КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОБУЧЕНИЮ ПРИ ОБУЧЕНИИ РАБОЧИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Найдено 1 определение
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОБУЧЕНИЮ ПРИ ОБУЧЕНИИ РАБОЧИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ.
Критерии к знаниям, практическим навыкам и умениям обучаемого, получаемым им в процессе производственного обучения, изложены в квалификационных характеристиках по каждой специальности.
Повседневный контроль дает возможность инструктору оценить результаты обучения, учитывая главным образом: качество работ; выполнение нормы выработки, правильность и рациональность трудовых приемов; степень самостоятельности в работе.
Оценка «5» ставится, когда обучаемый освоил предусмотренную программой технологию производства; свободно применяет рациональные приемы труда; правильно организует свой труд, соблюдает правила безопасности труда; умеет творчески применять на практике теоретические знания; дает продукцию отличного качества в соответствии с установленными техническими требованиями, не допускает брака; выполняет нормы выработки.«4» – обучаемый освоил в пределах программы технологию производства, рациональные примеры труда; правильно организует и планирует свой труд; соблюдает производственную инструкцию и правила безопасности труда; умеет самостоятельно выполнять работу при незначительной помощи инструктора в отдельных случаях, дает продукцию хорошего качества в соответствии с техническими требованиями; не допускает брака, выполняет нормы выработки. «3» – обучаемый в основном освоил в пределах программы современную технологию производства, рациональные приемы работы, но допускает отдельные нарушения в организации своего труда или рабочего места; без грубых ошибок выполняет установленный технологический режим; соблюдает производственные инструкции и правила безопасности труда, но недостаточно самостоятелен в работе и не всегда в состоянии применить на практике теоретические знания; дает продукцию удовлетворительного качества, незначительно отклоняется от норм выработки. «2» – обучаемый обнаруживает незнание большинства технических сведений, предусмотренных программой, и слабое усвоение приемов выполнения производственных операций или работ; не соблюдает технических требований к выполняемой работе, производственные инструкции и правила безопасности труда; не умеет работать без постоянной помощи инструктора.
В общем виде критерии оценки можно объединить в четыре группы: коэффициент оценки уровня знаний; критерий оценки прочности знаний; критерий уровня практической подготовки; сравнительный критерий умения применять теоретические знания на практике.
Большое влияние на субъективность оценки оказывают: отношение преподавателя к своему предмету; отношение преподавателя к оценке, понимание им роли оценки; педагогическая подготовленность преподавателя; представление преподавателя об успехах обучаемого по данному предмету и отношению к нему; настроение преподавателя и его физическое состояние в момент оценки; отношение администрации курсов к итогам успеваемости.
Критерии оценки лабораторных работ включают умения обучаемых практически пользоваться усвоенными теоретическими знаниями; соблюдение необходимой последовательности в работе с использованием необходимых приборов и материалов; степень самостоятельности выполнения задания; достоверность и обоснованность результатов работы.
При оценке практических работ обучаемых учитывают:
понимание чертежа и умение пользоваться им при выполнении работы;
знание технологических особенностей применяемых материалов и конструкции инструментов;
рациональность и последовательность приемов выполнения рабочих операций, соблюдение правил безопасности труда;
качество изделия;
время, затраченное на работу.
Лит.: Батышев С.Я., Заремба Р.Г. Проверка знаний при подготовке и повышении квалификации рабочих на производстве. – М., 1982.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.