КОРЧАК ЯНУШ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КОРЧАК Януш
(1878–1942) – польский педагог, публицист и общественный деятель. Основные работы: «Современная школа», «Школа жизни» и др. Исходный тезис педагогической концепции Корчака – ребёнок и его право. Цель воспитания – полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребёнка, формирование его личности в духе идеалов добра, красоты и свободы, личности, обладающей внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства. Ребёнок рассматривается как субъект воспитания: «…воспитания без участия в нем самого ребёнка не существует».

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

КОРЧАК ЯНУШ
(1878–1942) (настоящее имя – Генрик Гольдшмидт), польский педагог, детский писатель, публицист и общественный деятель. Работал врачом в детской больнице после окончания медицинского факультета Варшавского университета, работал воспитателем в детских летних колониях; директор “Дома сирот” в Варшаве (1911). Разработал собственную концепцию детства и путей формирования ребенка как личности. Цель воспитания – полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование его личности в духе идеалов добра, красоты и свободы, личности, обладающей внутренней самостоятельностью и чувством собственного достоинства. Детство – это не подготовительный этап взрослой жизни, детство – это и есть жизнь. Основные работы: “Школа жизни” (1908), “Как любить детей” (1914), “Воспитательные моменты” (1919), “Интернат” (1922), “Право ребенка на уважение” (1929), “Шутливая педагогика” (1939) и др.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

КОРЧАК Януш (Генрик ГОЛЬДШМИТ)
1878-1942) – польский педагог-гуманист, не пожелавший оставить своих воспитанников и погибший вместе с ними в концлагере. Основные произведения: «Воспитательные моменты», «О школьной газете», «Право ребенка на уважение», «Как любить ребенка», «Правила жизни», «Шутливая педагогика». В своей пед. деятельности старался изменить подход к детству таким образом, чтобы утвердить свободу и достоинство личности ребенка. Целью воспитания ставил полное, свободное и гармоничное развитие каждого конкретного ребенка, формирование личности, свободной от конформизма и эгоцентризма. К. считал детство самоценным, подлинным, а не предварительным этапом жизни, а ребенка — полноценным, только с иным масштабом понятий, опыта, чувств человеком. Признавая ребенка субъектом воспитания, К. призывал в работе с детьми осуществлять индивидуальный подход, создавать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, любви и уважения. Все эти идеи находили практическое применение в жизни «Дома сирот» в Варшаве, к-рым К. руководил до конца своих дней.

Источник: Педагогический словарь

КОРЧАК ЯНУШ (1878 или 1879-1942)
польский педагог, детский писатель, общественный деятель. Получил медицинское образование и первоначально работал врачом-педиатром в Варшаве, а также воспитателем в детских колониях. В 1911 директор "Дома сирот" в Варшаве. Свою концепцию воспитания изложил в книге "Как любить детей", написанной во время 1-й мировой войны на фронте (2-я часть "Интернат" издана в 1922 в СССР). В 20-30-х гг. опубликовал ряд книг о воспитании, а также статьи и художественные произведения для детей: "Король Матиуш I" (1923; рус. пер. 1924), "Когда я снова стану маленьким" (1925), "Упрямый мальчик. Жизнь Л. Пастера" (1938) и др. В период гитлеровской оккупации пытался сохранить "Дом сирот", который в 1940 был перемещен в варшавское гетто. Там написал "Дневник" (1942). В августе 1942 вместе с воспитанниками и всем персоналом "Дома сирот" погиб в концлагере Треблинки. Исходный тезис педагогической концепции К. - ребенок и его благо. К. утверждал идеи полноценности ребенка как человека и личности. Цель воспитания - полное, свободное и гармоничное развитие способностей каждого конкретного ребенка, формирование его личности в духе идеалов добра, красоты, свободы. Необходимое условие воспитания - создание в семье атмосферы доброжелательности и доверия, защиты ребенка от насилия. Стержнем воспитательной системы К. было пробуждение в ребенке потребности к самопознанию, самооценке, самоконтролю и воли к самоусовершенствованию. Большое значение К. уделял демократически организованному и самоуправляемому детскому коллективу.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КОРЧАК Януш
псевд.; наст. имя и фам. — Генрик Гольдшмит) [22.7.1878 (1879?), Варшава, — 6.8(7). 1942, Треблинка], польск. педагог, дет. писатель, публицист. и обществ. деятель. В 1905 окончил мед. ф-т Варшавского ун-та по специальности врач-педиатр. 8 лет работал врачом в дет. больнице в Варшаве, одновременно вел активную обществ. и лит. деятельность (кн.: «Совр. школа», 1905, «Школа жизни», 1908, и др.), работал воспитателем в дет. летних колониях (впечатления отражены в кн. «Моськи, Йоськи и Срули», 1910, и«Юзьки, Яськи и Франки», 1910). В 1911 директор «Дома сирот» в Варшаве. Осмысливая современную ему практику семейного и обществ. воспитания, опирался на педагогику, психологию, социологию и медицину. К. вырабатывал. собств. концепцию детства и путей формирования ребенка как личности. Концепция К. изложена в его кн. «Как любить детей», написанной во время 1-й мировой войны на фронте (2-я ч. этой книги «Интернат» издана в СССР в 1922 с пре-дисл. Н. К. Крупской). После окончания войны и возвращения в Варшаву К. руководил дет. приютами («Дом сирот» и «Наш дом»), преподавал в Ин-те спец. педагогики, Свободном польск. ун-те, пед. уч-ще, выступал как эксперт в суде по делам несовершеннолетних, сотрудничал в разл. журналах, редактировал дет. газ. «Малый обзор», выступало беседами по радио и т. д.
К. выпустил ряд книг о воспитании, в т. ч. «Воспитательные моменты» («Мо-menty wychowawcze», 1919), «О шк. газете »(«О gazetce szkolnej», 1921), «Право ребенка на уважение »(«Pra wo dziecka do szacunku», 1929), «Правила жизни» («Рга-widta zycia», 1930), «Шутливая педагогика» («Pedagogika zartobliwa», 1939), а также много статей, опубл. в разл. пед. журналах, и худож. произв. для детей и о детях: «Король Матиуш I» (1923, рус. пер. 1924), «Король Матиуш на безлюдном острове» (1923), «Банкротство юного Джека» (1924, в рус. пер. «Джек-кооператор», 1929), «Когда я снова стану маленьким» (1925), «Кайтусь-волшебник» (1935), «Упрямый мальчик. Жизнь Л. Па-стера»(1938) и др. В период гитлеровской оккупации К. пытался сохранить «Дом сирот», к-рый в кон. 1940 был перемещен на терр. варшавского гетто. Там в 1942 он написал «Дневник». Отклонив предложения о побеге, К. в авг. 1942 вместе с 200 своими воспитанниками и всем персоналом «Дома сирот» погиб в газовых камерах концлагеря Треблинки.
Исходный тезис пед. концепции К. — ребенок и его благо. Ребенок — самостоятельная, независимая от другой воли личность. Вопреки представлению, что ребенок — лишь будущий человек, а детство — подготовит. этап взрослой жизни, К. утверждал идеи полноценности ребенка как человека, самоценности детства как подлинного, а не предварит. этапа «настоящей» жизни. Вытекающая отсюда равноценность ребенка и взрослого означала признание права ребенка быть тем, кто он есть, — права на индивидуальность, права на уважение его человеческого достоинства. А это требует полной и решит, ломки существующего неравноправного отношения к ребенку, пренебрежения к нему, манипулирования его личностью, проявляющихся как в бесцеремонности родителей, так и в тотальной нивелировке детей гос-вом.
Цель воспитания — полное, свободное и гармоничное развитие внутр. сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование его личности в духе идеалов добра, красоты и свободы, личности, обладающей внутр. самостоятельностью и чувством собств. достоинства. Необходимым условием этого является создание (в семье или в дет. коллективе) атмосферы доброжелательности, взаимной откровенности и доверия, гарантирующей защищенность ребенка от насилия, стабильность его положения и свободу, удовлетворение его интересов и потребностей (особенно эмоциональных). Стержнем воспитат. системы К. было пробуждение в ребенке потребности к самопознанию, самооценке, самоконтролю и воли к самоусовершенствованию. Ребенок рассматривается как субъект воспитания: «воспитания без участия в нем самого ребенка не существует». Условие и мощный фактор эффективности этого процесса — демократически организованный самоуправляемый дет. коллектив, обеспечивающий полноту жизни ребенка; включение его в нормы коллективной социальной жизни, коррекцию его поведения (через обществ. мнение), направление его самовоспитания. Соответственно строилась и работа воспитателя, особое значение в к-рой имели умение наблюдать за ребенком, понимать мотивы его поведения (вживаться в мир дет. переживаний), строить свои отношения с ним на основе разумной любви и уважения. В дет. коллективе усилия воспитателя направлены на организацию его на демокр. принципах, создание положит. психол. атмосферы, организацию воспитывающих ситуаций.
Соч.: Wybor pism pedagogicznych, t. 1—2, Warsz., 1957—58; Pisma wybrane, t. 1—4, Warsz., 1978; Mysl pedagogiczna J. Korczaka. Nowe zfodla, Warsz., 1983; в рус. пер. — Избр. пед. произв., М., 1966; Избр. пед. произв., М., 1979; Пед. наследие, М., 1990; Как любить ребенка, М., 1990.
Лит. — М а з у p П. И., Сердца, отданные детям: Я. Корчак и В. А. Сухомлинский, НШ, 1978, № 9; III а б а с в а М., Я. Корчак и его пед. теория, НО, 1978, № 11; III л е н-закона А., Я. Корчак, пер. с польск., Варшава. 1978; E Андреева Е. П., Г у-р с в и ч В. М.], Пед. наследие Я. Кор-чака. Библиографич. указатель, М., 1978; № с w с r l у I., Zywe wia. zanie, Warsz.; Binczycka J., Gorzelek K., O pedagogike jako nauke o czlowieku, Ka-towice, 1979; Lewin A., Tworcza konty-nuacja dzieta pedagogicznego J. Korczaka, Warsz., 1979; Mortkowicz-Olcza-kowa H., J. Korczak, Warsz., 1978; W cito s z у n S., Korczak, Warsz., 1978; Wspom-nienia p J. Korczaku, Warsz., 1981; J. Korczak. Zycie i dzielo, Warsz., 1982; D e feil ick i K., Korczak z bliska, Warsz., 1985. M. H. Кузьмин.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
305.09 кб

