КОНСУЛЬТАЦИЯ
КОНСУЛЬТАЦИЯ
дополнительная помощь преподавателя учащимся в усвоении предмета.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
(лат. consultare советоваться, заботиться) одна из форм учебных занятий, беседа преподавателя с обучающимися с целью углубления их знаний.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
печатное или устное разъяснение специалиста, преподавателя, методиста по сложному и актуальному теоретическому или методическому вопросу, проблеме.
Консультация
совет, разъяснение специалиста по какому-либо вопросу; один из видов учебного занятия – беседа преподавателя с учащимися с целью расширения и углубления их знаний; совещание специалистов по какому-либо делу, вопросу.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
(от лат. consultare – совещаться, советоваться). Один из видов учебных занятий; беседа преподавателя с учащимися с целью расширения и углубления их знаний, навыков, умений. К. обычно проводится во внеурочное время. Различают текущие и итоговые, групповые и индивидуальные К.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
КОНСУЛЬТАЦИЯ
письменное или устное разъяснение специалиста, преподавателя, методиста по сложному теоретическому, методическому вопросу, проблеме. Консультация – важная форма учебной работы, необходимая предпосылка плодотворного самостоятельного изучения той или иной темы. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
КОНСУЛЬТАЦИЯ (от лат. consultatio - совещание)
1. совет, даваемый специалистом. 2. Один из видов учебных занятий - дополнительная помощь преподавателя учащимся в усвоении предмета. 3. Совещание специалистов по к.-л. вопросу. 4. Учреждение, оказывающее помощь населению советами специалистов (например, юридическая консультация, детская консультация).
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
КОНСУЛЬТАЦИЯ
(от франц. consultation; лат. consultatio – совещание, рассмотрение; запрашивание совета) – совет, разъяснение, даваемые специалиста; совет специалиста по какомулибо вопросу, одна из форм учебных занятий; совещание специалистов по какомулибо вопросу; учреждение для оказания помощи населению советами специалистов по тем или иным практическим вопросам.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
КОНСУЛЬТАЦИЯ
лат. consultatio, от consultare — совещаться, советоваться) — 1) форма организации процесса обучения вне урока для одного или группы учащихся по выяснению непонятных или сложных вопросов, тем, разделов программы в процессе изучения учебной дисциплины; 2) форма руководства учебной деятельностью, практикуемая при обучении на расстоянии, в том числе заочном; как правило, осуществляется в ходе прямого контакта обучающего и обучаемого, когда даются разъяснения по наиболее сложным вопросам изучаемого материала.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
КОНСУЛЬТАЦИЯ
(от лат. consultatio — ‘совещание’) — 1. Совещание равноправных участников коммуникации, решающих какую-л. проблему совместными усилиями. Такая К. — жанр политической сферы, в его рамках происходит выявление позиций и выработка общей, согласованной позиции, напр.: Премьер-министр проводит консультации с представителями различных фракций парламента. Этот жанр близок к медицинскому консилиуму.
2. Сложный информативный устный жанр (речевое событие), предполагающий неравноправность участников: один из них — консультант — превосходит консультируемого осведомлённостью, поэтому последний задаёт вопросы, а консультант наряду с чисто информативными жанрами (ответы, сообщения) может использовать императивные (инструкция, поучение, совет). Такие К. характерны для научного и учебного общения: К. получает от преподавателя ученик, студент, менее опытный преподаватель и т.п. Описываются такие речевые действия глаголом консультировать или отглагольным существительным консультирование/консультация (ср.: юридическая, женская К.; получить К., воспользоваться К).
В деловом общении гражданин может обратиться за К. к юристу (соответствующее учреждение так и именуется юридическая консультация), человек, имеющий проблемы со здоровьем, — к врачу (медицинская консультация).
Разумеется, такого рода ситуации возможны и в обыденном общении, однако для их описания предпочитают использовать глагол посоветоваться (возможны и выражения типа вам надо посоветоваться с врачом, со специалистом).
Лит.: Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М., 1975; КРРЭСС. М., 2003; Современная русская научная речь. Т.1. Красноярск, 1985.
Т В. Шмелёва
2. Сложный информативный устный жанр (речевое событие), предполагающий неравноправность участников: один из них — консультант — превосходит консультируемого осведомлённостью, поэтому последний задаёт вопросы, а консультант наряду с чисто информативными жанрами (ответы, сообщения) может использовать императивные (инструкция, поучение, совет). Такие К. характерны для научного и учебного общения: К. получает от преподавателя ученик, студент, менее опытный преподаватель и т.п. Описываются такие речевые действия глаголом консультировать или отглагольным существительным консультирование/консультация (ср.: юридическая, женская К.; получить К., воспользоваться К).
В деловом общении гражданин может обратиться за К. к юристу (соответствующее учреждение так и именуется юридическая консультация), человек, имеющий проблемы со здоровьем, — к врачу (медицинская консультация).
Разумеется, такого рода ситуации возможны и в обыденном общении, однако для их описания предпочитают использовать глагол посоветоваться (возможны и выражения типа вам надо посоветоваться с врачом, со специалистом).
Лит.: Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М., 1975; КРРЭСС. М., 2003; Современная русская научная речь. Т.1. Красноярск, 1985.
