общие признаки качества учебно-производственной деятельности учащихся, учитываемые при определении оценки. Основными критериальными показателями для оценки качества учебно-производственной деятельности учащихся (качества производственного обучения) являются: полнота освоения материала (по темам) и выполнение работ (по видам), предусмотренных учебной программой; выполнение учащимися норм выработки; качество выпускаемой продукции, процент брака; время выполнения работ; средний разряд выполняемых учащимися работ; сложность выпускаемой продукции; правильность выполнения операций и приемов; соблюдение норм расхода материала; количество поломок инструмента и оборудования; применение передовых методов труда новаторов производства; организация рабочего места; соблюдение правил и норм безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, экологических требований; средний заработок учащихся; применение полученных знаний на практике и итоги квалификационных экзаменов. При определении оценки учитываются также некоторые косвенные показатели качества производственного обучения учащихся: познавательная активность, применение профессиональных знаний в процессе работы, проявление интереса к профессии, умение планировать свой труд, самостоятельность, коллективизм, добросовестность, выполнение требований трудовой и технологической дисциплины. Перечень критериальных показателей качества производственного обучения является открытым, он может быть расширен в зависимости от целей и содержания профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов по различным профессиям. На основе критериев разрабатываются примерные показатели оценки навыков и умений учащихся применительно к оценочным баллам – от 5 до 2. Критерии и показатели оценки в зависимости от периода и этапа производственного обучения применяются выборочно. В подготовительный период производственного обучения, при изучении основ профессии – операций и составляющих их приемов – основу оценку определяют такие критерии:
правильность приемов и способов выполнения всех разновидностей операции и операции в целом;
соблюдение требований к качеству учебно-производственных работ;
организация труда и рабочего места, соблюдение правил и норм безопасности труда. Учебно-производственные работы и партии работ комплексного характера оцениваются исходя из следующих основных критериев оценки качества производственного обучения:
качество работы – соответствие техническим и другим требованиям к качеству;
производительность труда – выполнение установленных норм времени или выработки;
самостоятельность в работе;
правильность выполнения приемов и способов труда;
организация труда и рабочего места, соблюдение правил и норм безопасности труда.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
общие признаки качества учебно-производственной деятельности учащихся, учитываемые при определении оценки.
Основными критериальными показателями для оценки качества учебно-производственной деятельности учащихся (качества производственного обучения) являются: полное прохождение всех тем и выполнение всех видов работ, предусмотренных учебной программой; выполнение учащимися норм выработки; качество выпускаемой продукции, процент брака; время выполнения работ; средний разряд выполняемых учащимися работ; сложность выпускаемой продукции; правильность выполнения операций и приемов; соблюдение норм расхода материала; количество поломок инструмента и оборудования; применение передовых методов труда новаторов производства; организация рабочего места; соблюдение правил и норм безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, экологических требований; средний заработок учащихся; применение полученных знаний на практике и итоги квалификационных экзаменов.
При определении оценки учитываются также некоторые косвенные показатели качества производственного обучения учащихся: познавательная активность, применение профессиональных знаний в процессе работы, проявление интереса к профессии, умение планировать свой труд, самостоятельность, коллективизм, добросовестность, выполнение требований трудовой и технологической дисциплины.
Перечень критериальных показателей качества производственного обучения является открытым, он может быть расширен в зависимости от целей и содержания профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов по различным профессиям.
На основе критериев разрабатываются примерные показатели оценки навыков и умений учащихся применительно к оценочным баллам – от 5 до 2.
Примерные показатели оценки качества производственного обучения учащихся
Оценка, Качество учебно-производственных работ, Производительность труда, Владение приемами и способами выполнения учебно-производственных работ, Соблюдение требований безопасности и организации труда
5, Выполнение в полном соответствии с технически- ми требованиями к их качеству, Выполнение и перевыполнение ученических норм времени (выработки), Уверенное иточное владение приемами и способами работы; самостоятельное выполнение работ с применением основных приемов и способов работы и контроля качества работы; самоконтроль за выполнением трудовых действий, Соблюдение требований безопасности и организации труда
4, Выполнение работ в основном в соответствии с технически- ми требованиями с несущественными ошибками, исправляемыми самостоятельно, Выполнение норм времени (выработки), Владение приемами и способами работы (возможны отдельные несущественные ошибки, исправляемые самостоятельно); самостоятельное выполнение работ и их контроль (возможна несущественная помощь мастера); самоконтроль за выполнением трудовых действий, Соблюдение требований безопасности и организации труда
3, Выполнение работ в основном в соответствии с технически- ми требованиями с несущественными ошибками, исправляемыми с помощью мастера, Выполнение норм времени (выработки); допускаются незначительные отклонения (не более 10%), Недостаточно уверенное владение приемами и способами работы; недостаточно самостоятельное выполнение работ с несущественными ошибками в приемах и способах, исправляемыми с помощью мастера; затруднения в процессе самоконтроля – требуется помощь мастера, Соблюдение требований безопасности и организации труда
2, Несоблюдение технических требований к качеству работы, приводящее к неисправимым дефектам (брак в работе), Значительное невыполнение норм времени (выработки), Неправильное выполнение трудовых приемов и способов выполнения работы, приводящее к существенным ошибкам; неумение производить самоконтроль и контроль работы, Нарушение требований безопасности и организации труда
Критерии и показатели оценки в зависимости от периода и этапа производственного обучения применяются выборочно. В подготовительный период производственного обучения при изучении основ профессии – операций и составляющих их приемов основу оценки составляют такие критерии:
1. Правильность приемов и способов выполнения всех разновидностей операции и операции в целом.
