КОНСПЕКТИРОВАНИЕ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ
составление конспекта прочитанного научного или литературного источника.

Источник: Cловарь-справочник основных терминов и понятий, используемых при подготовке диссертационного исследования

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ
сокращенная запись лекции, речи, какого-либо сочинения (научной работы) своими словами, цитатами, в виде тезисов.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ
краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя основные положения и их обоснование фактами, примерами.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ
учебный прием, заключающийся в кратком письменном изложении содержания статьи, книги, доклада, лекции (основных положений и их обоснований).

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ
от лат. conspectus — обзор) — сокращенная запись лекции, речи, к.-л. сочинения (научной работы) своими словами, цитатами, в виде тезисов. Творческий конспект сопровождается собственными мыслями, вопросами, сомнениями, рассуждениями.

Источник: Педагогический словарь

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ (от лат. conspectus - обзор, очерк)
краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя осн. положения и их обоснование фактами, примерами и т.д. К. развивает логическое мышление, совершенствует культуру речи, закрепляет в памяти прочитанное и услышанное.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ
от лат conspectus—обозрение, обзор) —учебный прием, заключающийся в кратком письменном изложении основного содержания лекции, статьи, книги, доклада; эффективное средство закрепления прочитанного, прослушанного текста, дисциплинирующее и развивающее мышление обучающегося, побуждающее глубоко осмыслить конспектируемый источник, найти в нем важное и существенное.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Конспектирование
(от лат. conspecus – обзор) сокращенная запись лекции, речи, к.-л. сочинения (научной работы) своими словами, цитатами и др. К. – письменное задание, используемое в практике вузовского обучения, состоящее в кратком изложении содержания или основных идей прочитанного или прослушанного: статьи, лекции, главы или целой книги. К. служит средством изучения литературных источников и обычно совпадает с ним по структуре. В качестве специального задания используются в курсе обучения студентов методике преподавания изобразительного искусства. В этом случае обычно оговаривается вид К.: свободный, плановый, графический, табличный или тематический.

Источник: Словарь-справочник по методике преподавания изобразительного искусства 2004