Т В. Шмелёва
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
форма организации учебного процесса (см. педагогический процесс) вне аудиторных занятий для одного или группы обучающихся по выяснению непонятных или сложных вопросов, тем, разделов программы в процессе изучения учебной дисциплины. Место консультации в учебном процессе (см. педагогический процесс) определяется качеством усвоения учебной программы обучающимся (обучающимися). Вместе с тем, консультация – это не только средство компенсации недоработок педагога во время аудиторных занятий. Это составная часть процесса обучения, органически связанная с изучением нового материала, его осмыслением, закреплением и применением. Роль консультаций в учебном процессе стала расти, особенно в последние годы в связи с тем, что педагоги стали шире применять нетрадиционные формы организации обучения: конференции, игры и др., а также системы форм (например: лекция – практическое занятие – семинар – зачет). Различают следующие виды консультаций. Вводные или предварительные консультации – предшествуют изучению материала на аудиторных занятиях. Текущие консультации проводятся параллельно с изучением учебной программы с целью коррекции отдельных учебных умений обучающихся, более глубокого рассмотрения наиболее важных и сложных вопросов изучаемого материала. Заключительные консультации проводятся после изучения отдельной темы или раздела программы. Консультации могут быть обзорными и тематическими. Заключительные консультации бывают обзорными, а текущие, как правило, тематическими. Традиционная форма проведения консультации (обучающиеся задают вопросы, а преподаватель отвечает) далеко не всегда эффективна. Поэтому обучающимся предлагается заранее в специальный ящик подавать вопросы и затем, выбрав наиболее интересные и трудные, готовить консультантов из числа самих обучающихся. В этом случае, как показывает опыт, обеспечивается более высокая отдача от консультации. Литература: [51].
КОНСУЛЬТАЦИЯ
форма организации процесса обучения вне урока для одного или группы учащихся по выявлению непонятных или сложных вопросов, тем, разделов программы в процессе изучения учебной дисциплины.
Место К. в учебном процессе определяется качеством усвоения учебной программы учащимися. Вместе с тем, К. это не только средство компенсации недоработок педагога во время урока. Это составная часть процесса обучения, органически связанная с изучением нового материала, его осмыслением, закреплением и применением. Роль К. в учебном процессе стала увеличиваться особенно в последние годы в связи с тем, что педагоги стали шире применять нетрадиционные формы организации обучения: лекции, семинары, конференции, игры и др., а также системы форм (например: лекция – практическое занятие – семинар – зачет).
Различают следующие виды К.
Вводные или предварительные К. – предшествуют изучению материала на уроках. Текущие К. проводятся параллельно с изучением на уроках учебной программы с целью коррекции отдельных учебных умений учащихся, более глубокого рассмотрения наиболее важных и сложных вопросов изучаемого материала. Заключительные К. проводятся после изучения отдельной темы или раздела программы. К. могут быть обзорными и тематическими.
Заключительные К. бывают обзорными, а текущие, как правило, тематическими.В профессиональных учебных заведениях проводятся К. межпредметного и межциклового характера. На таких консультациях осуществляется взаимосвязь общего и профессионального образования. Преподаватель основного предмета устанавливает связь с педагогами смежных дисциплин, определяет с ними вопросы, которые требуется обсудить.
Традиционная форма проведения консультации (учащиеся задают вопросы, а преподаватель отвечает) далеко не всегда эффективна. Поэтому с целью активизации учащихся применяют такой педагогический прием: учащимся предлагают заранее в специальный ящик подавать вопросы и затем, выбрав наиболее интересные и трудные, готовят консультантов из числа самих учащихся. В этом случае, как показывает опыт, обеспечивается более высокая отдача от консультации.
Лит.: Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. – Иркутск, 1980; Основы дидактики
/ Под ред. Б.П. Есипова. – М., 1967.
В.А. Скакун
Место К. в учебном процессе определяется качеством усвоения учебной программы учащимися. Вместе с тем, К. это не только средство компенсации недоработок педагога во время урока. Это составная часть процесса обучения, органически связанная с изучением нового материала, его осмыслением, закреплением и применением. Роль К. в учебном процессе стала увеличиваться особенно в последние годы в связи с тем, что педагоги стали шире применять нетрадиционные формы организации обучения: лекции, семинары, конференции, игры и др., а также системы форм (например: лекция – практическое занятие – семинар – зачет).
Различают следующие виды К.
Вводные или предварительные К. – предшествуют изучению материала на уроках. Текущие К. проводятся параллельно с изучением на уроках учебной программы с целью коррекции отдельных учебных умений учащихся, более глубокого рассмотрения наиболее важных и сложных вопросов изучаемого материала. Заключительные К. проводятся после изучения отдельной темы или раздела программы. К. могут быть обзорными и тематическими.
Заключительные К. бывают обзорными, а текущие, как правило, тематическими.В профессиональных учебных заведениях проводятся К. межпредметного и межциклового характера. На таких консультациях осуществляется взаимосвязь общего и профессионального образования. Преподаватель основного предмета устанавливает связь с педагогами смежных дисциплин, определяет с ними вопросы, которые требуется обсудить.
Традиционная форма проведения консультации (учащиеся задают вопросы, а преподаватель отвечает) далеко не всегда эффективна. Поэтому с целью активизации учащихся применяют такой педагогический прием: учащимся предлагают заранее в специальный ящик подавать вопросы и затем, выбрав наиболее интересные и трудные, готовят консультантов из числа самих учащихся. В этом случае, как показывает опыт, обеспечивается более высокая отдача от консультации.
Лит.: Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. – Иркутск, 1980; Основы дидактики
/ Под ред. Б.П. Есипова. – М., 1967.
В.А. Скакун
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.