2. Соблюдение требований к качеству учебно-производственных работ.
3. Организация труда и рабочего места, соблюдение правил и норм безопасности труда.
Учебно-производственные работы (партии работ) комплексного характера (см. Комплексные работы) оцениваются, исходя из следующих основных К.о.к.п.о.:
1. Качество работы – соответствие техническим и другим требованиям к качеству.
2. Производительность труда – выполнение установленных норм времени или выработки.
3. Самостоятельность в работе.
4. Правильность выполнения приемов и способов труда.
5. Организация труда и рабочего места, соблюдение правил и норм безопасности труда.
Лит.: Диагностика качества практического (производственного) обучения. – М., 1995; Опытные критерии оценки знаний, умений, навыков учащихся профессионально- технических училищ. – М., 1986.
В.А. Скакун
Основными критериальными показателями для оценки качества учебно-производственной деятельности учащихся (качества производственного обучения) являются: полное прохождение всех тем и выполнение всех видов работ, предусмотренных учебной программой; выполнение учащимися норм выработки; качество выпускаемой продукции, процент брака; время выполнения работ; средний разряд выполняемых учащимися работ; сложность выпускаемой продукции; правильность выполнения операций и приемов; соблюдение норм расхода материала; количество поломок инструмента и оборудования; применение передовых методов труда новаторов производства; организация рабочего места; соблюдение правил и норм безопасности труда, производственной санитарии и гигиены, экологических требований; средний заработок учащихся; применение полученных знаний на практике и итоги квалификационных экзаменов.
При определении оценки учитываются также некоторые косвенные показатели качества производственного обучения учащихся: познавательная активность, применение профессиональных знаний в процессе работы, проявление интереса к профессии, умение планировать свой труд, самостоятельность, коллективизм, добросовестность, выполнение требований трудовой и технологической дисциплины.
Перечень критериальных показателей качества производственного обучения является открытым, он может быть расширен в зависимости от целей и содержания профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов по различным профессиям.
На основе критериев разрабатываются примерные показатели оценки навыков и умений учащихся применительно к оценочным баллам – от 5 до 2.
Примерные показатели оценки качества производственного обучения учащихся
Оценка, Качество учебно-производственных работ, Производительность труда, Владение приемами и способами выполнения учебно-производственных работ, Соблюдение требований безопасности и организации труда
5, Выполнение в полном соответствии с технически- ми требованиями к их качеству, Выполнение и перевыполнение ученических норм времени (выработки), Уверенное иточное владение приемами и способами работы; самостоятельное выполнение работ с применением основных приемов и способов работы и контроля качества работы; самоконтроль за выполнением трудовых действий, Соблюдение требований безопасности и организации труда
4, Выполнение работ в основном в соответствии с технически- ми требованиями с несущественными ошибками, исправляемыми самостоятельно, Выполнение норм времени (выработки), Владение приемами и способами работы (возможны отдельные несущественные ошибки, исправляемые самостоятельно); самостоятельное выполнение работ и их контроль (возможна несущественная помощь мастера); самоконтроль за выполнением трудовых действий, Соблюдение требований безопасности и организации труда
3, Выполнение работ в основном в соответствии с технически- ми требованиями с несущественными ошибками, исправляемыми с помощью мастера, Выполнение норм времени (выработки); допускаются незначительные отклонения (не более 10%), Недостаточно уверенное владение приемами и способами работы; недостаточно самостоятельное выполнение работ с несущественными ошибками в приемах и способах, исправляемыми с помощью мастера; затруднения в процессе самоконтроля – требуется помощь мастера, Соблюдение требований безопасности и организации труда
2, Несоблюдение технических требований к качеству работы, приводящее к неисправимым дефектам (брак в работе), Значительное невыполнение норм времени (выработки), Неправильное выполнение трудовых приемов и способов выполнения работы, приводящее к существенным ошибкам; неумение производить самоконтроль и контроль работы, Нарушение требований безопасности и организации труда
Критерии и показатели оценки в зависимости от периода и этапа производственного обучения применяются выборочно. В подготовительный период производственного обучения при изучении основ профессии – операций и составляющих их приемов основу оценки составляют такие критерии:
1. Правильность приемов и способов выполнения всех разновидностей операции и операции в целом.
2. Соблюдение требований к качеству учебно-производственных работ.
3. Организация труда и рабочего места, соблюдение правил и норм безопасности труда.
Учебно-производственные работы (партии работ) комплексного характера (см. Комплексные работы) оцениваются, исходя из следующих основных К.о.к.п.о.:
1. Качество работы – соответствие техническим и другим требованиям к качеству.
2. Производительность труда – выполнение установленных норм времени или выработки.
3. Самостоятельность в работе.
4. Правильность выполнения приемов и способов труда.
5. Организация труда и рабочего места, соблюдение правил и норм безопасности труда.
Лит.: Диагностика качества практического (производственного) обучения. – М., 1995; Опытные критерии оценки знаний, умений, навыков учащихся профессионально- технических училищ. – М., 1986.
В.А. Скакун
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.