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ
1. Процесс интеллектуальной обработки и письменной фиксации читаемого или воспринимаемого на слух текста в форме конспекта. 2. Сложный вид речевой деятельности, сочетающий аудирование или чтение с письмом. К. является объектом обучения и тренировки на занятиях по практике языка. Для изучающих языки выпускаются специальные пособия и методические рекомендации по обучению К. (Павлова, 1989; Величко, Чагина, 1987). В зарубежной методической литературе для обозначения конспектирования текста, воспринимаемого на слух, используется термин note-taking, а для конспектирования письменного текста – термин note-writing (Hedge, 1993). При обучении конспектированию устной речи внимание учащихся сосредоточено на формировании следующих умений: выделить в аудиотексте важную или нужную информацию; быстро записать услышанное таким образом, чтобы не пропустить другую важную информацию; писать кратко, четко и яcно, пользуясь приемами сокращения, символами; расшифровывать запись и восстанавливать прослушанный текст. Результативность конспектирования зависит от следующих факторов: языковой культуры говорящего / пишущего; общей культуры участников общения: лектор не должен недооценивать или переоценивать культуру аудитории, но обязан ее учитывать; знание конспектирующим предмета и, следовательно, имеющим представление о содержании воспринимаемой на слух информации. Умение конспектировать устные и письменные тексты относятся к числу важных учебных умений (Кузнецова, 1983; Павлова, 1989).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ
от лат. cons-pectus — обзор, очерк), краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя осн. положения и их обоснование фактами, примерами и т. д. В процессе К. школьники учатся выделять главное, последовательно излагать материал, устанавливать связи между отд. положениями. К. развивает логич. мышление, совершенствует культуру речи, закрепляет в памяти прочитанное и услышанное. Овладение навыками К. необходимо для занятий самообразованием. Роль К. значительно возрастает в связи с осуществлением непрерывного образования. Прежде чем приступить к К., школьники учатся составлять план и тезисы. В плане вопросы, рассматриваемые в произведении (лекции, докладе), перечисляются в последоват., связном, логически обоснованном порядке. Тезисы кратко формулируют основные положения письменного или устного текста, но в отличие от конспекта не содержат фактич. материала. План и тезисы, дополненные фактич. материалом (цифры, схемы, таблицы и т. д.), примерами, аналогиями и т. п., представляют собственно конспект. Обучение навыкам самостоят. работы над текстом целесообразно проводить уже в нач. школе, постепенно усложняя работу: от составления плана главы, разбора худож. произв. до выделения осн. мыслей, установления логич. связей между важнейшими положениями, фактами и т. д. Важный этап в обучении элементам К. — составление планов-тезисов по отд. произв., статьям. Напр., это могут быть лит.-критич. статьи, в к-рых дается общий очерк эпохи, характеризуется творчество писателя и т. д. По истории планы-тезисы могут быть составлены по материалу отд. темы (напр., при изучении социальных движений, войн). Навыки самостоят. работы над текстом старшеклассники приобретают также в процессе аннотирования и рецензирования статей, науч.-популярных, ист.-худож. и др. произведений.
Приступая к обучению собственно К., учитель рекомендует учащимся сначала уяснить смысл всего текста в целом, затем разделить его на осн. части (составить план) и сформулировать в каждой из них гл. мысли (тезисы), последовательно их изложить, подкрепив фактич. материалом, примерами и т. д. В процессе К. используются разл. способы выделения текста: подчеркивание, шрифтовые выделения и т. д. Конспект по математике может составляться в виде схематич. зарисовки с введением матем. символики. К. — процесс творческий, каждый конспект отражает индивидуальные особенности, направленность мыслей, интересы конспектирующего. Поэтому запись лекций, докладов только условно можно назвать К. Характер этой работы отличается от К. печатных текстов тем, что, конспектируя лекцию, учащиеся ограничиваются материалом лектора, не могут вернуться к ранее сказанному, сопоставить факты и т. д. Однако в тех случаях, когда эти записи после лекции обрабатываются и дополняются, они приобретают черты собственно конспекта.
Лит.: Крупская Н. К., Как самостоятельно работать над книгой, Пед. соч. в 11 тт., т. 9, М., 1960; Г с ц о в Г., Работа с книгой: рациональные приемы, М., 1984"; Колесова А. М., Науч. организация умственного труда учащихся. Л1975; Русаков Б. А., НОТ школьника, М., 1976; Чирва А., Учись учиться, М., 1977; Штернберг Л. Ф., Скоростное конспектирование, М., 1988.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ
письменное изложение (воспроизведение) содержания исходного текста; запись содержания устного изложения учебного материала преподавателем.
К. как письменное изложение текста источника (учебника, учебного пособия, инструкции, статьи и др.) является одним из средств усвоения, развития памяти,мышления, грамотности и письменной речи учащихся, а для преподавателя – средством проверки усвоения учебного материала учащимися.
Различают К. подробные и сжатые (краткие). Сжатое К. требует от учащихся умения отбирать в исходном тексте основное и существенное, главное (внутри каждой основной части); исключить второстепенное и обобщить основное, находить соответствующие речевые (письменные) средства и строить связный текст. Если при подробном К. сохраняются стилевые особенности исходного текста, то при сжатом К. это не обязательно, передача смысла исходного текста ведется «своими словами».
По отношению к содержанию исходного текста различают полные и выборочные конспекты и конспекты с дополнительным заданием. В практике профессионального обучения наибольшее применение находит выборочное К., когда по заданию преподавателя учащиеся тезисно конспектируют наиболее важные части исходного текста. Зачастую при К. предлагаются задания: на основе изучения и письменного изложения исходного текста ответить на вопросы, высказать свое мнение.
Разновидностью К. является выполнение заданий преподавателя на выделение основных смысловых вех текста, подготовка кратких тезисов, развернутого плана прочитанного.
Для профессиональных учебных заведений актуальным является второй вид К. – запись материала, излагаемого преподавателем, так как по ряду немассовых профессий отсутствуют стабильные учебники.
К. – это не записи под диктовку преподавателя, а самостоятельная работа учащихся по ходу изложения учебного материала. Конспектируя материал, отбирая основные его положения, излагая их своими словами, учащийся тем самым осмысливает полученные знания.
Умение записывать во многом зависит от умения слушать, т.е. одновременно понимать и запоминать материал, выделять главное, отбрасывать второстепенное, определять свое отношение к услышанному. Причем весь этот сложный психологический комплекс действий надо осуществлять в таком темпе, в каком преподаватель излагает учебный материал.
Трудность навыка слушания, по сравнению с навыком чтения и работы с книгой, заключается еще в том, что остановиться и вновь прослушать уже нельзя.
Поэтому преподаватель особое внимание обращает на формирование у учащихся рациональных способов К., применяя такие методические приемы, как: сообщение и запись на доске узловых вопросов изучаемого материала; запись на доске незнакомых и трудных терминов; рекомендации о рациональных приемах зарисовки схем, графиков, диаграмм; выделение тех частей учебного материала, которые нужно обязательно записать, а в необходимых случаях диктовка отдельных формулировок, выводов; ознакомление учащихся с рациональными способами сокращения записей отдельных слов, словосочетаний, терминов и др.
Продуктивность слушания и попутного К. во многом также зависит от соблюдения преподавателем основных требований к речи).
Лит.: Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся III–VII классов. – М., 1978; Коротяев Б.И. Учение – процесс творческий. – М., 1989.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

