучение русскому языку в школе, 2004; Сковородников А.П., Копнина Г.А. Модель культурно-речевой компетенции студента высшего учебного заведения // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки (спецвыпуск «Культура речевого общения»), 2009. № 2; Сковородников А.П., Копнина Г.А. О культурно-речевой компетенции студента высшего учебного заведения // ФН. 2009. № 3; Седов К.Ф. Модель коммуникативной компетенции (онтологический, аксиологический, гносеологический аспекты) // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 10. Саратов, 2010.
А.П. Сковородников, Г.А. Копнина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
105.90 кб

Психолингвистический эксперимент как способ диагностики культурно-речевых компетенций школьников

Абрамова Надежда Сергеевна
В статье рассматриваются результаты использования психолингвистического эксперимента (методики по определению правильности высказывания) применительно к анализу речевых ошибок.