Культурно-образовательная среда
Культурно-образовательная среда
это 1) понятие, которое включает осознание определяющей роли среды как фактора воспитания; 2)педагогически целесообразная совокупность факторов и условий, определенным образом влияющая на результат воспитания, благодаря учету культурно-воспитательного потенциала среды, возможностей ее преобразования в соответствии с тенденциями развития общенациональной и особенностями региональной культур; ориентацией на личностные смыслы учащихся и Абсолютные ценности. (Власова Т.Н.).
Источник: Глоссарий по педагогике.
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
совокупность социальной, культурной и образовательной сред. КОС имеет не суммарный характер, а приобретает качественно иное содержание, выступая той неравновесной системой, в которой индивид осуществляет собственную социальность и индивидуальность.
Культурно-образовательная среда — пространство осуществления образования как механизма социокультурного воспроизводства, что обусловлено культурологическим подходом, рассматривающим образование не просто как процесс усвоения или трансляции знаний, умений, норм и образцов идеального поведения, а как феномен культуры (И.Е.Видт, 2002).
Культурно-образовательная среда — это своего рода «территория социального наследования», где «смыкаются» характеристики культуры и образования, где признаки культуры репрезентируются в признаки образования, создавая условия для формирования человека, способного реализовать себя в конкретных культурных условиях
В традиционных обществах педагогическая деятельность и социальное наследование не являлись самостоятельной и замкнутой на себя сферой. Педагогическая деятельность, будучи «вплетенной» в социальную и хозяйственную жизнь, осуществлялась в однородной среде, где социально-педагогический идеал и педагогические методы его достижения были «оформлены» в традиции и нормы. Человек не пытался их осмыслить, но неукоснительно исполнял на протяжении длительного времени. Социальное наследование проходило в неструктурированной, синкретичной среде, интегрируя всех субъектов и все институты в единое культурно-образовательное пространство.
В современных обществах КОС утратили свою однородность. Различные виды человеческой активности оформились и замкнулись в специально организованные сферы (здравоохранения, социальной защиты, молодежной политики и пр.). Педагогическая деятельность стала «объектом курирования» специальной системы образования, которая получила жесткую структуру по формам, типам и уровням образования, с соответствующей управленческой «надстройкой». Такой признак культурно-образовательной среды современного (индустриального) общества — это отражение особенностей индустриальной культуры, которая характеризуется дифференциацией в массовом масштабе. Это период, когда науки отделились от искусства; в свою очередь, — внутри науки произошло выделение самостоятельных наук; когда наивысшего развития достигли разделение труда и специализация по видам производства.
Школа как единственная форма среднего полного образования стала той «территорией», на которой фактически и замкнулись все задачи обучения и воспитания. Даже учреждения дополнительного образования и специализированные школы изолированы друг от друга. Дошкольное образование, начальная и средняя школа тоже «работали» на собственные задачи не в контексте общих закономерностей взросления ребенка. Особой проблемой в этих условиях была задача преемственности, согласования действия различных образовательных учреждений. Один из вариантов ее решения — опыт создания социально-педагогических комплексов.
Информационная культура имеет «сетевой» характер, когда различные явления снова «соединяются» на более высоком уровне. Появляются новые науки на «стыке» классических, новые виды искусства, смежные области производств рождают новые профессии. Это актуализировало иной подход в образовании, требующий объединения всех субъектов образования в одну систему. Так задается тип новой культурно-образовательной среды, которая вбирает относительно самостоятельные «подсистемы» (учреждения дополнительного образования, представительства различных ведомств, институты государственной власти и т.д.). Школа должна «раздвинуть» стены, перестать быть режимным учреждением, функционирующим по законам фабричного производства, где класс-комплект и штатное расписание составляют основу образовательного процесса.
КОС объемлет собой все институты, имеющие отношение к социализации (а не только обучению и воспитанию), интегрируя такие понятия, как «педагогическое пространство», «образовательная среда», «культурная среда», «социокультурная среда», «культурное пространство образования», и не разводя их на основе доминирующей функции (либо воспитания, либо обучения, либо социализации).
Основными принципами проектирования КОС являются:
1) содержательная и стратегическая вариативность, адекватная культурным потребностям и возможностям субъектов образования;
2) открытость во взаимодействии с внешним (информационным, образовательным, культурным, социальным) окружением;
3) структурная избыточность, обусловливающая развивающее воздействие среды на учащихся, что в сочетании с принципом открытости обеспечивает реализацию социально-личностно ориентированного образовательного процесса;
4) ресурсная избыточность — динамическая характеристика, определяемая как внешними воздействиями, так и деятельностью самих субъектов образовательного процесса, что проявляется как в изменении содержания и форм педагогической деятельности под влиянием развития среды, так и в ее саморазвитии за счет продуктивных созидательных процессов вовлеченных в нее субъектов;
5) нелинейность предполагает ее трехуровневое структурирование:
- Первый — инвариантный уровень, включает ресурсы библиотек (в том числе и электронной), лабораторий, музеев и др. и функционирует на уровне всего учебного заведения, являясь общедоступным, что позволяет уйти от узко дисциплинарного подхода.
- Второй уровень (специализированные или предметные среды)
дополняет первый и формируется педагогами для достижения конкретных целей образовательного процесса с ориентацией на определенный контингент учащихся.
