Культура поведения

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Культура поведения
соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими.

Источник: Педагогический словарь

Культура поведения
характеристика поведения по критерию и мере соответствия нравственно-эстетическим принципам, социальным нормам и правилам этикета.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Культура поведения
часть нравственной культуры человека, характеризующая нормы бытия, поступки человека (в семье, в коллективе, в общественных местах, на производстве).

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетики.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
совокупность общепринятых норм и форм жизнедеятельности, в которых находят свое выражение нравственные ценности, представления о красивом и некрасивом, требования здравого смысла и целесообразности, а также народные традиции и обычаи.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Культура поведения
высокая степень соответствия повседневных поступков и действий человека нормам нравственности, этики, эстетики. Культура поведения достигается путем сформированности социально значимых нравственных качеств личности, сознательного принятия личностью норм морали, соответствующих культуре своего народа, его окружения, круга общения, их обычаев, традиций, веры. Культура поведения – это мера и такт в поступках, В отношениях с окружающими, это соблюдение возрастных требований и норм. Она передается в основном в семье, в школе же ее формированием занимаются такие дисциплины, как культура общения, этика и др.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Культура поведения
совокупность сформированных социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуры. Усвоенные человеком правила культуры поведения превращаются в ценное качество личности – воспитанность. Воспитанность, хорошие манеры, соблюдение этикета всегда ценятся в обществе, поскольку отражают богатый внутренний мир человека. В культуре человека органически слиты культура общения, культура внешности и бытовая культура (удовлетворение потребностей). Основа культуры общения – гуманное отношение человека к человеку. Важный признак культуры поведения – проявление точности и обязательности. В культуре поведения большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии, понимание юмора. Культура правовая – сложное психологическое личностное образование, представляющее совокупность устойчивых характеристик правосознания и деятельности (поведения) на основе правовых норм. Формирование высокой культуры правовой личности, отдельных групп, общества в целом – одно из эффективных средств профилактики и минимизации всех форм отклоняющегося поведения.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. К.п. выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила К.п. превращаются в воспитанность личности. В К.п. органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей); большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии. Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутреннего смысла К.п., в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности. Стиль поведения подростка, юноши в значительной мере складывается под влиянием общественного мнения, поэтому важно, чтобы в сферу общественных оценок вошла К.п. Большое значение имеют национальные особенности К.п., сложившиеся в результате нравственного развития мн. поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры. См. также Культура,Нравственное воспитание

