КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА
КУЛЬТУРА человека
уровень развития индивидуальности человека (усвоения им социального опыта), отражающий своеобразие народа, социальной среды и проявляющийся в повседневной жизни через его сознание, деятельность, поведение, взаимодействие.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА
Способ его социальной жизнедеятельности, социального бытия, определяющий совокупность присвоенных им знаний умений, навыков (И. А. Зимняя). Уровень культуры человека (наряду со способностями) во многом определяет успешность овладения иностранным языком.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Культура человека
[см. культура + человек] – обобщенный созидательный потенциал человека, включающий его сущностные силы и деятельность и могущий быть объективированным в материальных и духовных ценностях, создаваемых человеком на основе творчества. Материальные и духовные ценности сами по себе не являются культурой – это лишь объективированные носители культуры прежних и нынешних поколений людей. К.ч. – приобретаемая в процессе жизнедеятельности возможность человека осуществлять социальное наследование; психологическое содержание его составляет самореализация, педагогическое – воспитание подрастающего поколения, производственное – творческий труд и т.д. Формирование К.ч. происходит в процессе восхождения человека к индивидуальности. При этом на стадии индивида преимущественно развивается культура тела, умственного труда, речи, здорового образа жизни, поведения, эстетическая культура и др. Формирование личности связано с воспитанием коммуникативной и нравственной культуры, культуры чувств и отношений, культуры совместного творчества, включая жизнетворческую деятельность. Осуществимость индивидуальности, связанная с движением человека к его «акме» предполагает владение такими формами культуры человека, как нравственное оценивание, уникальность объективирования своего опыта, подлинность поведения, чувств, отношений и др. Целостность созидательного потенциала индивидуальности в акмеологическом проектировании принимается в качестве основного момента целепостроения. Определяющая роль в формировании К.ч. принадлежит культуре природы (Д.С. Лихачеву) и экологической культуре, основанной на двух определяющих парадигмах: человек – не царь природы, это природа его покровитель (экологический манифест) и нет лучшего учителя и воспитателя для человека, чем природа (по К.Д, Ушинскому).