Коррекционно-воспитательная работа
КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического развития умственно отсталых людей.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития, свойственных аномальным детям.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Коррекционно-воспитательная работа
система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Коррекционно-воспитательная работа направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности ребенка, охватывает все категории аномальных детей и осуществляется совместной деятельностью педагогов и врачей. Чем раньше начата коррекция нарушений, тем успешнее и полнее преодолевается дефект. Коррекционно-воспитательная работа осуществляется полно и разносторонне уже в специальных детских дошкольных учреждениях, составляя специфическое содержание их программ.
Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.
КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
система специальных приемов и мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Термин К.-в. р. появился в конце XIX – начале XX вв. в связи с деятельностью М. Монтессори и О. Декроли, долгое время использовался применительно к работе лишь с умственно отсталыми детьми. В отечественной педагогике это понятие стало более широким: К.-в. р. направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности ребенка, охватывает все категории аномальных детей и осуществляется совместной деятельностью педагогов и врачей.
- Коррекционная направленность свойственна всей учебно-воспитательной работе, проводимой с аномальными детьми. Она строится с учетом характера нарушений развития и индивидуальных особенностей ребенка, однако ряд задач имеет общий характер и применим ко всем видам нарушений. Эти мероприятия направлены на развитие личности ребенка, на закаливание его организма, развитие движений, чувственного опыта и мышления, включение ребенка в посильный труд и др. Чем раньше начата коррекция нарушений, тем успешнее и полнее преодолевается дефект. Осуществляется полно и разносторонне в специальных детских дошкольных учреждениях, составляя специфическое содержание их программ.
- В К.-в. р. преобладает процесс обучения, направленный на развитие и использование компенсаторных возможностей. Ребенка с любым видом нарушения развития необходимо обучить свойственному его возрасту виду деятельности – игре. Благодаря проводимой в дошкольных учреждениях К.-в. р. аномальные дети к школьному возрасту получают подготовку для обучения в соответствующих типах специальных школ. Некоторые дети, страдающие легкими нарушениями (напр., фонетическое нарушение речи), оказываются подготовленными к поступлению в массовую школу. В специальных школахвсех типов К.-в. р. осуществляетсяв ходе обучения всем общеобразовательным предметам. Кроме того, в младших классах в той или иной форме проводится предварительное (пропедевтическое) обучение. В школах для умственно отсталых детей на начальном этапе обучения выделяется целый пропедевтический период, заполненный коррекционными мероприятиями. Особое внимание уделяется групповым или индивидуальным логопедическим занятиям; воспитываются навыки самообслуживания.
- В младших классах школ для глухих детей проводят специальные уроки предметно-практического обучения. На этих занятиях дети овладевают широким кругом житейских понятий, у них формируются навыки ручного труда, активизируется потребность учащихся в общении, стимулируется развитие словесной речи.
- В школе для детей с задержкой психического развития введены коррекционные занятия – «знакомство с окружающим миром и развитие речи», – направленные на ликвидацию пробелов знаний, накопившихся в дошкольном возрасте. Занятия по общеобразовательным предметам направлены на развитие познания в объеме и по форме близкого к тому, что получают дети в массовой школе. Трудовая подготовка в специальной школе имеет большое коррекционно-воспитательной значение. Она помогает детям овладеть доступной профессией и готовит их к общественно полезной деятельности. Для осуществления задач К.-в. р. при необходимости создаются и применяются специальные учебники, учебные пособия, технические средства обучения (Российская педагогическая энциклопедия:В 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Рос. энцикл., 1993. – 608 с. – Т. 1: А–М. –1993. – С. 471–472). М. В. Удовенко
- Коррекционная направленность свойственна всей учебно-воспитательной работе, проводимой с аномальными детьми. Она строится с учетом характера нарушений развития и индивидуальных особенностей ребенка, однако ряд задач имеет общий характер и применим ко всем видам нарушений. Эти мероприятия направлены на развитие личности ребенка, на закаливание его организма, развитие движений, чувственного опыта и мышления, включение ребенка в посильный труд и др. Чем раньше начата коррекция нарушений, тем успешнее и полнее преодолевается дефект. Осуществляется полно и разносторонне в специальных детских дошкольных учреждениях, составляя специфическое содержание их программ.