- Третий уровень создается на основе первого и второго в ходе
познавательной деятельности самих обучающихся и представляет собой совокупность индивидуальных образовательных сред;
6) социальное участие, реализующее право детей и родителей на активное содержательное и структурное формирование КОС.
И.Е.Видт, Э.В.Загвязинская
Литература:
Видт И.Е. Культурологические основы образования. — Тюмень, ТГУ, 2002.
Культурно-образовательная среда — пространство осуществления образования как механизма социокультурного воспроизводства, что обусловлено культурологическим подходом, рассматривающим образование не просто как процесс усвоения или трансляции знаний, умений, норм и образцов идеального поведения, а как феномен культуры (И.Е.Видт, 2002).
Культурно-образовательная среда — это своего рода «территория социального наследования», где «смыкаются» характеристики культуры и образования, где признаки культуры репрезентируются в признаки образования, создавая условия для формирования человека, способного реализовать себя в конкретных культурных условиях
В традиционных обществах педагогическая деятельность и социальное наследование не являлись самостоятельной и замкнутой на себя сферой. Педагогическая деятельность, будучи «вплетенной» в социальную и хозяйственную жизнь, осуществлялась в однородной среде, где социально-педагогический идеал и педагогические методы его достижения были «оформлены» в традиции и нормы. Человек не пытался их осмыслить, но неукоснительно исполнял на протяжении длительного времени. Социальное наследование проходило в неструктурированной, синкретичной среде, интегрируя всех субъектов и все институты в единое культурно-образовательное пространство.
В современных обществах КОС утратили свою однородность. Различные виды человеческой активности оформились и замкнулись в специально организованные сферы (здравоохранения, социальной защиты, молодежной политики и пр.). Педагогическая деятельность стала «объектом курирования» специальной системы образования, которая получила жесткую структуру по формам, типам и уровням образования, с соответствующей управленческой «надстройкой». Такой признак культурно-образовательной среды современного (индустриального) общества — это отражение особенностей индустриальной культуры, которая характеризуется дифференциацией в массовом масштабе. Это период, когда науки отделились от искусства; в свою очередь, — внутри науки произошло выделение самостоятельных наук; когда наивысшего развития достигли разделение труда и специализация по видам производства.
Школа как единственная форма среднего полного образования стала той «территорией», на которой фактически и замкнулись все задачи обучения и воспитания. Даже учреждения дополнительного образования и специализированные школы изолированы друг от друга. Дошкольное образование, начальная и средняя школа тоже «работали» на собственные задачи не в контексте общих закономерностей взросления ребенка. Особой проблемой в этих условиях была задача преемственности, согласования действия различных образовательных учреждений. Один из вариантов ее решения — опыт создания социально-педагогических комплексов.
Информационная культура имеет «сетевой» характер, когда различные явления снова «соединяются» на более высоком уровне. Появляются новые науки на «стыке» классических, новые виды искусства, смежные области производств рождают новые профессии. Это актуализировало иной подход в образовании, требующий объединения всех субъектов образования в одну систему. Так задается тип новой культурно-образовательной среды, которая вбирает относительно самостоятельные «подсистемы» (учреждения дополнительного образования, представительства различных ведомств, институты государственной власти и т.д.). Школа должна «раздвинуть» стены, перестать быть режимным учреждением, функционирующим по законам фабричного производства, где класс-комплект и штатное расписание составляют основу образовательного процесса.
КОС объемлет собой все институты, имеющие отношение к социализации (а не только обучению и воспитанию), интегрируя такие понятия, как «педагогическое пространство», «образовательная среда», «культурная среда», «социокультурная среда», «культурное пространство образования», и не разводя их на основе доминирующей функции (либо воспитания, либо обучения, либо социализации).
Основными принципами проектирования КОС являются:
1) содержательная и стратегическая вариативность, адекватная культурным потребностям и возможностям субъектов образования;
2) открытость во взаимодействии с внешним (информационным, образовательным, культурным, социальным) окружением;
3) структурная избыточность, обусловливающая развивающее воздействие среды на учащихся, что в сочетании с принципом открытости обеспечивает реализацию социально-личностно ориентированного образовательного процесса;
4) ресурсная избыточность — динамическая характеристика, определяемая как внешними воздействиями, так и деятельностью самих субъектов образовательного процесса, что проявляется как в изменении содержания и форм педагогической деятельности под влиянием развития среды, так и в ее саморазвитии за счет продуктивных созидательных процессов вовлеченных в нее субъектов;
5) нелинейность предполагает ее трехуровневое структурирование:
- Первый — инвариантный уровень, включает ресурсы библиотек (в том числе и электронной), лабораторий, музеев и др. и функционирует на уровне всего учебного заведения, являясь общедоступным, что позволяет уйти от узко дисциплинарного подхода.
- Второй уровень (специализированные или предметные среды)
дополняет первый и формируется педагогами для достижения конкретных целей образовательного процесса с ориентацией на определенный контингент учащихся.
- Третий уровень создается на основе первого и второго в ходе
познавательной деятельности самих обучающихся и представляет собой совокупность индивидуальных образовательных сред;
6) социальное участие, реализующее право детей и родителей на активное содержательное и структурное формирование КОС.
И.Е.Видт, Э.В.Загвязинская
Литература:
Видт И.Е. Культурологические основы образования. — Тюмень, ТГУ, 2002.
Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005