КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ
КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ
возрастной период, характеризующийся качественными изменениями. Термин ввел отечественный психолог Л.С. Выготский. Он выделял К. в.: новорожденности, одного года, трех, семи, тринадцати и семнадцати лет.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ
условные, переходные этапы возрастного развития (онтогенеза), характеризующиеся заметными психологическими и физическими изменениями и определяемые границами стабильных возрастов: кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый и т.д.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Возрастной кризис
временное нарушение сложившегося ранее устойчивого функционирования организма и личности, знаменующее собой переход на новый возрастной этап. В В. К. вовлечены все уровни организации личности: 1) переход психофизиологических систем на новый уровень функционирования; 2) изменение межличностных взаимосвязей; 3) освоение новых иидов деятельности; 4) возникновение нового уровня мышления и отражения действительностью. Ноля — сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности.
Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь
КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ
от греч. crisis — поворотный пункт) — условное наименование переходных этапов от одного возрастного периода к другому. Психическое развитие происходит в результате смены стабильных и критических возрастов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, к-рые актуализируются в К. в. Особенностью кризисных периодов является то, что часть детей в это время становятся трудновоспитуемыми, вступают в острые конфликты с окружающими, испытывают тяжелые переживания, у школьников снижается успеваемость, работоспособность, интерес к учебным занятиям. К. в. являются нормальными процессами, необходимыми для поступательного развития личности. Негативные проявления К. в. не могут считаться неизбежными. Гибкая смена воспитательных воздействий, учет происходящих с ребенком перемен могут значительно смягчить протекание К. в.
Источник: Педагогический словарь
Кризисы возрастные
[кризис + возраст] – условное наименование переходных этапов от одного возрастного периода к другому. Возрастная периодизация развития ребенка структурно-функционально проявляется в том, что, во-первых, достаточно продолжительное плавное, динамичное течение развития чередуется с относительно непродолжительными периодами «бурного» развития ребенка, когда в нем происходят достаточно радикальные изменения, которые обостряют противоречия между возрастными потребностями и ограниченными возможностями. В аспекте диалектического закона перехода накапливаемого количества в новое качество отмеченная сложная природа детского развития является вполне закономерным психосоматическим явлением, с объективным существованием которого необходимо считаться и родителям, и педагогам, и обществу. Кризисные и динамические периоды чередуются, и поэтому всякая возрастная периодизация должна учитывать это чередование. Л.С. Выготский предлагал периодизацию развития ребенка, ориентированную на следующий ряд возрастных кризисов: кризис новорожденности –младенческий возраст (2 месяца – 1 год), кризис 1 года – раннее детство (13 года), кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 лет), кризис 7 лет – школьный возраст (8-12 лет), кризис 13 лет – пубертатный возраст (14-17 лет), кризис 17 лет.
КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ
условное наименование переходов от одного возрастного этапа к другому. В детской психологии эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом мн. исследователи рассматривали эти моменты как "болезни роста", негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью. Л.С. Выготский разработал оригинальную концепцию, в которой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс. Этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с К.в. Психическое развитие осуществляется посредством смены т.н. стабильных и критических возрастов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в К.в. На этих этапах происходит коренная смена всей социальной ситуации развития ребенка, возникает новый тип отношений со взрослыми, смена одного вида ведущей деятельности другим. К.в. - закономерные и необходимые этапы развития ребенка; т.о., понятие "кризис" в данном контексте не несет негативной окраски. Однако нередко К.в. сопровождаются проявлениями отрицательных черт поведения. Источник этого явления - противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и ранее сложившимися видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими, приемами педагогического воздействия. Эти противоречия нередко приобретают острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания со взрослыми. Но негативные проявления К.в. не являются неизбежными. Гибкая смена воспитательных воздействий, учет происходящих с ребенком перемен могут значительно смягчить протекание К.в. См. также Капризы, Негативизм,Самостоятельность
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Кризисы возрастные
