Культурно-образовательная среда

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Культурно-образовательная среда
это 1) понятие, которое включает осознание определяющей роли среды как фактора воспитания; 2)педагогически целесообразная совокупность факторов и условий, определенным образом влияющая на результат воспитания, благодаря учету культурно-воспитательного потенциала среды, возможностей ее преобразования в соответствии с тенденциями развития общенациональной и особенностями региональной культур; ориентацией на личностные смыслы учащихся и Абсолютные ценности. (Власова Т.Н.).

Источник: Глоссарий по педагогике.

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
совокупность социальной, культурной и образовательной сред. КОС имеет не суммарный характер, а приобретает качественно иное содержание, выступая той неравновесной системой, в которой индивид осуществляет собственную социальность и индивидуальность.
Культурно-образовательная среда — пространство осуществления образования как механизма социокультурного воспроизводства, что обусловлено культурологическим подходом, рассматривающим образование не просто как процесс усвоения или трансляции знаний, умений, норм и образцов идеального поведения, а как феномен культуры (И.Е.Видт, 2002).
Культурно-образовательная среда — это своего рода «территория социального наследования», где «смыкаются» характеристики культуры и образования, где признаки культуры репрезентируются в признаки образования, создавая условия для формирования человека, способного реализовать себя в конкретных культурных условиях
В традиционных обществах педагогическая деятельность и социальное наследование не являлись самостоятельной и замкнутой на себя сферой. Педагогическая деятельность, будучи «вплетенной» в социальную и хозяйственную жизнь, осуществлялась в однородной среде, где социально-педагогический идеал и педагогические методы его достижения были «оформлены» в традиции и нормы. Человек не пытался их осмыслить, но неукоснительно исполнял на протяжении длительного времени. Социальное наследование проходило в неструктурированной, синкретичной среде, интегрируя всех субъектов и все институты в единое культурно-образовательное пространство.
В современных обществах КОС утратили свою однородность. Различные виды человеческой активности оформились и замкнулись в специально организованные сферы (здравоохранения, социальной защиты, молодежной политики и пр.). Педагогическая деятельность стала «объектом курирования» специальной системы образования, которая получила жесткую структуру по формам, типам и уровням образования, с соответствующей управленческой «надстройкой». Такой признак культурно-образовательной среды современного (индустриального) общества — это отражение особенностей индустриальной культуры, которая характеризуется дифференциацией в массовом масштабе. Это период, когда науки отделились от искусства; в свою очередь, — внутри науки произошло выделение самостоятельных наук; когда наивысшего развития достигли разделение труда и специализация по видам производства.
Школа как единственная форма среднего полного образования стала той «территорией», на которой фактически и замкнулись все задачи обучения и воспитания. Даже учреждения дополнительного образования и специализированные школы изолированы друг от друга. Дошкольное образование, начальная и средняя школа тоже «работали» на собственные задачи не в контексте общих закономерностей взросления ребенка. Особой проблемой в этих условиях была задача преемственности, согласования действия различных образовательных учреждений. Один из вариантов ее решения — опыт создания социально-педагогических комплексов.
Информационная культура имеет «сетевой» характер, когда различные явления снова «соединяются» на более высоком уровне. Появляются новые науки на «стыке» классических, новые виды искусства, смежные области производств рождают новые профессии. Это актуализировало иной подход в образовании, требующий объединения всех субъектов образования в одну систему. Так задается тип новой культурно-образовательной среды, которая вбирает относительно самостоятельные «подсистемы» (учреждения дополнительного образования, представительства различных ведомств, институты государственной власти и т.д.). Школа должна «раздвинуть» стены, перестать быть режимным учреждением, функционирующим по законам фабричного производства, где класс-комплект и штатное расписание составляют основу образовательного процесса.
КОС объемлет собой все институты, имеющие отношение к социализации (а не только обучению и воспитанию), интегрируя такие понятия, как «педагогическое пространство», «образовательная среда», «культурная среда», «социокультурная среда», «культурное пространство образования», и не разводя их на основе доминирующей функции (либо воспитания, либо обучения, либо социализации).
Основными принципами проектирования КОС являются:
1) содержательная и стратегическая вариативность, адекватная культурным потребностям и возможностям субъектов образования;
2) открытость во взаимодействии с внешним (информационным, образовательным, культурным, социальным) окружением;
3) структурная избыточность, обусловливающая развивающее воздействие среды на учащихся, что в сочетании с принципом открытости обеспечивает реализацию социально-личностно ориентированного образовательного процесса;
4) ресурсная избыточность — динамическая характеристика, определяемая как внешними воздействиями, так и деятельностью самих субъектов образовательного процесса, что проявляется как в изменении содержания и форм педагогической деятельности под влиянием развития среды, так и в ее саморазвитии за счет продуктивных созидательных процессов вовлеченных в нее субъектов;
5) нелинейность предполагает ее трехуровневое структурирование:
- Первый — инвариантный уровень, включает ресурсы библиотек (в том числе и электронной), лабораторий, музеев и др. и функционирует на уровне всего учебного заведения, являясь общедоступным, что позволяет уйти от узко дисциплинарного подхода.
- Второй уровень (специализированные или предметные среды)
дополняет первый и формируется педагогами для достижения конкретных целей образовательного процесса с ориентацией на определенный контингент учащихся.
- Третий уровень создается на основе первого и второго в ходе
познавательной деятельности самих обучающихся и представляет собой совокупность индивидуальных образовательных сред;
6) социальное участие, реализующее право детей и родителей на активное содержательное и структурное формирование КОС.
И.Е.Видт, Э.В.Загвязинская
Литература:
Видт И.Е. Культурологические основы образования. — Тюмень, ТГУ, 2002.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
4.20 мб

