КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ БРИГАДНОГО ОБУЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ БРИГАДНОГО ОБУЧЕНИЯ
разрабатываются в соответствии со ступенями адаптации молодого рабочего на производстве.
Для вводной ступени адаптации первым критерием эффективности является не только готовность молодого рабочего к этому воздействию, но и готовность его к активному взаимодействию с бригадиром – психологическая близость молодого рабочего с членами трудового коллектива; второй критерий – молодой рабочий не готов к педагогическому воздействию бригадира; третий критерий – когда молодой рабочий откровенно отрицательно относится к педагогическому воздействию.
На второй ступени адаптации основные критерии эффективности педагогического воздействия бригадира те, которые обусловливают значительные сдвиги в профессиональной подготовленности и воспитанности личности, т.е. когда педагогическая деятельность бригадира обеспечивает
в мыслительных действиях обучаемых: возросшую наблюдательность, умение анализировать и синтезировать; умение обобщать;
в практических действиях обучаемых: проведение детального анализа объекта исследования; выделение необходимых рабочих операций; определение последовательности рабочих операций; самоконтроль в процессе работы; внесение необходимых корректив в свои действия.
На этой ступени адаптации учащийся должен:
уметь планировать трудовую деятельность адекватно заданной цели; освоить технологические процессы участка;
овладеть умениями самоконтроля;
соблюдать режим работы, требования безопасности труда и санитарно-гигиенические нормы и правила;
выполнять производственные задания;освоить технологический процесс (уметь работать с производственной документацией, настраивать оборудование, применять высокопроизводительные приемы труда, приспособления);
участвовать в общественной работе.
На третьей, заключительной ступени адаптации молодого рабочего на производстве основными критериями деятельности бригад квалифицированных рабочих являются:
трудовая активность и полная самостоятельность в работе; овладение профессиональным мастерством;
качество выполнения работы – выполнение технических требований к работе; соответствие ее установленным показателям и нормативам, параметрам; получение устойчивых положительных результатов;
производительность труда – выполнение установленных норм времени и выработки; способность ценить фактор времени; стремление к освоению высокопроизводительной техники и технологии, наиболее экономных и производительных способов организации труда;
профессиональная самостоятельность – умение выбирать способы работы, обеспечивающие высокое качество и производительность труда; способность самостоятельно разобраться в производственной обстановке, принимать правильное решение; осуществление самоконтроля в работе;
культура труда – способность и привычка планировать свой труд, умение работать с применением наиболее рациональных приемов и способов труда, современной техники и технологии, высокая технологическая дисциплина, умение применять в работе профессиональные знания; рациональная организация и содержание рабочего места, соблюдение правил безопасности труда;
творческое отношение к труду – способность вносить в процесс труда новое, оригинальное, совершенствовать организацию, способы, орудия труда; стремление и способности к рационализации и изобретательству.
Основные критерии завершения бригадного обучения и воспитания – это возможность самостоятельной работы молодого рабочего без брака при выполнении норм выработки; совмещение профессий и расширение зон обслуживания; умение выполнять сложную работу; профессиональная мобильность; экономное использование сырья, материалов, энергии; участие в соревновании; активное участие в общественной жизни трудового коллектива.
Характерными признаками развития бригадного обучения являются содержание нравственной направленности (единство целей, мотивов, ценностных ориентаций); организационное единство бригады; подготовленность членов бригады к определенной деятельности; психологическое единство: интеллектуальная, эмоциональная коммуникативность, подготовленность к сотрудничеству и надежность в экстремальных ситуациях, поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в бригаде.
Рабочая совесть – главный критерий трудовой активности каждого молодого рабочего при определении индивидуального вклада в общее выполнение планового задания.
Правильно сложившиеся трудовые отношения в бригаде гарантируют безболезненное вхождение молодого человека в трудовой коллектив.
Лит.: Теория и методика бригадного обучения / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1996; Батышев А.С. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе. – М., 1985.
А.С. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.