КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 1 определение
КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ
совокупность идей, принципов и представлений о целях, содержании, формах, методах образования как феномена культуры, системно реализующаяся в практике образования и определяющая его качество. Положения культурной парадигмы (в отличие от доминирующей научно-просветительской) предполагают другое понимание особенностей организации образования.
Новое содержание образования должно основываться не на установке расширить информированность ребенка и построить его обучение на запоминании, а на приоритете единства его умственного и эмоционального развития и становления его универсальных культурных умений. Они включают способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни на основе культурных ценностей, норм и образцов и выражают:
1) культурную направленность, качество действий и поступков;
2) индивидуальные особенности деятельности;
3) принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;
4) принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.
Такие умения интенсивно формируются уже в период раннего (дошкольного) детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение последующей жизни. Существуют особые культурные практики ребенка, благодаря которым происходит становление, изменение, развитие универсальных культурных умений. Они обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность до школы, в ней и вне ее. Это — разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах виды самостоятельных действий, опыт поведения и деятельности, складывающиеся с первых дней жизни.
Культурная парадигма образования задает концепцию организации образования, которая реально ориентирована на культурную деятельность ребенка, базируется на его культурных практиках и направлена на формирование его универсальных культурных умений, культурной грамотности, культурной компетентности (в широком социальном смысле) и культурной идентичности.
Н.Б.Крылова
Литература: Крылова Н.Б. Культурология образования // Новые ценности образования. Вып.10. — М.: Народное образование, 2000.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
76.84 кб

Принципы формирования культурной парадигмы образования

Земцова О. Ю.
В работе рассматривается вопрос формирования новой культурной парадигмы как исторической необходимости совершенствования современного информационного общества.
Читать PDF
150.32 кб

Становление культурной парадигмы образования: философский аспект

Эмих Наталья Александровна
Интерпретируется феномен «культурная парадигма образования», представляющий ценностную основу развития современного общества. Рассматриваются основные идеи построения и реализации образовательной модели
Читать PDF
95.03 кб

Концептуальная модель культурно-информационной парадигмы образования

Тарская Ольга Юрьевна
Раскрывается социальная сущность новой модели культурно-информационной парадигмы образования, основанной на особой управленческой деятельности субъектов образовательной системы.
Читать PDF
149.89 кб

Культурный контекст информационной парадигмы современного образования

Иванкина Л. И.
С выделением науки в непосредственную производительную силу, ставшую решающим фактором и самосохранения, и развития общества, информация приобретает особое значение, что находит свое отражение в теоретических концепциях феномена н
Читать PDF
604.04 кб

Культурно-гуманистическая парадигма инженернотехнического образования

Орешников И.М.
В статье характеризуется культурно-гуманистическая парадигма образования, показывается ее значение для подготовки инженернотехнических кадров, в том числе нефтегазового профиля.
Читать PDF
252.50 кб

Культурно-исторические корреляции идеала человека и парадигм образования

Карташова Анна Александровна
Рассмотрены основные парадигмы образования, которые сложились в разные исторические периоды: Античности, Средних веков, эпохи Возрождения, эпохи Просвещения и современности.
Читать PDF
244.40 кб

Культурная парадигма в условиях коммерциализации университетского образования

Цой Галина Анатольевна
Рассмотрены характеристики университетского образования и их трансформация с возникновением коммерциализации в деятельности университетов.
Читать PDF
208.78 кб

Культурные парадигмы в моделях художественного образования России начала ХХ века

Лысенко Л. А.
. В статье говорится о художественном образовании в контексте изменения культурных парадигм в первой трети ХХ века. Типология, разработанная В.И.
Читать PDF
153.76 кб

Основания философско-антропологического исследования культурной парадигмы образования

Эмих Наталья Александровна
В статье предпринята попытка исследования проблем культурной парадигмы образования в контексте философской антропологии.
Читать PDF
103.72 кб

Социально-гуманитарная парадигма высшего образования и культурная социализация молодежи

Тесленко Александр Николаевич
В статье акцентируется внимание на роли и значении образования как социокультурного механизма социализации личности.
Читать PDF
217.90 кб

Культурная парадигма как основа социокультурной модернизации региональной системы образования

Николаева А.Д., Осипова О.П.
В статье приведен анализ культурной парадигмы системы образования, ее вариативной модели социокультурному подходу в образовании на материале Концепции социокультурной модернизации образования в Республике Саха (Якутия).