Педагогическая концепция Януша Корчака

Каминьска Малгожата
Статья является попыткой переосмысления педагогической концепции Януша Корчака и представляет авторское понимание роли ребенка и педагога в воспитании на основе оригинальных текстов писателя, научных трудов и публикаций, адресован
Читать PDF
468.70 кб

Уроки любви к детям Януша Корчака. Часть 1

Виневская Анна Вячеславовна, Очирова Валентина Батуевна
В статье представлено исследование деятельности Я. Корчака с позиции системно-векторной психологии Ю. Бурлана. Сделан акцент на раскрытии творческих и профессиональных качеств, определяющих становление выдающейся личности.
Читать PDF
366.58 кб

Уроки любви к детям Януша Корчака. Часть 2

Виневская А.В., Очирова В.Б.
Предлагаемая читателю вторая часть исследования жизни и деятельности Януша Корчака посвящена изучению его писательского и педагогического творчества.
Читать PDF
379.42 кб

Сказка о короле Матиуше Первом как социально-педагогическая антиутопия Януша Корчака

Куприянов Борис Викторович
В тексте статьи автор, интерпретируя сказку Януша Корчака о короле Матиуше Первом, размышляет о возможности гуманизации воспитания, о вечных противоречиях между взрослыми и детьми, о смысле и драме педагогической профессии.
Читать PDF
313.03 кб

Гуманизация воспитания как утопия (в социально-педагогической антиутопии Януша Корчака)

Куприянов Борис Викторович
В тексте статьи автор, интерпретируя сказку Януша Корчака о короле Матиуше Первом, размышляет о возможности гуманизации воспитания, о вечных противоречиях между взрослыми и детьми, о смысле и драме педагогической профессии.
Читать PDF
1.02 мб

Роман «Король Матиуш Первый» Януша Корчака средство для обогащения литературных знаний студентами пе

Терзиева Маргарита Тодорова, Капинова Елизавета Самойловна, Соколов Иван Василев