- В К.-в. р. преобладает процесс обучения, направленный на развитие и использование компенсаторных возможностей. Ребенка с любым видом нарушения развития необходимо обучить свойственному его возрасту виду деятельности – игре. Благодаря проводимой в дошкольных учреждениях К.-в. р. аномальные дети к школьному возрасту получают подготовку для обучения в соответствующих типах специальных школ. Некоторые дети, страдающие легкими нарушениями (напр., фонетическое нарушение речи), оказываются подготовленными к поступлению в массовую школу. В специальных школахвсех типов К.-в. р. осуществляетсяв ходе обучения всем общеобразовательным предметам. Кроме того, в младших классах в той или иной форме проводится предварительное (пропедевтическое) обучение. В школах для умственно отсталых детей на начальном этапе обучения выделяется целый пропедевтический период, заполненный коррекционными мероприятиями. Особое внимание уделяется групповым или индивидуальным логопедическим занятиям; воспитываются навыки самообслуживания.
- В младших классах школ для глухих детей проводят специальные уроки предметно-практического обучения. На этих занятиях дети овладевают широким кругом житейских понятий, у них формируются навыки ручного труда, активизируется потребность учащихся в общении, стимулируется развитие словесной речи.
- В школе для детей с задержкой психического развития введены коррекционные занятия – «знакомство с окружающим миром и развитие речи», – направленные на ликвидацию пробелов знаний, накопившихся в дошкольном возрасте. Занятия по общеобразовательным предметам направлены на развитие познания в объеме и по форме близкого к тому, что получают дети в массовой школе. Трудовая подготовка в специальной школе имеет большое коррекционно-воспитательной значение. Она помогает детям овладеть доступной профессией и готовит их к общественно полезной деятельности. Для осуществления задач К.-в. р. при необходимости создаются и применяются специальные учебники, учебные пособия, технические средства обучения (Российская педагогическая энциклопедия:В 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Рос. энцикл., 1993. – 608 с. – Т. 1: А–М. –1993. – С. 471–472). М. В. Удовенко
Источник: Глоссарий современного образования.
КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
система спец. приемов и мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Термин появился в кон. 19 — нач. 20 вв. в связи с деятельностью М. Монтессори и О. Декроли, долгое время использовался применительно к работе лишь с умственно отсталыми детьми. В отеч. педагогике это понятие стало более широким: К.-в. р. направлена не только на исправление отд. нарушений, но и на формирование личности ребенка, охватывает все категории аномальных детей и осуществляется совм. деятельностью педагогов и врачей.
Коррекц. направленность свойственна всей уч.-воспитат. работе, проводимой с аномальными детьми. Она строится с учетом характера нарушений развития и индивидуальных особенностей ребенка, однако ряд задач имеет общий характер и применим ко всем видам нарушений. Эти мероприятия направлены на развитие личности ребенка, на закаливание его организма, развитие движений, чувственного опыта и мышления, включение ребенка в посильный труд и др. Чем раньше начата коррекция нарушений, тем успешнее и полнее преодолевается дефект. К.-в. р. осуществляется полно и разносторонне уже в спец. дет. дошк. учреждениях, составляя специфич. содержание их программ.
В К.-в. р. со всеми категориями аномальных детей дошк. возраста преобладает процесс обучения, направленный на развитие и использование компенсаторных возможностей. Так, глухих детей необходимо обучить произношению, словесной речи, чтению. Слепого ребенка нужно учить ориентировке в пространстве, восприятию окружающего мира при помощи осязания и слуха. Воспитание с ле-поглухонемого ребенка начинается с обучения элементарным навыкам (прием пищи, ходьба, гигиенич. навыки и т. д.). Ребенка с любым видом нарушения развития необходимо обучить свойственному его возрасту виду деятельности — игре. Благодаря проводимой в дошк. учреждениях К.-в. р. аномальные дети к шк. возрасту получают подготовку для обучения в соответствующих типах спец. школ. Нек-рые дети, страдающие легкими нарушениями (напр., фонетич. нарушение речи), оказываются подготовленными к поступлению в массовую школу.
В спец. школах всех типов К.-в. р. осуществляется в ходе обучения всем общеобразоват. предметам. Кроме того, в мл. классах в той или иной форме проводится предварительное (пропедевтич.) обучение. В школах для умственно отсталых детей на нач. этапе обучения выделяется целый пропедевтич. период, заполненный кор-рекц. мероприятиями. Особое внимание уделяется групповым или индивидуальным логопедич. занятиям; воспитываются навыки самообслуживания.
