КУЛЬТУРА ТРУДА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

КУЛЬТУРА ТРУДА
высокий уровень владения профессиональными умениями и навыками, способностями к творчеству.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

КУЛЬТУРА ТРУДА
способность и привычка планировать свой труд; умение работать с применением рациональных приемов, современной техники и технологии; высокая технологическая дисциплина; умение применять в работе профессиональные знания; рациональная организация труда и рабочего места; соблюдение правил и норм безопасности труда; бережное отношение к оборудованию, материалам, энергии. Один из основных критериев эффективности профессионального обучения.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

КУЛЬТУРА ТРУДА
базовая составная часть общей культуры личности, различных профессиональных, социальных и национальных групп, особенностей, сообществ, общества в целом. Если под культурой понимать определенный уровень отношения людей к миру, себе, другим людям, выражающийся в результатах материальной и духовной деятельности, в реализации творческого замысла и непрерывном пополнении технологического потенциала, то К.т. есть ее опорная смысловая характеристика. В равной мере ценны все разновидности К.т. – от учителя и ученого до космонавта.
Однако нагляднее всего этот род культуры проявляется в труде рабочих специальностей, завершающемся конечным материальным продуктом, предназначенным для потребления. Это и одежда, и продукты питания, и многочисленные технические, транспортные средства, машины, механизмы, строительные объекты, орудия труда, предметы сферы обслуживания. Именно в этом ключе и необходимо вести речь о том, что труд рабочего есть интегративное выражение его культуры, профессиональное поле реализации этой культуры.
К.т. рабочего, специалиста складывается из четырех основных компонентов. Первый компонент – широкий спектр профессиональных знаний. Это хорошо усвоенная и осмысленная информация о статусе производства, в котором занят данный рабочий, о его месте и роли в общегосударственной системе хозяйствования. Это знание о сырьевом ресурсе, технической оснастке, технологических возможностях всего станочного парка. Это осведомленность об эксплуатационных возможностях и потребительской достаточности результатов данной трудовой деятельности.
Если говорить о К.т. учащихся профессионального учебного заведения, то она включает технологическую дисциплину, т.е. четкое соблюдение наиболее рациональной технологии выполнения работы и требований к ее качеству; правильное использование учебно- технической и производственной документации; соблюдение правил и норм производственной эстетики; бережное отношение к оборудованию, материалам, энергии.
Важнейший показатель высокой К.т. – умение, способности учащихся планировать свой труд, что включает четкое осознание его цели, анализ условий предстоящей деятельности, определение путей, способов и средств достижения цели, принятие рационального решения для выполнения своего замысла.
В формировании у учащихся высокой К.т. особое место занимает воспитание привычки правильно организовывать свой труд, содержать в порядке и чистоте свое рабочее место, в соответствии с требованиями научной организации труда.
К.т. включает также соблюдение в процессе выполнения учебно-производственных работ правил и норм безопасности труда, требований производственной санитарии и гигиены, экологических требований.
Второй компонент – чувства работающего человека, его эмоциональное отношение ко всему, что связано с условиями, процессом и результатами труда. Здесь и радость удачи в связи с освоением требуемого технологического приема, всего их набора, и бережное, а то и трепетное отношение к своему труду, ответственность, бережливость, уверенность в себе, своем мастерстве.Третий компонент – устойчивая мотивация трудовой деятельности. В этом плане чрезвычайно важно выделить интерес к конечному продукту этой деятельности как своей, так и других коллег, а также желание достичь в ней высокого качества и творческого уровня. Мотивация должна быть на уровне современных профессиональных требований, опережать их – это очень важный ресурс культуры труда независимо от отраслевой принадлежности производства и квалификационного статуса рабочего.
Четвертый компонент – профессиональная деятельность. Это система трудовых действий, операций, процедур, доведенных до правил, которыми овладел данный специалист и которые являются оптимальными именно для него. Здесь важно учитывать всю фактуру его физических возможностей и их адаптивность к конкретному виду продукции и технико-технологической оснастки работы с ней. Все эти компоненты органически взаимосвязаны, взаимообусловлены и, несомненно, взаимозависимы. Хотя каждый из них может быть предметом локального педагогического интереса и воздействия, в конечном счете все они влияют друг на друга, взаимообогащаются, резонируют один в другом и в усложненно-обогащенном виде проявляются в процессе трудовой деятельности, воплощаясь в ее результате.
К.т. имеет два канала своего существования. Один канал – это влияние культуры личности рабочего человека, специалиста на его трудовую деятельность, качество труда, конечный результат. Другой – влияние профессионального мастерства как интегративного сочетания четырех ранее названных компонентов на его общую культуру. Эти каналы не автономны, не разобщены – они представляют собой органическое единство и выражают высокий смысл профессионализма. Следует иметь в виду, что в нынешних условиях производственной жизни России такая постановка вопроса о культуре труда равно значима и для государственных учреждений, и для предприятий частного сектора, для малого и среднего предпринимательства.
Лит.: Погорадзе А.А. Культура производства: сущность и факторы развития. – Новосибирск, 1994; Лискон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Общ. ред. Л.И. Евенко. – М., 1994; Верховин В.И. Содержание, структура и функции трудового поведения // Со-циологические исследования. 1992. № 11; Батышев С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. – М., 1979.
Л.А. Волович, В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
252.49 кб