переходные этапы возрастного развития. В отечественной психологии термин «возрастные кризисы» введен Л.С.Выготским, в зарубежных подходах это понятие используется в психоаналитической традиции (З.Фрейд, Э.Эриксон). К. в. возникают на стыке двух возрастов и выражают завершение одного этапа развития и начало другого. По мнению Выготского, К. в. связан с возникновением психологических новообразований в предшествующий стабильный период развития, которые приводят к разрушению сложившейся социальной ситуации развития и возникновению другой, соответствующей уровню психологического развития ребенка. Процесс перехода на новую возрастную ступень связан с перестройкой взаимоотношений ребенка с окружающими его людьми, которая может протекать в конфликтной форме. В детском возрасте обычно выделяют «кризис первого года жизни», «кризис трех лет», «кризис семи лет», «подростковый кризис», «юношеский кризис». Основные поведенческие проявления К. в. — трудновоспитуемость, упрямство, негативизм, капризность, раздражительность и др. Форма, длительность и интенсивность протекания К. в. зависят от индивидуально-психологических особенностей ребенка и условий его социализации. Негативизм и конфликтность ребенка могут рассматриваться как показатель неблагополучия системы отношений со взрослым. К. в. является сложным в воспитательном отношении и требует внимания к ребенку и его потребности в самостоятельности и новом уровне отношений. Психолого-педагогическая поддержка ребенка в период К. в. может заключаться в расширении его возможностей, помощи в овладении средствами, необходимыми для удовлетворения новых потребностей и освоения новых сфер жизни. К. в. приобретает затяжное течение, если потребность ребенка в новой социальной ситуации развития подавляется внешними социальными требованиями. Любой кризис развития личности может иметь «позитивный» и «негативный» варианты разрешения. В случае позитивного разрешения К. в. личность приобретает психологические новообразования, которые могут усилить ее потенциал развития (например: чувство доверия к миру, автономность, инициативу, самостоятельность, расширение круга социальной самореализации, общность с другими людьми). Негативный вариант разрешения кризиса личности формирует новообразования, накладывающие существенные ограничения на ее дальнейшую самоактуализацию (например: чувство недоверия, зависимость, пассивность, сужение круга общения, интересов и социальной деятельности). В ситуации К. в. человеку требуется психологическая поддержка, а в некоторых случаях — профессиональная психологическая помощь.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ
от греч. krisis — переломный момент, исход), условное наименование переходов от одного возрастного этапа к другому. В дет. психологии эмпирически отмечалась неравномерность дет. развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом мн. исследователи (3. Фрейд, А. Гезелл и др.) рассматривали эти моменты как «болезни развития», негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью. Л. С. Выготский разработал оригинальную концепцию, в к-рой рассматривал возрастное развитие как диалектич. процесс. Этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с К. в. Психич. развитие осуществляется посредством смены т. н. стабильных и критич. возрастов (см. Возраст). В рамках стабильного возраста вызревают психич. новообразования, к-рые актуализируются в К. в. Выготский описал след. К. в.: кризис новорожденного — отделяет эмбриональный период развития от младенч. возраста; кризис 1 года — отделяет младенчество от раннего детства; кризис 3 лет — переход к дошк. возрасту; кризис 7 лет — соединит, звено между дошк. и шк. возрастом; кризис 13 лет — совпадает с переходом к подростковому возрасту.
На этих этапах происходит коренная смена всей «социальной ситуации развития» ребенка — возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида ведущей деятельности другим. К. в. — закономерные и необходимые этапы развития ребенка; т. о., понятие «кризис» в данном контексте не несет негативной окраски. Однако нередко К. в. сопровождаются проявлениями отри-цат. черт поведения (конфликтность в общении, упрямство, негативизм и т. п.). Источник этого явления — противоречие между возросшими физич. и духовными возможностями ребенка и ранее сложившимися видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими, приемами пед. воздействия. Эти противоречия нередко приобретают острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания со взрослыми. В шк. возрасте в рамках К. в. у детей обнаруживается падение успеваемости, ослабление интереса к уч. занятиям, общее снижение работоспособности. На остроту протекания К. в. оказывают влияние индивидуальные особенности ребенка.
Яркую негативную окраску имеет, напр., кризис 3 лет, когда прежде послушный ребенок может внезапно стать неуправляемым, и кризис подросткового возраста, опасный неожиданными формами протеста против реального или мнимого давления со стороны взрослых.
Негативные проявления К. в. не являются неизбежными. Гибкая смена воспитат. воздействий, учет происходящих с ребенком перемен могут значительно смягчить протекание К. в.
Лит.: Выготский Л. С., Проблема возраста, в кн.: Собр. соч., т. 4, М., 1984. См. также лит. при ст. Возраст.
М. А. Степанова.
На этих этапах происходит коренная смена всей «социальной ситуации развития» ребенка — возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида ведущей деятельности другим. К. в. — закономерные и необходимые этапы развития ребенка; т. о., понятие «кризис» в данном контексте не несет негативной окраски. Однако нередко К. в. сопровождаются проявлениями отри-цат. черт поведения (конфликтность в общении, упрямство, негативизм и т. п.). Источник этого явления — противоречие между возросшими физич. и духовными возможностями ребенка и ранее сложившимися видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими, приемами пед. воздействия. Эти противоречия нередко приобретают острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания со взрослыми. В шк. возрасте в рамках К. в. у детей обнаруживается падение успеваемости, ослабление интереса к уч. занятиям, общее снижение работоспособности. На остроту протекания К. в. оказывают влияние индивидуальные особенности ребенка.
Яркую негативную окраску имеет, напр., кризис 3 лет, когда прежде послушный ребенок может внезапно стать неуправляемым, и кризис подросткового возраста, опасный неожиданными формами протеста против реального или мнимого давления со стороны взрослых.
Негативные проявления К. в. не являются неизбежными. Гибкая смена воспитат. воздействий, учет происходящих с ребенком перемен могут значительно смягчить протекание К. в.
Лит.: Выготский Л. С., Проблема возраста, в кн.: Собр. соч., т. 4, М., 1984. См. также лит. при ст. Возраст.
М. А. Степанова.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия