Коррекционно-воспитательная работа

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического развития умственно отсталых людей.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития, свойственных аномальным детям.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Коррекционно-воспитательная работа
система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Коррекционно-воспитательная работа направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности ребенка, охватывает все категории аномальных детей и осуществляется совместной деятельностью педагогов и врачей. Чем раньше начата коррекция нарушений, тем успешнее и полнее преодолевается дефект. Коррекционно-воспитательная работа осуществляется полно и разносторонне уже в специальных детских дошкольных учреждениях, составляя специфическое содержание их программ.

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
система специальных приемов и мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Термин К.-в. р. появился в конце XIX – начале XX вв. в связи с деятельностью М. Монтессори и О. Декроли, долгое время использовался применительно к работе лишь с умственно отсталыми детьми. В отечественной педагогике это понятие стало более широким: К.-в. р. направлена не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности ребенка, охватывает все категории аномальных детей и осуществляется совместной деятельностью педагогов и врачей.
- Коррекционная направленность свойственна всей учебно-воспитательной работе, проводимой с аномальными детьми. Она строится с учетом характера нарушений развития и индивидуальных особенностей ребенка, однако ряд задач имеет общий характер и применим ко всем видам нарушений. Эти мероприятия направлены на развитие личности ребенка, на закаливание его организма, развитие движений, чувственного опыта и мышления, включение ребенка в посильный труд и др. Чем раньше начата коррекция нарушений, тем успешнее и полнее преодолевается дефект. Осуществляется полно и разносторонне в специальных детских дошкольных учреждениях, составляя специфическое содержание их программ.
- В К.-в. р. преобладает процесс обучения, направленный на развитие и использование компенсаторных возможностей. Ребенка с любым видом нарушения развития необходимо обучить свойственному его возрасту виду деятельности – игре. Благодаря проводимой в дошкольных учреждениях К.-в. р. аномальные дети к школьному возрасту получают подготовку для обучения в соответствующих типах специальных школ. Некоторые дети, страдающие легкими нарушениями (напр., фонетическое нарушение речи), оказываются подготовленными к поступлению в массовую школу. В специальных школахвсех типов К.-в. р. осуществляетсяв ходе обучения всем общеобразовательным предметам. Кроме того, в младших классах в той или иной форме проводится предварительное (пропедевтическое) обучение. В школах для умственно отсталых детей на начальном этапе обучения выделяется целый пропедевтический период, заполненный коррекционными мероприятиями. Особое внимание уделяется групповым или индивидуальным логопедическим занятиям; воспитываются навыки самообслуживания.
- В младших классах школ для глухих детей проводят специальные уроки предметно-практического обучения. На этих занятиях дети овладевают широким кругом житейских понятий, у них формируются навыки ручного труда, активизируется потребность учащихся в общении, стимулируется развитие словесной речи.
- В школе для детей с задержкой психического развития введены коррекционные занятия – «знакомство с окружающим миром и развитие речи», – направленные на ликвидацию пробелов знаний, накопившихся в дошкольном возрасте. Занятия по общеобразовательным предметам направлены на развитие познания в объеме и по форме близкого к тому, что получают дети в массовой школе. Трудовая подготовка в специальной школе имеет большое коррекционно-воспитательной значение. Она помогает детям овладеть доступной профессией и готовит их к общественно полезной деятельности. Для осуществления задач К.-в. р. при необходимости создаются и применяются специальные учебники, учебные пособия, технические средства обучения (Российская педагогическая энциклопедия:В 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Рос. энцикл., 1993. – 608 с. – Т. 1: А–М. –1993. – С. 471–472). М. В. Удовенко

Источник: Глоссарий современного образования.

КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
система спец. приемов и мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Термин появился в кон. 19 — нач. 20 вв. в связи с деятельностью М. Монтессори и О. Декроли, долгое время использовался применительно к работе лишь с умственно отсталыми детьми. В отеч. педагогике это понятие стало более широким: К.-в. р. направлена не только на исправление отд. нарушений, но и на формирование личности ребенка, охватывает все категории аномальных детей и осуществляется совм. деятельностью педагогов и врачей.
Коррекц. направленность свойственна всей уч.-воспитат. работе, проводимой с аномальными детьми. Она строится с учетом характера нарушений развития и индивидуальных особенностей ребенка, однако ряд задач имеет общий характер и применим ко всем видам нарушений. Эти мероприятия направлены на развитие личности ребенка, на закаливание его организма, развитие движений, чувственного опыта и мышления, включение ребенка в посильный труд и др. Чем раньше начата коррекция нарушений, тем успешнее и полнее преодолевается дефект. К.-в. р. осуществляется полно и разносторонне уже в спец. дет. дошк. учреждениях, составляя специфич. содержание их программ.
В К.-в. р. со всеми категориями аномальных детей дошк. возраста преобладает процесс обучения, направленный на развитие и использование компенсаторных возможностей. Так, глухих детей необходимо обучить произношению, словесной речи, чтению. Слепого ребенка нужно учить ориентировке в пространстве, восприятию окружающего мира при помощи осязания и слуха. Воспитание с ле-поглухонемого ребенка начинается с обучения элементарным навыкам (прием пищи, ходьба, гигиенич. навыки и т. д.). Ребенка с любым видом нарушения развития необходимо обучить свойственному его возрасту виду деятельности — игре. Благодаря проводимой в дошк. учреждениях К.-в. р. аномальные дети к шк. возрасту получают подготовку для обучения в соответствующих типах спец. школ. Нек-рые дети, страдающие легкими нарушениями (напр., фонетич. нарушение речи), оказываются подготовленными к поступлению в массовую школу.
В спец. школах всех типов К.-в. р. осуществляется в ходе обучения всем общеобразоват. предметам. Кроме того, в мл. классах в той или иной форме проводится предварительное (пропедевтич.) обучение. В школах для умственно отсталых детей на нач. этапе обучения выделяется целый пропедевтич. период, заполненный кор-рекц. мероприятиями. Особое внимание уделяется групповым или индивидуальным логопедич. занятиям; воспитываются навыки самообслуживания.
В мл. классах школ для глухих детей проводят спец. уроки предметно-практич. обучения. На этих занятиях дети овладевают широким кругом житейских понятий, у них формируются навыки ручного труда, активизируется потребность учащихся в общении, стимулируется развитие словесной речи.
В школе для детей с задержкой психич. развития введены коррекц. занятия — «знакомство с окружающим миром и развитие речи», — направленные на ликвидацию пробелов знаний, накопившихся в дошк. возрасте.
Занятия по общеобразоват. предметам направлены на развитие познания, в объеме и по форме близкого к тому, что получают дети в массовой школе. Трудовая подготовка в спец. школе имеет большое коррекц.-воспитат. значение. Она помогает детям овладеть доступной профессией и готовит их к общественно полезной деятельности.
Для осуществления задач К.-в. р. при необходимости создаются и применяются спец. учебники, уч. пособия, техн. средства обучения.
Лит.: Основы обучения и воспитания аномальных детей, под ред. А. И. Дьячкова, М., 1965; Дульнев Г. М., Уч.-воспитат. работа во вспомогат, школе, М., 1981; Обучение детей с задержкой психич. развития, под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Никашиной, М., 1981. См. также лит. при статьях Аномальные дети, Дефектология. JO. А. Кулагин.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
235.34 кб

Организация коррекционно-развивающей и воспитательной работы по формированию игровой деятельности у

Тарабрина Ирина Викторовна
В статье рассматривается основная методика организации коррекционно-развивающей и воспитательной работы с помощью игровой деятельности у детей школьного возраста с умственным отставанием, условия развития игровой деятельности, осн
Читать PDF
331.52 кб

Современные требования и подходы коррекционно-воспитательной работы в процессе организации деятельно

А.В. Кудрявцева, И.В. Кудрявцева
Читать PDF
754.39 кб

Коррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учре

Иванова Светлана Валерьевна
В статье анализируются причины возникновения агрессивности. Разработана специализированная система поведения и коррекционной работы, предназначенной для работы с детьми агрессивного поведения в социальной адаптации.