КОНСПЕКТИРОВАНИЕ
1. Процесс мыслительной переработки и письменной фиксации читаемого или аудируемого текста, результатом которого является запись в форме конспекта. Происходящая при этом специальная переработка информации определяется как «свертывание» (по Н.И. Жинкину). 2. Сложный и своеобразный вид речевой деятельности, сочетающий аудирование или чтение (рецептивные виды речевой деятельности) с письмом (продуктивным видом речевой деятельности). В зависимости от способа предъявления информации выделяются: К. печатного текста (К. на основе чтения); К. устной речи (К. на основе слушания, т. е. аудирования). К. осуществляется по этапам: 1) прием информации; 2) отбор; 3) переформулирование и фиксация. Прием информации — восприятие печатного текста осуществляется зрительным анализатором, который дает возможность распознать печатный текст на уровне смысловых отрезков; аудирование происходит по минимальным смысловым сегментам речи говорящего. Понятие «смысловой сегмент» имеет объективный характер и в то же время субъективный. Объективно это часть речевого потока, несущая определенное количество смысловой информации; субъективно это количество информации, которую выделяет из речевого потока данный аудитор. Следовательно, величина речевого сегмента может колебаться. Осмысление, прочитанного или услышанного тесно связано с базовой информацией, которая поступает из долговременной памяти читающего или слушающего. Безусловное влияние оказывают: уровень общей культуры конспектирующего; уровень его профессиональных (специальных) знаний; уровень языковой культуры. При первичном отборе информации конспектирующий, отсекая излишнюю информацию, продолжает аудирование или чтение до тех пор, пока не получит информацию, которую сочтет нужным зафиксировать; информация, отобранная для фиксации, подвергается вторичному отбору по признаку ее новизны, важности и т. п. (в зависимости от цели). Переформулирование (трансформация) — обработка информации («новой» и хорошо известной конспектирующему), полученной в результате отбора информации, с целью подготовки ее к последующей фиксации. Результатом переработки информации становится уменьшение ее объема за счет исключения в первоисточнике повторов, подробностей и т. п., или путем обобщения целого ряда однородных актов. «Новая» информация типа определений, правил, формулировок закономерностей и т. п., как правило, нуждается в дословной записи (или почти дословной). Такой фрагмент текста либо надиктовывается лектором (в аудиотексте), либо самостоятельно отбирается конспектирующим (при работе с печатным текстом). Дословная запись не имеет особенностей К. как вторичного текста, так как ей не предшествует переформулирование. Другие типы «новой» информации подвергаются переформулированию с сохранением значительной доли слов и словосочетаний исходного текста. Хорошо известная информация может быть обозначена опорным словом (или словосочетанием) или системой опорных слов (словосочетаний) в форме плана. Фиксация информации— один из этапов К., следующий за отбором и переформулированием. Фиксация информации, независимо от способа предъявления информации, зависит от скорости письма. Так, если конспектирующий владеет традиционной скоростью письма, равной 60 знакам в минуту, К. не может быть осуществлено качественно при ускоренном темпе речи лектора и при большой концентрации информации. Конспект в таком случае становится неполноценным. Сокращение слов — одно из эффективных способов увеличения скорости фиксации получаемой от лектора (или из текста) информации. Сокращенное слово должно иметь «запас прочности», достаточный для восстановления данного слова в данном контексте. Например, сокращение след. может быть расшифровано в зависимости от контекста как следующий, следовательно, следовать, следователь, следствие, следовой и т. д. При записи существительных можно отбрасывать середину слова (гос-во, уч-ся, кол-ва). Сокращенная часть слова должна оканчиваться на согласную, после которой ставится точка. Целесообразно применять общепринятые условные сокращения и аббревиатуры (абс. — абсолютный, авт. — автономный, АН— Академия наук), общепринятые знаки (# — то-то не есть то-то, > — больше, < — меньше, V — сравнение, сопоставление и т. д.), индивидуальные сокращения, которые могут быть понятны лишь самому автору конспекта. (Так, интересны сокращения, встречающиеся в дневниках Н.Г. Чернышевского: ЖЗ — жизнь, X — если). Лит.: Выборнова В.Ю. Учим конспектировать // Русский язык в школе. — 1991. — № 2. — С. 29—34; Кузнецова Л.М. Методика обучения иностранных учащихся конспектированию печатных текстов. — М., 1983; Павлова В.П. Обучение конспектированию. — М., 1989. В.Ю. Выборнова