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ
совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетич. культуре.
К. п. выражает, с одной стороны, нравств. требования общества, закрепленные в нормах, принципах и идеалах, с другой — усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. В К. п. проявляется единство внеш. факторов, регулирующих деятельность и поведение, и внутренних — индивидуальных возможностей личности. Усвоенные человеком правила К. п. превращаются в ценное качество личности — воспитанность. Воспитанность, хорошие манеры, соблюдение этикета всегда ценились в обществе, т. к. они отражали богатый внутр. мир человека. В жизни единство внеш. и внутр. культуры не всегда выдерживается. За внеш. лоском и прекрасными манерами могут скрываться эгоизм, равнодушие, цинизм, а порядочные и добрые люди порой создают неудобства окружающим тем, что не всегда умеют вести себя в обществе.
В К. п. органически слиты культура общения, культура внешности и бытовая культура (удовлетворение потребностей).
Основа культуры общения — гуманное отношение человека к человеку. Поэтому воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия и доброжелательности к др. людям. Нормами общения являются вежливость, соблюдение условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, формы приветствий, благодарности, извинений, правила поведения в обществ. местах, общения женщин и мужчин. Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутр. смысла К. п., в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности.
Детей необходимо научить поведению в кругу родных, друзей, соседей, посторонних людей; в транспорте, в обществ. местах, на собраниях и т. п. Дети должны быть знакомы с ритуалами поздравлений, вручения подарков, высказывания соболезнования, с правилами ведения деловых разговоров, в т. ч. телефонных, и т. п.
Непременный атрибут культуры общения — тактичность, умение понять чувства и настроения окружающих людей, поставить себя на их место, представить возможные последствия для них своих поступков. Важный признак К. п. — проявление точности и обязательности.
В К. п. большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии, понимание юмора.
Внеш. привлекательность в жизни ребенка, подростка играет очень важную роль. Часто от оценки своей внешности окружающими, самим ребенком зависит его настроение, поведение и даже положение в коллективе. Воспитание культуры внешности начинается с формирования привычек к чистоплотности, с соблюдения правил личной гигиены. Показателями воспитанности К. п. являются жесты, мимика, движения, походка, осанка. Умение элегантно одеваться, выбирать свой стиль и не подражать слепо моде также вырабатывается с самого раннего возраста и необходимо как девочкам, так и мальчикам. От взрослых во многом зависит, каким сформируется у ребенка идеал внеш. красоты человека. При отсутствии правильного пед. руководства, под влиянием не очень культурных людей могут выработаться вульгарные эстетич. представления. Большое значение в воспитании вкусов детей и молодежи имеют средства массовой коммуникации.
Важную задачу составляет воспитание эстетич. отношения к предметам и явлениям повседневной жизни, в т. ч. умения рационально организовать свое жилище, правильно вести себя во время приема пищи и в др. бытовых ситуациях. В повседневном общении дети усваивают правила хорошего тона, подражая поведению взрослых, ст. товарищей.
Личный опыт общения ребенка с др. людьми недостаточно велик, решающее значение имеет формирование осознанных навыков и привычек К. п. В нач. классах этот процесс проходит сравнительно легко, т. к. уч. и воспитат. деятельность осуществляет один учитель, под контролем к-рого дети находятся в течение всего дня. Широко используются игровые формы. Подростки эмоциональны, обидчивы, быстро утомляются, сила воли у них недостаточно развита, что при неблагоприятных условиях может привести к несдержанности, неуравновешенности, к немотивированным поступкам.
Для подростков характерно стремление к самоутверждению в коллективе, т.е. подросток внутренне готов принять правила, выполнение к-рых позволит ему занять достойное место среди сверстников, только не всегда умеет это сделать. Назидания, упреки, замечания — малоэффективные средства воспитания К. п., вызывающие скрытое, а иногда и явное сопротивление воспитанию. Задача педагогов — изменить скептич. отношение к правилам вежливости, хорошим манерам, показать нравств. сущность и привлекат. стороны К. п.
Старшеклассники уже имеют опыт правильных нравств. отношений, когда содержанию поступка соответствует внеш. форма его совершения. У них в большей степени развита потребность в самовоспитании, что способствует формированию К. п.
Стиль поведения подростка, юноши в Значит. мере складывается под влиянием обществ. мнения, поэтому важно, чтобы в сферу обществ. оценок вошла К. п. Недостаточное внимание нашего общества в целом к К. п. сказывается на воспитанности подростков и молодежи. Поэтому воспитание К. п. у детей прежде всего требует повышения ответственности за выполнение норм поведения всеми членами общества. Большое значение имеют нац. особенности К. п., сложившиеся в результате нравств. развития мн. поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры.
Лит.: Эстетика поведения, М., 1964; Богданова О. С. Петрова В. И., Воспитание культуры поведения учащихся 1 — 3 кл., М., 1978, Дорохов А. А., Это стоит запомнить, М., 1980; Воспитание сознат. дисциплины и культуры поведения школьников, под ред. И. С. Марьенко, М., 1982; Волченко Л. Б., Культура поведения, этикет, мораль, М., 1982; Г P и б о в а Л. А., О культуре поведения. К., 1983; Козлов А. А., Лисовский А. В., Молодой человек: становление образа жизни, М., 1986; Бушелева Б. В., Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. M., О. С. Богданова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
127.01 кб

