КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
объективные, сравнимые показатели профессионального мастерства, обладающие устойчивостью на определенном отрезке времени. К основным критериям эффективности относятся: самостоятельность в профессиональной деятельности; выполнение технических требований, соблюдение безопасности труда, получение устойчивых положительных результатов; производительность труда; профессионально-ориентированное мышление; культура труда; творческое отношение к труду; ответственность за выполнение профессиональных заданий.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
совокупность оценок результатов профессионального обучения. Это:
- затраты времени обучающихся и педагогов на достижение требуемых результатов;
- затраты усилий обучающихся и педагогов на достижение требуемых результатов за отведенное время;
- объем затрат: финансовых, материально-технических и других ресурсов на достижение требуемых результатов за отведенное время;
- процент отсева обучающихся за полный курс обучения;
- соответствие уровня сформированности общенаучных и профессиональных знаний, профессиональных умений (компетенций) и навыков, тех или иных профессионально важных качеств личности требованиям профессиональных стандартов и профессионально-квалификационных характеристик;
- трудоустройство выпускников профессионального образовательного учреждения по полученной профессии, специальности; оценки работодателей об их квалификации. Литература: [70].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
. Основным К.э.п.о. является
профессиональное мастерство рабочего.К показателям профессионального мастерства относятся:
самостоятельность в профессиональной деятельности, предполагающая безошибочность выбора оптимальной технологии, обеспечивающей высокое качество и производительность труда; способность диагностировать производственную ситуацию, принять целесообразное решение, умение осуществлять регулярный самоконтроль;
выполнение технических требований, соблюдение безопасности труда, получение устойчивых положительных результатов;
производительность труда – выполнение устойчивых норм времени и выработки; умение рационально использовать рабочее время, стремление к освоению высокопроизводительных методов работы, наиболее экономных способов организации труда;
профессионально-ориентированное мышление, проявляющееся в способности активного наблюдения, анализа, выработки тактики и стратегии действий; способность критического самоанализа и самоконтроля;
культура труда – способность рационального планирования трудового процесса, выбора оптимальных приемов и способов работы, соблюдение технологической дисциплины;
творческое отношение к труду – способность внедрять в трудовой процесс инновационную технологию; проявлять инициативу в рационализации и изобретательстве;
ответственность за выполнение профессиональных заданий и др.
Комплекс критериев, которыми оперирует заказчик, варьируется как по структуре, так и по приоритетам, заметно отличается от критериев, которые важны для учащихся, но именно опираясь на этот комплекс заказчик может корректировать образовательную деятельность учебного заведения, с тем чтобы профессионально подготовленный выпускник соответствовал требованиям конкретной профессиональной деятельности.
Критерии эффективности собственно профессиональной деятельности определяются при проведении заключительных тестов и профессиональных проб, а также в период испытательного срока, установленного на предприятии.
Профессиональные способности, знания, навыки и умения, которые может реализовать выпускник, оцениваются как его индивидуальные возможности, которые должны отвечать требованиям профессионального образовательного стандарта, а в отдельных случаях специальным нормативом (требования правил Госгортехнадзора, Правил дорожного движения и т.д.).
В процессе оценки участвуют заказчик и образовательное учреждение. В других случаях оценку осуществляет независимая организация (например, Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД)).
В качестве примера можно привести критерии оценки эффективности выполнения пробной работы слесарем-электриком:
соблюдение технических требований к качеству работы; навыки и умения использования инструмента;
навыки и умения выполнения измерений; навыки и умения использования оборудования;
способность анализировать, диагностировать и устранять неисправности; навыки и умения выполнения сборочных работ;
навыки и умения соединения электроцепей, арматуры;навыки и умения проведения испытаний, контроля;
понимание технических, строительных чертежей, электросхем и другой графической информации, характерной для данной профессиональной области;
навыки выполнения расчетов;
степень профессиональной самостоятельности; культура профессионального труда;
культура профессионального мышления; рациональное использование рабочего времени.
К наиболее важным критериям эффективности профессионального обучения относятся показатели, связанные с воспитанием и развитием личности учащегося, формированием профессионально важных нравственных качеств и мотивов деятельности.
Рассмотренные выше критерии эффективности профессионального обучения по существу определяют профессионально-социальную компетентность выпускника.
Являясь более объемным, чем квалификация, понятием, компетентность, порожденная рынком труда, отражает более высокий уровень требований, предъявляемых рабочему, чем это необходимо для выполнения конкретной работы.
Лит.: Профессиональная педагогика: Учебник.– М., 1997; Методические основы исследований содержания труда рабочих и определение эффективности их подготовки // Сб. научных трудов ВНИИ профтехобразования. – Л., 1985.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.