КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ

Найдено 1 определение
КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ
(исп. criollo < лат. criar — ‘порождать, выращивать’) — сложное текстовое целое, которое образовано вербальными (словесными) и невербальными (внесловными) элементами. Традиционный подход к тексту — как к продукту словесного творчества — рассматривает невербальные элементы (напр., изображение) как иллюстрации, добавления к основному содержанию. Креолизация текста происходит вследствие слияния разнородных средств выражения (передачи информации), выполняющих общую коммуникативную функцию. Говоря о двух таких средствах — вербальном и иконическом (от греч. εικών — ‘образ, изображение’), — исследователи различают К.т. двух типов: с полной и частичной креолизацией [Анисимова 1996]. С этой точки зрения, реклама (плакат, карикатура, объявления и др.), научные и особенно научно-технические тексты, в которых само изображение (таблицы, формулы, схемы и пр.) выступает в качестве обязательного элемента текста, представляют собой первый тип. Ко второму типу относятся газетные, научно-популярные и художественные тексты: в них вербальная часть сравнительно автономна и изобразительные элементы текста оказываются факультативными [Валгина 2003]. Отметим, однако, что в современной прессе, с её полиграфическими возможностями и установкой на визуальную привлекательность, текстообразующая роль равно принадлежит вербальным и невербальным компонентам публикации: фотографии чаще всего выполняют не иллюстрирующую функцию, а выступают основой развёртывания самостоятельных смысловых блоков (иногда вступающих в противоречие с содержанием статьи).
В К.т. в синтезе выступают текстовая (вербальная) часть, которая, в свою очередь, благодаря письменной природе, всегда имеет определённую визуализацию (шрифт, размер, цвет), визуальная информация (фотографии, схемы, рисунки, видео различного характера и пр.), аудиоинформация (речь, музыка, шумы). Понятно, что в рамках одного текста могут быть реализованы не все компоненты: это зависит от конкретной коммуникативной задачи. Важно, однако, что такой текст выступает как единое визуальное, структурное, смысловое и функциональное целое, поскольку он нацелен на комплексное воздействие на адресата [Ворошилова 2006]. Разнообразие К.т. (полиграфические продукты любых типов и жанров, кинофильмы, видеоклипы, тексты теле- и радиовещания, рекламные сообщения всех видов) свидетельствует, что элементы, участвующие в их создании, гетерогенны — принадлежат к другим, нежели естественный язык, знаковым системам [Сорокин 1990], в силу чего понятия «креолизации текста» (т.е. своего рода добавления к словесной — ведущей — части) становится недостаточно. С развитием мультимедийной и интернет-коммуникации всё чаще стали использовать термин «поликодовый текст» (хотя само это понятие появилось ещё в середине 70-х гг. XX в.), акцентирующий внимание на равнозначности всех средств, способов выражения. Поликодовые тексты различаются по количеству взаимодействующих семиотических систем, использующих разнородный знаковый материал [Большакова 2008]. Так, напр., «в телевидении, кино, в рекламе возникновение смыслов зависит от взаимодействия изображения, звука и начертания знаков» [Барт 1989: 124]; в печатных СМИ воздействие формируется в т.ч. и за счёт размера шрифта и цветовой гаммы, за счёт различных приёмов вёрстки; в радиопередаче взаимодействуют, в частности, фоновые (напр., «отбивки» — музыкальные сигналы о смене рубрики) и содержательные (собственно речевые) аудиокомпоненты.
Лит.: Анисимова Е.Е. О целостности и связности креолизованного текста (к постановке проблемы) // ФН. 1996. № 5; Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989; Бернацкая А.А. К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние // Речевое общение: Специализированный вестник. Вып. 3 (11). Красноярск, 2000; Большакова Л.С. О содержании понятия «поликодовый текст» // Вестник СамГУ. 2008. № 4 (63); Большиянова Л.М. Внешняя организация газетного текста поликодового характера // Типы коммуникации и содержательный аспект языка. М., 1987; Валгина Н.С. Теория текста: учеб. пособие. М., 2003; Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: аспекты изучения // Политическая лингвистика. Вып. 20. Екатеринбург, 2006; Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990.
В В. Васильева

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
13.16 мб

ВИЗУАЛЬНЫЕ КОДЫ В СТРУКТУРЕ КРЕОЛИЗОВАННОГО ТЕКСТА РЕКЛАМЫ

Ежова Елена Николаевна, Ежов Илья Дмитриевич
Исследование посвящено выявлению типов и функций визуальных кодов в структуре креолизованного рекламного текста, который представляет собой синтез визуального, вербального и акустического слоев.
Читать PDF
264.31 кб

Функционирование креолизованного текста в политическом дискурсе

Филиппова Анна Владимировна
Рассматривается воздействие средств массовой информации посредством визуально-вербальных сообщений на формирование образа той или иной страны в сознании человека.
Читать PDF
178.89 кб

Использование креолизованных текстов в корпоративной коммуникации

Часовский Никита Вячеславович
В статье рассматривается понятие корпоративной культуры и ее роль в рабочем процессе.
Читать PDF
195.85 кб

Заглавия в креолизованном тексте (на материале «Глянцевых» журналов мод)

Адзинова А. А.
Анализ взаимосвязи концепта изображения и концепта вербального текста выявляет двойное декодирование заложенной в креолизованном тексте информации, приводящее к восприятию человеком этого вида текста как единого концепта (смысла).
Читать PDF
251.59 кб

Обобщение экспериментального исследования восприятия креолизованных текстов

Вашунина И. В.
В статье представлены результаты экспериментального исследования восприятия креолизованных текстов.
Читать PDF
351.82 кб

Теоретическое обоснование креолизованного текста как дидактического средства

Беленко А. В.
В статье обосновывается принадлежность креолизованного текста к дидактическим средствам, рассматриваются его особенности, возможности применения в ходе учебного процесса.
Читать PDF
1.33 мб

Лингводидактический потенциал креолизованного текста в рамках компететностного подхода

Чернышенко Ольга Васильевна
Статья посвящена роли креолизованного текста в контексте компетентностного подхода. Основное внимание уделено дидактическим функциям креолизованного текста при формировании коммуникативной компетенции.
Читать PDF
484.28 кб

Анализ особенностей восприятия креолизованного текста деструктивно-экстремистской направленности

Злоказов Кирилл Витальевич
Изучаются психофизиологические реакции и вербализованные отклики на видеоматериалы экстремистско-деструктивной направленности. Демонстрируется методика, позволяющая предсказать социальную оценку подобных видеоматериалов.
Читать PDF
234.54 кб

Креолизованный текст как дидактическое средство освоения индивидуальной образовательной траектории в

Беленко А. В.
Рассматривается креолизованный текст как дидактическое средство освоения индивидуальной образовательной траектории в вузе, раскрыта проблема, поставлена предполагаемая цель, представлен алгоритм учебного процесса, приведены пример
Читать PDF
823.13 кб

Отбор креолизованных текстов с целью формирования иноязычной речевой компетенции студентов-бакалавро

Якубовская Анна Анатольевна
Данная статья посвящается критериям отбора креолизованных текстов, которые являются важными для процесса восприятия и усвоения новой информации и используются на занятиях по английскому языку у студентов неязыковых вузов, обучающи