КОНФУЦИЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КОНФУЦИЙ
(551–479 до н. э.) – древнекитайский мыслитель. Конфуцианская мораль требует постоянного самосовершенствования, послушания старших, неукоснительного и строгого соблюдения всех существующих норм и правил. Основой воспитания считал собственный пример учителя. Создав первую в мире частную школу по воспитанию человеческих характеров, Конфуций выступал против любой формалистики и «технизма» в обучении, возводя в принципы педагогической системы уважение к ученикам и принятие их такими, какие они есть; терпимость; единство учения и жизни; отказ от принуждения.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

КОНФУЦИЙ
Кун Фу-Цзы) (551—479 до н. э.) — древнекитайский мыслитель, основные взгляды к-рого изложены в работе «Лунь» («Беседы и суждения»). Конфуцианская мораль требует постоянного самосовершенствования, послушания старшим, неукоснительного и строгого соблюдения всех существующих норм и правил. Создав первую в мире частную школу по воспитанию человеческих характеров, К. выступал против любой формалистики и «технизма» в обучении, возводя в принципы пед. системы уважение к ученикам и принятие их такими, какие они есть; терпимость; единство учения и жизни; равенство всех людей как учеников и предоставление всем равных возможностей учиться; отказ от принуждения. Основой воспитания считал собственный пример учителя.

Источник: Педагогический словарь

КОНФУЦИЙ

китайский мыслитель, моралист, педагог. Осн. первую в Китае частную школу. К. целиком посвятил себя педагогической деятельности. Этические и педагогические взгляды К. содержатся в книгах "Ли цзи" ("Книга этики") и "Лунь юй" ("Беседы и суждения" - запись бесед К. с учениками). Большое значение придавал воспитанию и образованию как важному средству нравственного совершенствования человека, указывал, что путь к просвещению народа лежит в обучении. Подчеркивал мысль о единстве учения и мышления. Разработанная им программа обучения включала две ступени: изучение шести "искусств" (предметов) - морали, музыки, стрельбы из лука, управления колесницей, письма, арифметики и изучение четырех наук - безупречного поведения (добродетели), политики и управления, литературы и языка. Особое внимание К. уделял моральному воспитанию и презирал физический труд. В Китае со 2 в. до н.э. конфуцианство на 2 тыс. лет определило систему обучения в школе. К. был объявлен величайшим из мудрецов, "учителем 10 тысяч поколений".

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КОНФУЦИЙ
Кун Фуцзы, Кун-цзы, Кун Цю) (551—479 до н. э.), кит. мыслитель, моралист. и педагог. Род. в разорившейся знатной семье в царстве
Лу. Много путешествовал по др. царствам Китая, занимал разл. должности в царстве Лу. Главное в этич. учении К. — принципы жэнь («человечность», «гуманность») и ли («правила», «нормы поведения»), лежащие в основе жизни человека и определяющие отношения между людьми в семье и обществе. Эти принципы предусматривали почитание родителей и старших по возрасту, преданность и покорность правителю. Для постижения жзнь необходимо совершенствовать себя, избавляться от отрицат. качеств (алчности, жестокости, хвастовства и др.). Соблюдать принципы ли (этикет) — это точно знать свое место в обществе и действовать только согласно занимаемому обществ. положению. Среди педагогов древности К. принадлежит одно из первых мест не только по времени, но и по значению того вклада, к-рый он внес в развитие пед. мысли в Китае. Он основал первую в Китае частную школу (по преданию, у К. было ок. 3 тыс. учеников и последователей), обобщил опыт обучения, накопленный в Китае. Этич. и пед. взгляды К. содержатся в книгах «Ли цзи» («Книга этики») и «Лунь юй» («Беседы и суждения»); представляет собой запись бесед К. с учениками). Он исходил из положения о неравенстве людей, врожденности этич. и интеллектуальных качеств человека: высокоразвитые люди имеют от рождения больше способностей и могут изучать сложные явления, другие менее развиты, соответственно из-за ограниченности врожденных качеств им доступны только практич. навыки.
Большое значение К. придавал воспитанию и образованию как важному средству нравств. совершенствования человека, указывал, что путь к просвещению народа лежит в обучении. Человек, если он не учится, не познает истин, не получает радости. Подчеркивал мысль о единстве учения и мышления. Разработанная им программа обучения делилась на две ступени. Сначала следует изучать шесть «искусств» (предметов) — мораль, музыку, стрельбу из лука, управление колесницей, письмо, арифметику — и таким образом получить первонач. умственное, физич., моральное и худож. воспитание. После этого учащиеся должны перейти к изучению четырех наук: безупречное поведение (добродетель), политика и управление, лит-ра и язык. Особое внимание К. уделял моральному воспитанию. Презирал физич. труд, считал, что им не должны заниматься люди умственного труда, и поэтому отрицал трудовое воспитание. В процессе обучения К. большую роль отводил учителю, от к-рого зависит качество знаний и навыков учащихся. Учитель, по его мнению, должен быть строгим, но не деспотичным, постоянно совершенствовать свои знания и качества, развивать активность учащихся, помогать им самостоятельно и логически мыслить, требовать повторения ранее пройденного. Считал необходимым тесный контакт между учителем и учениками, основанный на уважении и любви, на признании авторитета учителя. Большое значение К. придавал умению учителя знать индивидуальные особенности и склонности своих учеников, развивать их.
В Китае со 2 в. до н. э. конфуцианство стало офиц. идеологией, к-рая на 2 тыс. лет определила характер обучения в кит. школе. К. был объявлен величайшим из мудрецов, провозглашен «учителем 10 тысяч поколений».
Лит.: Попов П. С., Изречения Конфуция, учеников его и других лиц, пер. с кит., СПБ, 1910; Клепиков В. 3., Конфуций — выдающийся педагог древнего Китая, НО, 1957, № 10; Кроль Ю., Китайские мудрецы, в кн.: Страна Хань, Л., 1959; Ян Ю и г. о, История древнекит. идеологии, пер. с кит., М., 1957; на кит. яз. — Чэнь Цзин-пань, Пед. идеи Конфуция, Ухань, 1957; Ли Чжан-чжи, Биография Конфуция, Шанхай, 1957; Хрестоматия по истории педагогики в древнем Китае, Пекин, 1962; Культурно-ист. и этико-филос. аспекты конфуцианства. Сб. статей кит. ученых, опубл. в 1949—1985, Цзинань, 1987. S. 3. Клепиков.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
710.03 кб