Культурно-образовательная среда села

Постникова Инна Михайловна, Жиркова Надежда Алексеевна, Фирсова Екатерина Сергеевна
Авторы представляют историю сохранения и реализации на селе традиций, несущих любовь и внимание к окружающим людям, к Родине
Читать PDF
229.40 кб

Культурно-образовательная среда малого города

Белозерцев Е. П.
Belozertsev Y.P. Cultural-educational environment of a small town.
Читать PDF
323.45 кб

Вуз: наследие, культурно-образовательная среда, диалог

Белозерцев Е. П.
Под влиянием всего происходящего автор размышляет о том, каким может быть вуз современной России, используя вековечные ценности отечественного образования.
Читать PDF
103.03 кб

Культурно-образовательная среда провинциального города

Белозерцев Е.
Читать PDF
366.26 кб

Культурно-образовательная среда: из опыта елецкой школы

Самойлов А.
Читать PDF
208.27 кб

Культурно-образовательная среда: опыт личного осмысления

Белозерцев Е. П.
Рассматривается генезис современного понимания средового подхода в педагогике, истоки, логика и этапы становления понятия «культурно-образовательная среда». На примере г.
Читать PDF
376.31 кб

Студент и образовательная среда вуза: социально-культурный контекст

Фалеева Лия Владимировна
В статье рассматриваются вопросы происходящих изменений в воспитательной системе вузов и социально-культурном портрете студента.
Читать PDF
180.69 кб

Культурно-образовательная среда как фактор развития толерантности школьников

Мовсесян Эмма Мартуновна
В статье описывается модель и особенности культурно-образовательной среды в школе, ориентированной на формирование толерантности учащихся.
Читать PDF
169.13 кб

Образовательно-культурная среда в учебных заведениях с казачьим кадетским компонентом

Кашина Н. И.
Рассматривается проблема создания в учебных заведениях с казачьим кадетским компонентом образовательно-культурной среды, способствующей формированию этнокультурной идентичности казаков-кадет.
Читать PDF
326.55 кб

Культурно-образовательная среда школы как пространство социализации несовершеннолетних

Артамонова Мария Петровна
В статье представлена авторская попытка рассмотрения культурно-образовательной среды школы как пространства социализации молодого поколения.
Читать PDF
421.43 кб

Культурно-образовательная среда: к определению понятия и педагогического значения среды

Войко Роман Александрович
Анализируются основные дефиниции понятия «культурно-образовательная среда». Анализируются представления научного сообщества о понятиях «образовательная среда» и «культурная среда».
Читать PDF
94.58 кб

Культурно-образовательная среда вуза как фактор модернизации педагогического образования

Набок Игорь Леонтьевич
Читать PDF
208.50 кб

Культурно-образовательная среда университета: сущность, компоненты, пути совершенствования

Перевозный А.В.
В данной статье культурно-образовательная среда университета рассматривается как совокупность определенных условий, которые должны привести к изменению состояния ее субъектов в процессе их приобщения к ценностям культуры, осуществ
Читать PDF
67.53 кб

Культурно-образовательная среда как фактор профессионального становления педагога-психолога

Соловьева Наталья Викторовна
Подход автора основан на рассмотрении культурно-образовательной среды как ведущее условие профессионального становления психолога образовательного учреждения. Описаны компоненты культурно-образовательной среды.
Читать PDF
259.57 кб

Культурно-образовательная среда: методологическая неизбежность современного отечественного педагогич

Белозерцев Е. П.
Автор статьи обосновывает закономерное появление понятия «культурно-образовательная среда», как реакция на вызовы времени, в котором педагогика главная наука об образовании преодолевает неопределенность, непредсказуемость современ