КОНФЛИКТ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Найдено 1 определение
КОНФЛИКТ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
один из видов социального конфликта, возникающий в результате появления и необходимости преодоления различных противоречий в процессе трудовой деятельности.
Причины К. в т.к. подразделяются на 4 группы: производственно-технологические, связанные с противоречиями, возникающими в связи с внедрением новых технологий, расхождением в позициях руководителей и подчиненных, выяснением причин отступлений от технологии или выполнения намеченного плана; экономические, связанные с нарушением принципов оплаты труда, задержкой зарплаты, распределением прибыли; административно-управленческие, вызванные нарушением принципов управления коллективом, недовольством стилем руководства со стороны менеджера того или иного уровня; социально-психологические, возникающие как между отдельными членами коллектива, так и между группами из-за постоянных или спонтанно возникших противоречий, обиды, чувства дискомфорта в трудовом коллективе, неудовлетворенности отдельных членов своим положением в коллективе, социально-психологической несовместимости.
Предупреждение, внимательное отношение к причинам возникающих в трудовом коллективе конфликтов, конструктивное их разрешение – одна из функций менеджера, связанная сэтикой управления персоналом. Для выполнения данной функции менеджеру любого уровня, от бригадира, начальника участка до шефа предприятия, фирмы, ассоциации важно учитывать, что мотивирует и что демотивирует членов коллектива в трудовой и общественной деятельности. Мотивирует, формирует чувство удовлетворенности признание, положительный результат деятельности, уровень материального вознаграждения, адекватного вложенному труду, возможность проявления самостоятельности, четкая постановка задач. Демотивируют, снижают трудовую активность, становятся источником возникновения конфликта факторы, противоположные вышеназванным: неясность цели, конкретных заданий, неудачи в работе, необоснованная, нетактичная критика, отсутствие признания, уважения, неадекватный темп деятельности (перегрузки, авралы), отсутствие должной информации, некомпе- тентность руководителя и т.п.
Действие негативно влияющих факторов приводит к возникновению неформальных групп, неудовлетворенных нравственно-психологическим климатом в трудовом коллективе, стремящихся компенсировать недостаток внимания, поддержки, отсутствие условий для самоутверждения и т.д. Для обеспечения безконфликтной трудовой деятельности менеджеру, мастеру важно учитывать психологию сформировавшихся микрогрупп, понимать основу объединения в них членов трудового коллектива, предотвращать инициирование слухов, интриг, опираться на позитивные устремления творчески настроенных, активных членов коллектива, выражающих неудовлетворенность сложившимся стереотипом организации деятельности коллектива.
Конфликты, возникающие в трудовом коллективе, неправомерно рассматривать только как отрицательное явление. Они могут быть и общественно целесообразными, и общественно нецелесообразными, выполнять как позитивные, так и негативные функции.
Нецелесообразные конфликты чреваты негативными последствиями: временное снижение производительности труда и экономической эффективности деятельности; повышение уровня текучести кадров; увеличение случаев травматизма и соматических заболеваний; разобщение сотрудников, ухудшение межличностных отношений. Однако конфликты позволяют выявить противоречия, своевременное и эффективное разрешение которых позволяет обеспечить поступательное движение коллектива к достижению высоких результатов, повышению эффективности деятельности и, как следствие, формирование чувства удовлетворенности, комфортности членов трудового коллектива. Общественно целесообразные К. при конструктивном их разрешении стимулируют трудовую и творческую активность работников, позволяют руководителю совершенствовать стиль управления коллективом, развивают отношения сотрудничества, взаимоуважения, взаимопомощи.
Лит.: Кичанова И.М. Конфликт: за и против. – М., 1978; Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: практическое руководство по конфликтологии для предпринимателей, широкого круга читателей. – М., 1992.
И.И. Зарецкая

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.