В мл. классах школ для глухих детей проводят спец. уроки предметно-практич. обучения. На этих занятиях дети овладевают широким кругом житейских понятий, у них формируются навыки ручного труда, активизируется потребность учащихся в общении, стимулируется развитие словесной речи.
В школе для детей с задержкой психич. развития введены коррекц. занятия — «знакомство с окружающим миром и развитие речи», — направленные на ликвидацию пробелов знаний, накопившихся в дошк. возрасте.
Занятия по общеобразоват. предметам направлены на развитие познания, в объеме и по форме близкого к тому, что получают дети в массовой школе. Трудовая подготовка в спец. школе имеет большое коррекц.-воспитат. значение. Она помогает детям овладеть доступной профессией и готовит их к общественно полезной деятельности.
Для осуществления задач К.-в. р. при необходимости создаются и применяются спец. учебники, уч. пособия, техн. средства обучения.
Лит.: Основы обучения и воспитания аномальных детей, под ред. А. И. Дьячкова, М., 1965; Дульнев Г. М., Уч.-воспитат. работа во вспомогат, школе, М., 1981; Обучение детей с задержкой психич. развития, под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Никашиной, М., 1981. См. также лит. при статьях Аномальные дети, Дефектология. JO. А. Кулагин.
Коррекц. направленность свойственна всей уч.-воспитат. работе, проводимой с аномальными детьми. Она строится с учетом характера нарушений развития и индивидуальных особенностей ребенка, однако ряд задач имеет общий характер и применим ко всем видам нарушений. Эти мероприятия направлены на развитие личности ребенка, на закаливание его организма, развитие движений, чувственного опыта и мышления, включение ребенка в посильный труд и др. Чем раньше начата коррекция нарушений, тем успешнее и полнее преодолевается дефект. К.-в. р. осуществляется полно и разносторонне уже в спец. дет. дошк. учреждениях, составляя специфич. содержание их программ.
В К.-в. р. со всеми категориями аномальных детей дошк. возраста преобладает процесс обучения, направленный на развитие и использование компенсаторных возможностей. Так, глухих детей необходимо обучить произношению, словесной речи, чтению. Слепого ребенка нужно учить ориентировке в пространстве, восприятию окружающего мира при помощи осязания и слуха. Воспитание с ле-поглухонемого ребенка начинается с обучения элементарным навыкам (прием пищи, ходьба, гигиенич. навыки и т. д.). Ребенка с любым видом нарушения развития необходимо обучить свойственному его возрасту виду деятельности — игре. Благодаря проводимой в дошк. учреждениях К.-в. р. аномальные дети к шк. возрасту получают подготовку для обучения в соответствующих типах спец. школ. Нек-рые дети, страдающие легкими нарушениями (напр., фонетич. нарушение речи), оказываются подготовленными к поступлению в массовую школу.
В спец. школах всех типов К.-в. р. осуществляется в ходе обучения всем общеобразоват. предметам. Кроме того, в мл. классах в той или иной форме проводится предварительное (пропедевтич.) обучение. В школах для умственно отсталых детей на нач. этапе обучения выделяется целый пропедевтич. период, заполненный кор-рекц. мероприятиями. Особое внимание уделяется групповым или индивидуальным логопедич. занятиям; воспитываются навыки самообслуживания.
В мл. классах школ для глухих детей проводят спец. уроки предметно-практич. обучения. На этих занятиях дети овладевают широким кругом житейских понятий, у них формируются навыки ручного труда, активизируется потребность учащихся в общении, стимулируется развитие словесной речи.
В школе для детей с задержкой психич. развития введены коррекц. занятия — «знакомство с окружающим миром и развитие речи», — направленные на ликвидацию пробелов знаний, накопившихся в дошк. возрасте.
Занятия по общеобразоват. предметам направлены на развитие познания, в объеме и по форме близкого к тому, что получают дети в массовой школе. Трудовая подготовка в спец. школе имеет большое коррекц.-воспитат. значение. Она помогает детям овладеть доступной профессией и готовит их к общественно полезной деятельности.
Для осуществления задач К.-в. р. при необходимости создаются и применяются спец. учебники, уч. пособия, техн. средства обучения.
Лит.: Основы обучения и воспитания аномальных детей, под ред. А. И. Дьячкова, М., 1965; Дульнев Г. М., Уч.-воспитат. работа во вспомогат, школе, М., 1981; Обучение детей с задержкой психич. развития, под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Никашиной, М., 1981. См. также лит. при статьях Аномальные дети, Дефектология. JO. А. Кулагин.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия