КОРОЛЁВ Федор Филиппович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КОРОЛЁВ Федор Филиппович (1898-1971)
теоретик и историк педагогики, действительный член АПН РСФСР (1965) и АПН СССР (1968), доктор педагогических наук (1959), профессор (1961). Вел научную и преподавательскую деятельность в образовательных учреждениях Москвы, в т.ч. АКВ им. Н.К. Крупской, Центральном НИИ детского коммунистического движения и др. В 1950-65 в НИИ теории и истории педагогики АПН (с 1960 директор). Зав. отделом (с 1948) и гл. редактор (с 1963) журнала "Советская педагогика". Предпринял попытку проанализировать развитие современной отечественной педагогики как целостный процесс в контексте ее связи с историей и зарубежным опытом. Предложил периодизацию истории советской школы. Автор трудов по марксистско-ленинской педагогике: "В.И. Ленин и педагогика" (1971), "Методологические проблемы марксистско-ленинской педагогики" (совместно с А.М. Арсеньевым). Руководил подготовкой коллективного фундаментального труда "Общие основы педагогики" (1967). Инициатор публикаций творческого наследия отечественных педагогов, незаслуженно забытых или необоснованно репрессированных в 30-е гг. — выдающийся ученый, методолог и теоретик новой отечественной школы и педагогики, крупнейший историк педагогики. (Шамова Т.И. Избранное. Сост. Т.Н. Зубрева, Л.М. Перминова, П.И. Третьяков. - М., 2004. -27) См. также Шамова

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КОРОЛЁВ Федор Филиппович
19.9 (1.10).1898, с. Березки, ныне Могилев-ской обл., — 13.6.1971, Москва], теоретик и историк педагогики, д. ч. АПН СССР (1968; д. ч. АПН РСФСР с 1965), д-р пед. наук (1959), проф. (1961). Окончил Суражскую учительскую семинарию (1917) и Высш. науч.-пед. курсы при 2-м МГУ (1929). Пед. деятельность начал в 1925. С 1927 преподавал в пед. техникуме при 1-й опытной станции Наркомпро-са, руководимой С. Т. Шацким, в Центр. ИПК педагогов (с 1930 — декан ф-та). Вел науч. работу в АКБ, Центр. НИИ дет.
коммунистич. движения (зам. директора в 1932—34) и в Моск. , вузах. В 1928- 1932 чл. ГУСа Наркомпроса РСФСР. В 1934—41 директор ИПК инж.-техн. работников Наркомата легкой пром-сти СССР. С 1948 заведовал отделом в журн. ч Советская педагогика», с 1963 — гл. редактор. В 1950—65 в НИИ теории и истории педагогики АПН (с 1960 директор).
Ранние работы посвящены теории детского коммунистич. движения (к-рую К. рассматривал как особое направление в сов. пед. науке), воспитанию школьников, вопросам политехнизма. Став в нач. 60-х гг. одним из руководителей пед. науки в СССР, сосредоточил внимание на ее общих теоретич. основах. Не отходя от офиц. идеологич. установок, последовательно выступал за повышение методо-логич. уровня пед. исследований, расширение подходов к пед. проблематике с учетом дифференциации и интеграции науч. знания. К. руководил подготовкой коллективного фундаментального труда «Общие основы педагогики» (1967, соре-дактор с В. Е. Гмурманом), в к-ром поставлены принципиальные вопросы развития отечеств, пед. теории. К ним были обращены монография «В. И. Ленин и педагогика» (1971) и кн. «Методологические проблемы марксистско-ленинской педагогики» (1971, совм. с А. М. Арсеньевым).
Обращался к разл. актуальным проблемам истории педагогики, методологии и методов ист.-пед. исследований. Предложил периодизацию истории сов. школы (1917 — лето 1918; 1918—20; 1921—31; 1931—40, 1941—45, 1945 — кон. 50-х гг.), позволившую более детально рассматривать процесс перестройки и развития нар. образования после Окт. революции. Подчеркивал прогностич. значение истории педагогики в решении совр. задач. Стремился объективно проанализировать развитие отечеств, пед. науки как целостный процесс, преодолеть нек-рые негативистские по отношению к отечеств, и зарубежному наследию тенденции сов. историографии педагогики 40-х — нач. 50-х гг. В «Очерках по истории сов. школы и педагогики. 1917—1920» (1958) К. в полемичной форме дал науч. оценку истории сов. школы и педагогики этого периода, объективно показал имевшиеся ошибки. Им были выделены разл. направления в пед. теории этого периода.
К. принадлежит заслуга ознакомления новых поколений с творчеством отечеств, педагогов, незаслуженно забытых или ставших жертвами репрессий 30-х гг. (П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, К. Н. Вентцель, А. П. Пинкевич и др.).
Будучи гл. ред. «Советской педагогики», превратил журнал в своеобразный науч. центр. организовал широкий авторский актив с привлечением специалистов разл. областей знания, учителей, писателей. Под руководством К. журнал стал освещать проблемы пед. психологии и социологии, вузовской, производств. педагогики.
Соч.: Воспитательные задачи школы, М., 1930 (соавт.); Дет. коммунистич. движение. Его сущность и задачи, М. — Л., 1930; Против антиленинской теории отмирания школы, М., 1932; Сов. школа в период Социалистич. индустриализации, М., 1959; Очерки по истории сов. школы и педагогики, 1921 — 1931, М., 1961 (соавт.); Нар. образование в СССР. 1917 — 1967, М., 1967 (соавт.); Педагогика. Уч. пособие, М., 1968 (соавт.); Развитие осн. идей сов. педагогики, М., 1968.
Лит.: Зайчикова Т., Ф. Ф. Королев, СП, 1981, №6;Колмакова M. H., Ф. Ф. Королев — ученый, педагог, журналист, СП, 1989, № 2; Ф. Ф. Королев. Био-библиографич. указатель, М., 1987,
М. В. Богуславский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
264.34 кб

Федор Филиппович королев: портрет на фоне поколения ученых-фронтовиков

Богуславский Михаил Викторович