совокупность идей, принципов и представлений о целях, содержании, формах, методах образования как феномена культуры, системно реализующаяся в практике образования и определяющая его качество. Положения культурной парадигмы (в отличие от доминирующей научно-просветительской) предполагают другое понимание особенностей организации образования.
Новое содержание образования должно основываться не на установке расширить информированность ребенка и построить его обучение на запоминании, а на приоритете единства его умственного и эмоционального развития и становления его универсальных культурных умений. Они включают способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни на основе культурных ценностей, норм и образцов и выражают:
1) культурную направленность, качество действий и поступков;
2) индивидуальные особенности деятельности;
3) принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;
4) принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.
Такие умения интенсивно формируются уже в период раннего (дошкольного) детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение последующей жизни. Существуют особые культурные практики ребенка, благодаря которым происходит становление, изменение, развитие универсальных культурных умений. Они обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность до школы, в ней и вне ее. Это — разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах виды самостоятельных действий, опыт поведения и деятельности, складывающиеся с первых дней жизни.
Культурная парадигма образования задает концепцию организации образования, которая реально ориентирована на культурную деятельность ребенка, базируется на его культурных практиках и направлена на формирование его универсальных культурных умений, культурной грамотности, культурной компетентности (в широком социальном смысле) и культурной идентичности.
Н.Б.Крылова
Литература: Крылова Н.Б. Культурология образования // Новые ценности образования. Вып.10. — М.: Народное образование, 2000.
КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ
КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ
Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005