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
145.30 кб

Конспектирование лекций - важный процесс самоорганизации обучения студентов

Яновский Лев Mихайлович
Приводятся доводы о необходимости конспектирования студентами лекций, а также предлагаются новые подходы к решению этого вопроса.
Читать PDF
113.39 кб

Обучение конспектированию иностранных студентов на занятиях по химии

Борисова Евгения Викторовна, Макаренкова Людмила Васильевна
Обсуждается на материале курса химии поэтапное формирование у иностранных учащихся умений и навыков конспектирования с помощью грамматических моделей, логических схем, общепринятых сокращений, различных способов свертывания информ
Читать PDF
376.40 кб

Проблемы обучения иностранных студентов технических вузов России аудированию и конспектированию лекц

Пашкова Мария Николаевна
Статья посвящена проблеме обучения иностранных студентов технических специальностей российских вузов аудированию и конспектированию учебно-научной информации по профилю будущей специальности.
Читать PDF
403.04 кб

Технология обучения иностранных студентов аудированию и конспектированию учебных и научных текстов н

Писарь Надежда Владимировна
В статье на примере авторского учебного пособия, которое предназначено для иностранных студентов технического вуза, рассматривается технология обучения студентов-иностранцев аудированию и конспектированию учебных и научных текстов
Читать PDF
126.83 кб

Формирование навыков конспектирования при подготовке девятиклассников к государственной итоговой атт

Константинова Л. А., Илюхина О. В.
Посвящена формированию навыков конспектирования у выпускников основной школы (9 класс). Объектом исследования является такой этап экзаменационной работы, как сжатое изложение.

Похожие термины:

  • КОНСПЕКТИРОВАНИЕ (от лат. conspectus - обзор, очерк)

    краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя осн. положения и их обоснование фактами, примерами и т.д. К. развивает логическое мышление, совершенствует культуру