Конфуцианские идеи в народной педагогике китайцев

Васильева Мария Самсоновна, Намсараев Сергей Дашинимаевич
В статье рассматривается вклад конфуцианства в развитие народной педагогики китайцев, заключавшийся в разработке и популяризации теоретической модели идеальной личности «цзюнь-цзы» и его ценностных критериев, идей нравственного са
Читать PDF
147.36 кб

Конфуцианские ценности и нравственное воспитание в системе образования Китая

Базарова Анна Николаевна
В статье рассматриваются конфуцианские ценности и особенности нравственного воспитания в системе образования Китая.
Читать PDF
596.20 кб

Эволюция взглядов российских исследователей по вопросу китайско-конфуцианской модели образования в 8

Фролова Е. С.
Читать PDF
323.87 кб

Гуманитарные ценности конфуцианства в формировании духовно-нравственных качеств китайских студентов

Цзинь Синьсинь Цзинь Синьсинь
Для формирования мировоззренческой культуры и гражданских качеств китайских студентов большую значимость имеет включение в образовательный и воспитательный процесс духовно-нравственного потенциала конфуцианской культуры.
Читать PDF
284.38 кб

К вопросу о специфике преподавания китай ского языка в институте Конфуция в НГТУ

Ван Чаньцзюань , Моу Сяньмин
Читать PDF
153.39 кб

Роль конфуцианства в развитии традиционного образования в Китае

Базарова Анна Николаевна
В статье автор раскрывает роль конфуцианства в процессе развития традиционного образования в Китае. Отличительными чертами конфуцианского образования являются ортодоксальность и гуманистическая направленность.
Читать PDF
4.08 мб

Профессиональная культура через призму идей конфуцианства

Иванченко Надежда Вадимовна
Статья посвящена рассмотрению понятия «профессиональная культура» с учетом различных научных подходов и точек зрения.
Читать PDF
14.94 мб

Интерпретации педагогических терминов конфуцианства

Германович Анастасия Андреевна
Древнекитайская педагогическая традиция оказала огромное влияние на развитие педагогической мысли в Китае и мире.
Читать PDF
117.84 кб

Конфуцианство и культ грамотности в Древнем Китае

Базарова Анна Николаевна
В данной статье рассматривается процесс развития культа грамотности и образованности в Древнем Китае. Культ грамотности неразрывно связан с конфуцианской философской доктриной и в некоторой степени предопределен ею.
Читать PDF
147.56 кб

Деятельность институтов Конфуция в российской Федерации

Бельченко Андрей Станиславович
Рассмотрены вопросы сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики в области образования.
Читать PDF
92.23 кб

Институты Конфуция как инструмент «Гибкой власти» Китая

Леконцева Ксения Владимировна
Статья посвящена политическому курсу Китая, направленному на усиление влияния Китая на другие страны в сфере культуры и образования.
Читать PDF
200.55 кб

Мудрец помогает Поднебесной: развитие сети Институтов Конфуция как инструмент реализации политики «м

Михневич Сергей Владимирович
В статье рассматриваются ключевые особенности развития Институтов Конфуция (ИК) и Классов Конфуция (КК) как инструментов распространения «мягкой силы» Китая на примере макрорегиона Большой Восточной Азии.
Читать PDF
0.00 байт

Институты Конфуция как инструмент внешней политики КНР

Леонтьева Эльвира Октавьевна, Белокопытова Мария Сергеевна
На примере высшего образования и деятельности Институтов Конфуция в статье показывается значение «мягкой силы» в современной внешней политике КНР.
Читать PDF
0.00 байт

«Мы понимаем Институт Конфуция как пространство для взаимодействия двух культур»

Гузикова М.О.
В сентябре этого года глобальная сеть институтов Конфуция отпраздновала первое десятилетие успешной работы.