КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

Найдено 1 определение
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
показатели, на основе которых определяется продвижение личности учащихся к поставленной цели в результате направленных действий всех участников воспитательного процесса. Практика показывает, что критерии должны быть немногочисленными, ясными и доступными для понимания педагогами, другими участниками процесса воспитания и самими учащимися. Критерии создаются не столько для внешней оценки эффективности процесса, сколько для оценки и анализа педагогами и другими воспитателями своей работы. Это способствует росту их заинтересованности в ее эффективности. Критерии оценки эффективности процесса воспитания должны отвечать следующим требованиям: давать целостную картину рассматриваемого процесса и в то же время раскрывать динамику формирования свойств и качеств личности учащихся, отражать определенное соотношение количественных и качественных показателей; обеспечиваться специальными, доступными для массового использования методиками. В качестве методологической основы для разработки, выделения и анализа критериев оценки эффективности процесса воспитания берется обобщенная цель – формирование человека-хозяина, его социальная адаптация и защита, т. е. процесс воспитания эффективен, если у учащегося сформированы качества, характеризующие его как хозяина, если он социально адаптирован и надежно социально защищен. Другой основой для разработки критериев служит учет динамики основных компонентов процесса, обеспечивающих достижение его цели и результативности, – содержания, структуры и управления. Иначе говоря, слудует ответить на вопросы: что изменяется в содержании? почему необходима такая структура? в каких пределах эффективно данное управление для достижения цели воспитания? Среди критериев выделяются две группы: количественные и качественные. Первые критерии помогают определить, созданы ли внешние, в том числе организационные, условия для успешного функционирования процесса. Вторые помогают получить представление об уровне сформированности качеств учащихся.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005