Культура учебного труда студента

Косырев В.
Читать PDF
172.93 кб

Концепция культуры в трудах Гегеля

Клопыжникова А. , Ромах О. В.
В статье рассматривается теория культуры одного из представителей немецкой классической философии Г.Гегеля.
Читать PDF
185.02 кб

Идея культуры в трудах Ивана ильина

Рудская Нина Владимировна
Рассмотрена сущность культурологической концепции выдающегося русского философа первой половины XX века И.А. Ильина.
Читать PDF
83.07 кб

Специалист-культуролог на рынке труда

Костина Анна Владимировна
В статье представлены итоги межвузовской научно-практической сессии «Специалист-культуролог на рынке труда: проблемы и перспективы», которая состоялась в Московском гуманитарном университете 26 февраля 2010 г.
Читать PDF
8.08 мб

Наука и культура в трудах Роберта Бойля

Касавин И. Т.
Читать PDF
60.05 кб

Культура труда молодежи в современной России

Кочеткова А.И.
Читать PDF
168.42 кб

Рассмотрение концепций культуры в трудах Канта

Редкозубова О. , Ромах О. В.
В статье рассматривается концепция культуры одного из представителей немецкой классической философии И. Канта.
Читать PDF
298.75 кб

Особенности культуры труда современных рабочих

Окунева Т.В.
В статье описываются результаты исследования культуры труда рабочих на основе разработанной автором функциональной системы организационной культуры.
Читать PDF
356.26 кб

Проблемы философии культуры в трудах мыслителей

Ромах О. В., Лапина Т. С.
Глубоких историко-философских и современных учений о культуре, как мы знаем, много.
Читать PDF
239.50 кб

Идеи философии культуры в трудах А. М. Белосельского

Редкозубова О. С.
в статье раскрыты основные подходы к познанию культуры, ее содержательным, функциональным позициям в обществе.
Читать PDF
107.65 кб

Понятие динамики культуры в трудах Питирима Сорокина

Шушляева Оксана Николаевна
Статья посвящена исследованию понятия «динамика культуры».
Читать PDF
399.39 кб

Культура труда в высшей школе в контексте эргономики

Громыко Валентина Викторовна
В статье рассмотрено влияние эрго-номики на качество и эффектив-ность учебного процесса.
Читать PDF
301.70 кб

Символизм японской культуры в трудах А. Н. Мещерякова

Насипова А., Венидиктова Е.А.
Культура Японии это своеобразный лабиринт символов, разгадать который не так просто. А. Н. Мещеряков является своеобразным путеводителем в этом действительно удивительном мире.
Читать PDF
109.78 кб

Развитие цивилизации и культуры в трудах шри Ауробиндо

Крючкова Елена Семеновна
В статье рассматривается развитие культуры в цивилизованном обществе и влияние на нее прогресса.
Читать PDF
1.20 мб

Формирование основ культуры умственного труда учащихся

Долгова В.В.
В современном мире сетевого прогресса наблюдается информационное перенасыщение. Информация перестает быть ценной, необходимой для жизни.