КОННОТАЦИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КОННОТАЦИЯ
(от лат. con – вместо + noto – отмечаю, обозначаю). 1. Элементы смысла высказывания, возникающие из взаимодействия исходных значений предложений и слов с различными значениями под влиянием контекста и ситуации речи. 2. Дополнительное содержание лексической единицы, которое накладывается на ее основное значение.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

КОННОТАЦИЯ
(от лат. connotation — ‘добавочное значение’) — эмоциональная, оценочная или стилистическая окраска языковой единицы узуального (закреплённого в системе языка) или окказионального характера.
В семантике языковой единицы (слова) выделяют предметно-понятийный (денотативный) и коннотативный компоненты значения. Предметно-понятийный компонент значения выполняет номинативно-идентифицирующую функцию. К. (коннотативный компонент) дополняет предметно-понятийное (денотативное), а также грамматическое содержание языковой единицы и придаёт ей экспрессивную функцию. Оценочный и эмоциональный компоненты К. выражают отношение говорящего к объекту наименования в целом или к его отдельным признакам, а стилистический (функционально-стилистический) компонент регулирует выбор (употребление) языковых единиц в зависимости от ситуации речевого общения.
Основанием оценочной квалификации и стилистической маркированности выступает ассоциативно-образный компонент, связывающий денотативное и коннотативное содержание языковой единицы. К. придаёт общую окраску всему выражению, в котором может преобладать образное представление (зубоскал), оценочная квалификация (негодяй), эмоциональная (дружочек), качественная (винегрет), количественная (ручища) или какое-л. стилистическое значение (торжест. возводить, прост, шляться).
Для оформления К. используются суффиксы субъективной оценки, актуализация внутренней формы слова, звукоподражание, аллитерация, экспрессивно окрашенные слова и фразеологизмы.
К. имеет субъективную речевую природу и противопоставлена объективному содержанию языковых единиц, ориентированному на когнитивную (познавательную, гносеологическую) функцию.
К. — важнейшая общеязыковая категория, имеющая большое значение для развития и функционирования языка, формирования речи. К. связана со всеми эмотивно-прагматическими аспектами текста, создающими его экспрессивную окраску. Все языковые средства, содержащие К., реализуясь в речи, придают высказыванию (тексту) субъективную модальность. Особенно важна К. в плане исследования языка как средства воздействия. Будучи общеязыковой категорией, К. своеобразно проявляется в каждом из функциональных стилей. Так, в языке художественной литературы эта категория выступает, как правило, в форме образов, в публицистике — нередко в форме прямых оценок. Здесь действие её приобретает интенсивный и всеохватывающий характер. Изучение К. имеет важное значение для стилистики и культуры речи.
К. пронизывают всю систему языка. Современная стилистика изучает К. на всех уровнях языка. Она исследует стилистические потенции частей речи, временных форм, числа, рода, синтаксических конструкций, текстовых отрезков.
Лит.: Баранов А.Г. Коннотации текста // Риторика и синтаксические структуры. Красноярск, 1988; Граудина Л.К., Дмитриева О.Л., Новикова Н.В., Ширяев Е.Н. Мы сохраним тебя, русская речь! М., 1995; Киселёва Л. А. Язык как средство воздействия (на материале эмоционально-оценочной лексики русского языка). Л., 1971; Комлев Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова. М., 1969; Солганик Г.Я. Лексика газеты (функциональный аспект). М., 1981; Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М., 1986; Харченко В.К. Разграничение оценочности, образности, экспрессии и эмоциональности в семантике слова // РЯШ 1976. № 3; Шаховский В.И. Типы значений эмотивной лексики // ВЯ. 1994. № 1.
Г.Я. Солганик

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
138.85 кб

Этнокультурная коннотация содержания образования в условиях реализации концепции стабилизирующей мод

Панькин Аркадий Борисович
В статье рассматривается этнокультурная коннотация в условиях реализации концепции стабилизирующей модернизации.
Читать PDF
320.97 кб

Этнокультурные коннотации содержания образования: проект и принципы его реализации

Панькин А. Б.
В статье рассматриваются организационно-педагогические основы реализации программы по этносоциальной безопасности посредством этнокультурной коннотации содержания образования.
Читать PDF
2.15 мб

Формирование человека культуры в системе этнокультурной коннотации содержания образования

Панькин Аркадий Борисович
Рассматривается процесс формирования человека культуры в системе этнокультурной коннотации содержания образования посредством развития структурных элементов центральной темы культуры системы этнических констант через их систематич