Наиболее типичной речевой структурой, где функционируют вопрос и ответ, является Диалог (см.). Владение механизмом В. и О. занимает существенное место в формировании и развитии речевой культуры языковой личности. Первичная функция В. направлена на получение и обмен информацией — актуальной, полной, достоверной. Умение так поставить В., чтобы на него был получен прямой и объективный ответ — настоящее искусство (ср. Вы что-нибудь видели, слышали в момент кражи? и Что вы видели, слышали в момент кражи?). Чтобы В. был понятен, следует учитывать языковую компетенцию собеседника. Задающему В. необходимо определить, какую содержательную информацию он хочет получить, но в любом случае следует избегать многословия, иноязычных слов и, уважая вопрошаемого, не использовать грубых, обидных выражений.
В современной лингвистике разработана общая концепция вопросительного предложения. Для выражения В. используются интонация, вопросительные частицы, местоименные вопросительные слова. Они оформляют вопросительное предложение в целом или выделяют слово, которое называет предмет вопроса: Вы командуете этим отрядом?; Этим ли отрядом вы командуете?. Задающий В. ожидает ответа, исключение составляет Риторический вопрос (см.), на который ответ не требуется: Разве можно так поступать?; Это ли не решение всех проблем?.
В зависимости от желаемого О. существует несколько классификаций В. В первую очередь исследователи выделяют две основные группы В.: открытые и закрытые. В. первой группы (напр. Чем Вам нравится Ваша работа?) влекут за собой «свободные» ответы, не ограниченные формой и содержанием. В. второй группы (ср. Вам нравится Ваша работа?) — предполагают ответ-подтверждение или ответ-отрицание, не требуя объяснений и аргументации. (О преимуществах и недостатках открытого вопроса. См. подробнее [Аверьянов 1998]).
По своему семантическому наполнению В. может быть: уточняющим, развивающим, контрольным, переходным, косвенным, альтернативным, проективным и риторическим. Остановимся подробнее на некоторых типах В.
Уточняющий В.задаётся после неясного или двусмысленного ответа на основной В.: Так ли я вас понял, что поезд уже ушёл?; Развивающий В. стимулирует развитие диалога, в т.ч. за счёт выражения эмоциональных переживаний адресата, напр.: Какие чувства вы испытали, встретившись после долгих лет разлуки?. Контрольный В. задаётся в случае неуверенной аргументации собеседника или если в ответах есть противоречия: Так всё-таки он придёт или нет? Переходный В., или «вопрос-мост», «вопрос-переключатель» переводит разговор на другую тему, напр.: В начале беседы вы упомянули, как сложно было найти средства для съемок этого фильма. Давайте подробнее, каков же бюджет картины?. Существуют также В., побуждающие собеседника к совершению действия: Что же мы стоим?; «отвечающие» В.: Ты пойдёшь за водой? — Так кто же, если не я, пойдёт за водой? и подсказывающие (упреждающие) В., которые уже содержат ожидаемый ответ: Что вы скажете об этом прекрасном фильме?. Социологи также выделяют вспомогательные и подготовительные В., необходимые при составлении анкет.
По структуре В. может быть синтаксически самостоятельным предложением: Показывал он вам новые материалы?; предложением, входящим в состав сложного: Наш порядок вам не нравится, это мы видим, чувствуем... а какой свой порядок вы придумали?; бессоюзной вставной конструкцией: А у нас подсолнух — видела? — два листочка раскрыл, а больше не может.
О. должен строиться в соответствии с поставленным В., лишь в этом случае он расценивается как релевантный и выполняющий своё основное назначение — доставить либо уточнить информацию. Среди ответов принято различать: 1) истинные и ложные; 2) прямые и косвенные; 3) краткие и развёрнутые; 4) полные и неполные; 5) точные (определённые) и неточные (неопределённые). Прямым считается О., при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям, ср. ответы на вопрос Является ли кит рыбой? — Нет, кит не является рыбой и Кит относится к млекопитающим животным. Прямым и точным будет являться первый вариант ответа, второй — косвенным, т.к. из него получить нужную информацию можно только с помощью вывода. По грамматической форме О. могут быть краткими (односложные утвердительные или отрицательные: «да» или «нет») и развёрнутыми, в которых повторяются элементы В.
При вопрошании следует придерживаться речевого этикета. Для этого необходимо соблюсти главное условие — искренне уважать собеседника. Это уважение проявляется даже в манере задавать В., в использовании тех или иных слов и предложений. Не стоит бояться лишний раз повторить слово пожалуйста. Скажите, пожалуйста, который час? вместо Сколько времени?. Вежливое обращение может выражаться в стиле вопроса, его формулировке, форме обращения: Как, по Вашему мнению, можно оценить отношения руководителя к подчинённым в отделе, где Вы работаете? Вариации вежливого обращения могут быть самыми разнообразными: Как Вы считаете...?, Не можете ли Вы ответить на такой вопрос...? и т.д.
Хорошие, полные О. зависят от удачного В., плохие же, т.е. несодержательные, — от слабого и непродуманного. Из всего многообразия ошибок, встречающихся в В., наиболее распространёнными являются логические и этические ошибки. К примеру, В.: Ты больше не пользуешься шпаргалками? составлен с нарушением логики (закона достаточного основания) и неэтичен, т.к. подразумевает, при любом ответе, что адресат ранее пользовался ими. Таким софистическим приёмом пользовались ещё в древности. Нежелательны вопросы, ответы на которые могут быть двусмысленны: Ты не хочешь пойти гулять? Ответ «да» в данном случае может обозначать как «да, хочу», так и «да, не хочу». Следует избегать неэтичных В., затрагивающих личную сферу (возраст, семейное положение, уровень доходов и т.п.).
Лит.: Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы, 1998; Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Мн., 2001; Балаян А.Р. К проблеме функционально-стилистического изучения диалога // Изв. АН СССР. Сер. лит. и языка. 1970. № 3; Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов. М., 1981; Войшвилло Е.К., Петрова Ю.А. Язык и логика вопросов: Логика и методология научного познания. М., 1974; Жабский М.И. Возможности, границы и техника опроса // Социологические исследования. 1984. № 3; Казаковская В.В. Выражение согласия/несогласия в диалоге взрослый — ребенок (на материале русского языка) // Проблемы функциональной грамматики. Полевые структуры. СПб., 2005; Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник для юридических вузов. М., 1999; Клигер С.А. Некоторые ошибки при опросах: Постановка вопросов в анкетах и опыт использования шкал // Социологические исследования. 1974. №2; Мальханова И.А. Школа красноречия: интенсивный учебно-практический курс речевика-имиджмейкера. М, 2002; Моин В.Б. Форма вопроса, интерпретация ответа // Социологические исследования. 1987. №5; Сергеев К.А., Соколов А.Н. О логике вопросов // Вопросы философии и социологии. Вып. 1. Л., 1969.
Е В. Кулик