КУЛЬТУРНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА

Найдено 1 определение
КУЛЬТУРНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА
комплексная характеристика, в которой отражены: высокий уровень педагогической культуры учителей (их профессиональная компетентность, инновационная командная позиция, деловое общение); реальное гуманистическое содержание их педагогической деятельности, способствующее успешному развитию и саморазвитию личности ребенка и самого учителя, а также совокупность материальных и организационных условий, обеспечивающих развитие в школе такой педагогическую деятельность и партнерство педагогов и родителей.
В современном обществе формируется понимание того, что культура во все большей мере определяет качество образования, основные направления его развития, содержание его культурной среды. Анализ современного образования в России позволил выявить ряд проблем, связанных с недостаточным обеспечением развития и саморазвития личности (и педагога, и учащегося) в массовой школе:
- использование отдельных новых методик обучения не приводит к повышению уровня интеллектуального развития ребенка и мотивации учения; обучение остается репродуктивным, а воспитание — авторитарным;
- декларируемые гуманистические принципы не создают автоматически отношения сотрудничества и сотворчества педагогов и детей, а распространенный формализм и имитация самоуправления не способствует становлению в школе демократического уклада;
- в школе нет условий для саморазвития личности педагога, значительная часть учителей не стремится повышать уровень своей профессиональной компетентности.
Поиск путей решения назревших проблем выявил потребность определить особенности становления нового качества педагогической среды. Ее развитие должно быть направлено на саморазвитие ребенка и его педагогическую поддержку в образовании (идея О.С.Газмана); на освоение универсальных умений, на становление базовой культуры личности. Это предполагает необходимость создания условий для проявления тех сторон жизни школьного сообщества, которые бы могли стать основой для осуществления творческой деятельности детей.
Наиболее широкое понятие (в рамках культурологического подхода), применимое к школе, — культурная среда образовательного учреждения. Культурная среда образовательного учреждения в целом — важный фактор развития взрослых и детей, условие раскрытия их личностного потенциала и обеспечения их разносторонней деятельности, общения и гуманной, нравственной атмосферы. Культурная среда включает как показатели качества образования и жизнедеятельности детей и взрослых культурно-образовательную среду (комплекс условий, обеспечивающих качество образовательных процессов) и культурную педагогическую среду (содержательные особенности и гуманистические основы деятельности педагогов и условия их обеспечения).
Субъектами культурного развития образовательного учреждения являются все участники образовательного процесса: педагоги, родители, дети. Человеческие и профессиональные качества взрослых — педагогов и родителей (любовь к детям, такт, готовность поддержать их, стремление к педагогически обоснованным поступкам в каждой педагогической ситуации, вера в силы и возможности ребенка, профессиональная рефлексия) — создают условия для развития индивидуальности в школе. Уклад жизни школы, где учитываются многофакторные процессы, явления, плюрализм взглядов, разнообразие связей, где каждый ребенок и взрослый может найти возможности самореализации, формируется посредством многих условий. Одним из них является культурная педагогическая среда.
В качестве базовых компонентов культурной педагогической среды можно выделить: гуманистическую позицию педагогов как основу их деятельности; систему педагогического сопровождения и педагогической поддержки всех детей; инновационную направленность деятельности; создание культурных, развивающих традиций; обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов; обеспечение атмосферы сотрудничества и активного участия в делах школы; организационные условия высокого качества педагогической деятельности в школе.
Развитие культурной педагогической среды способствует диалогу различных субкультур (детей и взрослых), что создает условия для развития культурных интересов детей, становления совместных детско-взрослых, детских и родительских сообществ, их социальной, творческой активности. Обеспечение развития культурной педагогической среды, соответствующей культурной парадигмесовременного образования, будет способствовать формированию уникальной культурной модели каждой школы и позитивным изменениям в системе школьного образования в целом. Это позволит качественно изменить воспитание, ориентируя его на развитие и саморазвитие личности ребенка; повысить уровень общей и педагогической культуры учителей и родителей.
Проектирование культурной педагогической среды школы (включение такой задачи в ее Образовательную концепцию и Программу развития) может стать важным направлением развития современного образовательного учреждения и условием повышения качества образования в целом.
А.В.Иванов
Литература: Иванов А.В. Культурная педагогическая среда общеобразовательного учреждения как условие развития личности ребёнка. — М.: АПКиППРО, 2005.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
421.43 кб

Культурно-образовательная среда: к определению понятия и педагогического значения среды

Войко Роман Александрович
Анализируются основные дефиниции понятия «культурно-образовательная среда». Анализируются представления научного сообщества о понятиях «образовательная среда» и «культурная среда».
Читать PDF
94.58 кб

Культурно-образовательная среда вуза как фактор модернизации педагогического образования

Набок Игорь Леонтьевич
Читать PDF
679.80 кб

Творческая культурно-образовательная среда как условие ориентации студентов на научно-педагогическое

Шалова Светлана Юрьевна
Исследование направлено на изучение ориентации студентов на научно-педагогическое творчество и роли культурно-образовательной среды вуза в этом процессе.
Читать PDF
20.92 мб

Социально-культурная среда как педагогическое средство воспитания личного состава органов внутренних

Кудрина Екатерина Леонидовна, Колногоров Василий Владиславович
В статье рассматривается воспитание личного состава органов внутренних дел (ОВД) как важнейшая составная часть повседневной управленческой деятельности руководящего состава в системе МВД.
Читать PDF
6.56 мб

Социально-политическая, научная и культурная среда азербайджано-турецких научно-педагогических отнош

Джесим Ксель
В начале XX века, в начале 90-х годов Советский Союз оказал решительную поддержку укреплению научно-культурных связей с народом Турции и ускорению процесса интеграции.