КОПИЛКА

Найдено 1 определение
КОПИЛКА
кружка, ящичек или фигурка с узкой щелью для опускания монет с целью сбережения, накопления их.
О конце 1880-х гг.: «И Олег, и Нелли, и другие все имели свои копилки и хранили в них деньги… Пересчитывают дети новенькие деньги… Теперь начинаются разговоры. Всем дано по рублю, половину следует отложить в копилки, а на другую можно бы чего вкусного купить» (Крашенинников, [1925] 1991; 99, 101). О начале 1900-х гг.: «[10-летняя] Лёля сказала: “Из моей копилки я возьму три рубля. Я думаю, что нам хватит этих денег”. Стёпка сказал: “Три рубля нам, безусловно, хватит, потому что нам деньги нужны только лишь на покупку семечек и конфет….”» (Зощенко, [1939] 1968–1, 235).
О девочке в Петербурге в перв. пол. 1910-х гг.: «Глиняная кошка-копилка вскоре была разбита, все накопленные медяки и серебряный полтинник были пущены в дело» (Александрова, [1975] 1978, 7).
О вт. пол. 1940-х гг.: «Долго шестилетний сын упрашивал меня купить ему велосипед. Но денег у меня не было: большая семья, да и время – это было сразу после войны – нелёгкое. “Я куплю тебе копилку, – сказала я ему, – ты будешь складывать в неё деньги. А когда она наполнится, мы вынем эти деньги и купим тебе велосипед”. Мальчик согласился. Я купила на Даниловском рынке большую чёрную кошку с дыркой в голове, поставила её на комод, дала сыну несколько пятаков, и он, очень довольный, сам опустил их в копилку. С этого момента чёрная кошка начала богатеть не по дням, а по часам, так как хозяин копилки развил… бурную деятельность по добыче пятаков… Стоило только отцу прийти с работы домой, как мальчик уже направлялся к нему с протянутой рукой. “Папа, дай пятачок, кошка просит”… Зайдет к нам, бывало, ктонибудь из соседей или знакомых – мальчик бежит к нему и начинает хвастаться своей копилкой: “Вот какая у меня кошечка. Она деньги любит”. Медь и серебро летели в копилку со всех сторон… Часто я ловила сына на том, что он подолгу изучает свою черную кошку: то потрясет её, прислушиваясь к звону монет, то возьмет увеличительное стекло, поднесет копилку к окну и начинает разглядывать через щель её недра. Так незаметно с помощью добрых людей, а точнее – папы и мамы, шестилетний мальчик превращался в стяжателя. Однажды утром ко мне постучала одна из моих соседок и сообщила: “Ваш сынок стоит у молочного магазина с протянутой рукой и просит милостыню”… …Я тихо подошла к нему и измененным голосом спросила: “Мальчик, что ты тут делаешь?”… А сын плакал около меня и оправдывался: “Мама, это я для копилки собирал деньги, чтобы она быстрее наполнилась”. Вот к чему привела эта затея с копилкой! Вернувшись домой, я взяла с комода чёрную кошку и бросила ее на пол. Мальчик долго стоял и смотрел на черепки, которые валялись у его ног. “Не жалей эту кошку, – успокаивала я расстроенного сына. – Мы разбили с тобой копилку, которая превратила тебя в попрошайку…” С тех пор я никогда не заводила копилок. И каждый раз, когда я вижу копилки в других домах, они мне напоминают маленького мальчика в меховой шубке с протянутой рукой» (Володяева, 1960, 52). Об ученике шестого класса, живущем в нач. 1950-х гг. в рабочем посёлке: «И еще к одной вещи был Сергей неравнодушен, потому что была она чисто городской – к большому гипсовому льву-копилке, занимавшему половину подоконника. Мать купила льва на базаре, когда они ездили в Энск… И вот на том шумном городском базаре… купила мать копилку – тяжелого гипсового льва… С головы до хвоста зверь был покрашен в коричневый цвет. Широко раскрытая пасть была ярко-красной… Но больше всего удивили Сергея глаза. Голубые… А кореец-торговец был доволен своими львами, ставшими в ряд возле его ног на цветном лоскуте. Он улыбался беспрестанно… всем, кто останавливался возле него… И мать, хотя Сергей и не просил об этом, вдруг купила ему голубоглазого льва, который вот теперь самодовольно уселся на подоконнике. Всякий раз, в получку, мать давала Сергею двадцать копеек, и он бросал их в ненасытную пасть. Иногда мать сама бросала туда сложенные рублёвки, но это случалось редко. Однако лев успел потяжелеть и от серебра. И трясти его было уже не просто. А приходилось. Особенно когда хотелось в кино, а мать денег не давала. Тогда он вставлял в пасть льва ножик и осторожно по лезвию вытряхивал монеты. Научил этому прежний его приятель Сашка Козлов, с которым они дружили хорошо и долго и который прошлым летом навсегда уехал из их поселка со своими родителями в Донбасс...» (Муссалитин, 1985)
О середине 1950-х гг.: «Катя задумалась на минутку. “Вот глупая!” – вдруг сказала она сама себе и схватила с этажерки глиняную свинью-копилку, в которой копились деньги на “волшебный фонарь”. Она долго трясла свинью над столом, пока не натрясла пригоршню меди и серебра» (Гернет, Ягдфельд, [1957] 1959, 21).
О конце 1950-х гг.: «…Глиняная птица… / Будто круглые очки, / У неё глазищи, / И глотает пятачки / Птица вместо пищи. / Опустил монету, был пятак – и нету!... / Я разбил эту сову…» (Барто, [1961], 1969–2, 102)
О нач. 1960-х гг.: «…Можно вытряхнуть из своей копилки все монеты, купить две ириски “Ледокол” и выменять фантики на бумажку от “Мишки на Севере”» (Цюрюпа, 1964, 14).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
5.33 мб

Профориентационная «Копилка»

О. Н. Сергеева, Е. В. Понамарева
Читать PDF
250.94 кб

В методическую копилку педагога: критический анализ аудиовизуальных медиатекстов

Михалева Г. В.
Современное медиаобразование как одно из направлений в педагогической науке реализуется в неразрывном единстве теории и практики.
Читать PDF
173.40 кб

В методическую копилку педагога музыки: развитие медиаграмотности младших школьников посредством циф

Хитцова Наталья Геннадьевна
В статье представлена авторская образовательная программа «Музыкальная компьютика» для учащихся младшего школьного возраста музыкальных школ.
Читать PDF
3.73 мб

Нестандартный урок грамматики русского языка как иностранного (в методическую копилку преподавателя

Ефремова Марина Алексеевна, Королева Илона Анатольевна
Анализируется организация нестандартных форм работы на уроках по предмету «Практическая грамматика русского языка» в иноязычной аудитории.