КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

Найдено 1 определение
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА
показатель качества вузовской подготовки и возможность реализации профессиональных и личностных качеств выпускника вуза в интересах современного производства (организации, учреждения).
Основополагающими показателями конкурентоспособности специалиста при разработке могут служить: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, способность к непрерывному саморазвитию и профессиональному росту, стремление к высокому качеству конечного продукта, стрессоустойчивость.
Главное психологическое условие успешной деятельности в любой области – это уверенность в своих силах. Основные направления, по которым вырабатывается уверенность в себе: освоение и совершенствование профессионального мастерства, адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения, поддержание и укрепление здоровья и работоспособности, создание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа.
Эти рекомендации ориентированы на повышение индивидуальной конкурентоспособности, что весьма актуально в условиях, когда альтернативой для каждого может стать безработица.
Базовыми элементами при разработке модели конкурентоспособного специалиста могут служить:
Профессиональные качества
Мышление : способы осуществления мыслительных операций и умение ими пользоваться в различных условиях (стандартных и нестандартных).
Эмоционально-волевые проявления: эмоции, чувства, волевые акты, способы их выражения и достижения, характерные для данной деятельности и конкретного сообщества.
Способы деятельности и поведения: умения, навыки, приемы, стиль поведения в жизни, оптимальные и значимые для реализации личностных и общественных целей в данном обществе и в данное время.
Ценности и ценностные ориентации, принятые, доминирующие и зарождающиеся на определенном историческом этапе (наиболее значимые – отношение к труду, людям, себе самому и др.).
Знания: факты, закономерности, законы в области общегуманитарной, естественнонаучной и профессиональной, обеспечивающие принятие оптимальных решений (различные науки и научные дисциплины).
Опыт решения общечеловеческих и профессиональных проблем – отечественный, зарубежный, современный, исторический.
Традиции, нормы, связанные с историческими способами жизнедеятельности человека, семьи, сообщества, государства.
Личностные качества
Психологические: эмпатия (способность к сопереживанию), эмоциональность (в пределах нормы для данного сообщества и профессии), аутентичность, открытость (по отношению к другим и новому), терпимость, развитость интуиции, стрессоустойчивость, оптимизм как философия жизни, развитость восприятия.
Мыслительные: аналитичность, рефлексивность, быстрота реакции, креативность, наблюдательность, критичность мышления, целостность мышления.Поведенческие: коммуникабельность, инициативность, предприимчивость, способность к импровизации, способность к релаксации, способность идти на риск, руководить и подчиняться, ответственность.
Лит.: Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества и гуманистической направленности вузовской подготовки. – Набережные Челны, 1996; Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в высшей школе. – М., 1996.
Д.В. Чернилевский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
233.18 кб

Конкурентоспособность личности молодого специалиста

Евецкая С. В., Терехин В. А.