Культура как поведение

Хотинец Вера Юрьевна
Осмысляется конативное (поведенческое) основание культуры, значимость нормативной функции последней.
Читать PDF
166.25 кб

Культура безопасного поведения личности

Исмаилов Шарип Османович
Рассматриваются понятия «культура», «профессиональная культура», «культура безопасного поведения и жизнедеятельности» с определением их сущности, структуры и соподчиненности, а также обосновывается необходимость подготовки будущег
Читать PDF
290.90 кб

Культура в трудовом поведении работника

Шаталова Н.И.
В статье рассматривается сложная диалектика культуры и трудового поведения личности, взаимодействие которых является одним из факторов формирования эффективного трудового потенциала работника и служит экономическому процветанию об
Читать PDF
188.26 кб

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ

Демко Тамара Николаевна
В статье изложена проблема проявления в культуре отклоняющегося поведения и эмоциональной реакции на него. Девиации рассматриваются как явление, характеризующееся разными видами и степенями отклонений от существующей нормы.
Читать PDF
355.62 кб

Культура поведения и нормы общения в исламе

Бибикова Ольга
Читать PDF
494.33 кб

Культура потребительского поведения россиян

Гриф Марк Романович
В статье анализируется феномен потребительского поведения современных россиян.
Читать PDF
488.88 кб

Жертвенные формы поведения в обществе и культуре

Швачкина Людмила Александровна, Родионова Валентина Ивановна, Бродовская Виктория Олеговна
Виктимизация в контексте социальных наук означает, что частью повседневного мира человека становится процесс формирования жертвенного сознания и поведения.
Читать PDF
435.06 кб

Кросс-культурные особенности агрессивного поведения

Гуриева Светлана Дзахотовна, Ван Шо
В работе представлен теоретический анализ научной литературы, касающейся вопросов изучения понимания агрессии, агрессивного поведения, раскрыт механизм формирования агрессивного поведения через такие феномены, как агрессия, вражда
Читать PDF
2.35 мб

Педагогическая культура семьи и девиантное поведение

Старцева О. А.
Семья является моделью глобального мира, она создает условия для форми-рования личности, обеспечивает ее индивидуализацию и социализацию.
Читать PDF
356.10 кб

Культура повседневности и речевое поведение личности

Абрамова Татьяна Валентиновна, Жирякова Светлана Николаевна, Ильяева Ирина Алексеевна
В статье предпринимается попытка установления взаимосвязи повседневного мира человека и его речевой деятельности, в которой реализуются социально обусловленные нормы, правила жизни человека в социуме.
Читать PDF
154.07 кб

Репродуктивное поведение как культурологический термин

Мишукова А. С.
В статье рассматривается гуманитарное понимание термина «репродуктивное поведение» и предлагается его культурологическое осмысление, актуальное для решения современных проблем.
Читать PDF
194.24 кб

Формирование культуры поведения молодежи в сфере досуга

Фартушная Любовь Сергеевна
В статье рассматриваются основные теоретические подходы к проблеме формирования культуры поведения молодежи.
Читать PDF
532.54 кб

Политическая культура как фактор электорального поведения

Абрамов Юрий Иванович, Семёнов Александр Викторович
В статье представлены результаты двух социологических опросов по исследованию политической культуры избирателей Рязанской области, проведенных на основе авторской методики.
Читать PDF
90.75 кб

Когнитивные и культуральные аспекты конфликтного поведения

Иванова Е.Н.
В статье рассматривается отражение культуральных влияний разных уровней на осознанные и неосознаваемые когнитивные составляющие стратегий поведения в конфликте.
Читать PDF
228.83 кб

Организационная культура и совладающее поведение работника

Тащи Карина Валерьевна
Статья представляет собой аналитический обзор существующих современных исследований и литературных источников по проблеме представлений о совладающем поведении в рамках организационной, или корпоративной, культуры.

Похожие термины:

  • Навыки культуры поведения

    это этические навыки, владение которыми обеспечивает человеку успешность общения в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами и традициями национальной культуры. К таким навыкам от